Игры для девочек в куклы

Назад
Игры для девочек в куклы
- {{rating.rating | number}} +

Оказывается, для детей нет занятия более важного и нужного, чем игра в куклы. Особенно если игра не простая, а театрализованная. Развитие каких функций и процессов у девочек стимулируют игры в куклы?

Приоритет фантазии

Четырехлетний ребенок берет в руки пару ложек и разыгрывает с их помощью целое представление: ложку-принцессу похитила злая колдунья, а ложка-принц спас ее, проскакав по столу в тридесятое царство. Сколько воображения и фантазии нужно для такой в общем-то обычной детской игры! И совершенно неважно, станет ли впоследствии маленький режиссер великим театральным деятелем, – главное в том, что это занятие учит его мыслить, мечтать и творить.

Сейчас многие родители уделяют большое внимание раннему развитию детей. На этом «суперинтеллектуальном» фоне игра в куклы, пусть и с захватывающим сюжетом, кое-кому может показаться «пустой тратой времени» – чуть не с пеленок мамы озабочены вопросами повышения у ребенка пресловутого IQ (популярны методики обучения чтению и счету почти с младенчества). Но, делая упор на интеллектуальное развитие, родители, к сожалению, часто забывают, что малыш хочет и должен играть, – это его основная деятельность и реальный двигатель развития.

Любая деятельность должна соответствовать возможностям возраста. Конечно, можно обучить малыша запоминать статьи из энциклопедии – способности для этого у него, безусловно, есть. Но нужно понимать, что при этом у ребенка будут очень слабо развиты фантазия, воображение, эмоции. А развитое воображение – источник образного мышления, которое, в свою очередь, в более позднем возрасте сформирует мышление абстрактное.

Все великие математики, писатели, изобретатели – люди с незаурядной фантазией, на помощь которой приходит интеллект. То есть фантазия и воображение все-таки первичны, именно их развитием и нужно по-настоящему заниматься в раннем возрасте. А знания без воображения – лишь механическое воспроизведение, неспособность создать что-то новое. Лишь игра дает ребенку возможность фантазировать и творить без ограничений: он и сценарист действия, и режиссер, и актер. Здесь у него (и у вас) есть прекрасные помощники – куклы!

Сначала малыш наблюдает з атем, как мама «общается» с куклой, а потом и сам постепенно вступает в диалог.


«Крошечный театр»

Пока ребенок не преодолел рубеж раннего возраста, устраивать для него кукольное представлении не стоит – слишком рано, он ничего пока не поймет. Речь может идти лишь о так называемой игре-драматизации, которая состоит из некоторых элементов, присущих театру.

Показывая ребенку «крошечное» представление, общаясь с куклой и при помощи куклы, мама учит его играть. Такие игры развивают не только теплые отношения с родителями, но и речь и эмоции малыша, который искренне переживает перипетии коротеньких историй, показанных и рассказанных мамой.

Уже полугодовалый малыш, едва научившись сидеть, с интересом следит, как плюшевый мишка сначала прячется, а потом неожиданно появляется из-под маминого платка или, смешно переваливаясь, убегает от зайчика. Знакомые игрушки, чудесным образом «ожившие» в руках мамы, знакомят малыша с новыми эмоциями и способами их выражения (зайка обрадовался – засмеялся и запрыгал от радости). Вовлечь ребенка в такую игру просто: он воспринимает обычную куклу или куклу-перчатку как живое существо, общается с ней, держит за «руку», играет.

До революции в России были очень популярны домашние кукольные спектакли. В постановках участвовали все члены семьи, представление превращалось в настоящий праздник, на который приглашали семьи друзей.


Первые сказки

После 2–2,5 лет можно разыгрывать при помощи игрушек хорошо знакомые ребенку простые сюжеты коротких сказок («Колобок», «Теремок» и пр.) – тех, которые он прежде не один раз слышал. Совсем не обязательно использовать для игры в куклы специальные наборы. Вполне хватит тех игрушек, что есть в доме. Малыш при этом может подсказывать персонажам слова, полноценно участвовать в вашей игре-представлении. Такие совместные занятия готовят ребенка к тому, чтобы впоследствии он мог разыгрывать сюжеты самостоятельно.

После 3–3,5 лет фантазия активизируется: дети легко выдумывают собственные сюжеты (или переделывают известные) и разыгрывают их с куклами, фигурками животных и любым подручным материалом – кастрюлями-домами и подушками-сугробами.

Пальчиковые куклы

Малышу проще всего управиться с пальчиковыми куклами. Игры для девочек в куклы с маленькими фигурками, надетыми на пальчики, не только стимулирует воображение, но и отлично развивает мелкую моторику. Очень важно проследить, чтобы отверстие в игрушке – деревянной, матерчатой, вязаной – подходило «кукольнику» по размеру. Ребенок еще недостаточно хорошо владеет кистью, и игрушка, которая постоянно сваливается с маленького пальчика, не принесет радости, а лишь оставит ощущение собственной беспомощности – и впредь он не станет использовать ее для своих «спектаклей».

Пальчиковая кукла – легкая и простая в использовании, поэтому ребенок может использовать несколько фигурок одновременно, строить все более сложные сюжеты.

Играя с пальчиковой куклой, малыш учится, используя воображение, обходиться тем, что доступно и всегда под рукой. Впоследствии он может просто играть с собственными пальцами, силы его фантазии хватит на то, чтобы большой палец стал королем, а мизинчик – маленькой девочкой.

Пальчиковые куклы очень просто сделать самостоятельно: свернуть из бумаги колпачок величиной с наперсток, нарисовать на нем глазки и ротик – «артист» готов!

Дети одушевляют персонажей, с которыми играют: куклы для них – равноправные участники представления.


Куклы-перчатки

Мало кто может сравниться с ними по популярности – у каждого ребенка обязательно есть хотя бы пара таких кукол. В чем их особенность?

Куклы-перчатки, (иначе – Би-ба-бо) – одни из наиболее подвижных и эмоционально выразительных. Они очень разнообразны по исполнению, но принцип строения у всех один: кукла состоит из «твердой» (сделанной обычно из резины или пластика) головы и одежды из ткани.

Самостоятельно играть с Би-ба-бо дети могут с пяти–шести лет. По-настоящему красиво и эмоционально управлять ими довольно сложно: нужна и хорошо развитая моторика, и довольно зрелое восприятие мира. Куклы-перчатки идеально подходят для настоящего кукольного театра, где спектакли – не импровизация, а разыгрывание определенного сюжета. И смысл спектакля иной: ребенок учится не только выражать свои эмоции, но и ставить себя на место персонажа – существа с иным характером, задачами и функциями.

Марионетки

Манипуляции с такими куклами представляют определенную – и немалую – сложность. Дети всегда зачарованно смотрят, как кукла «сама» танцует, садится, разводит руки. Просто чудо!

Принцип движения Би-ба-бо ребенок способен понять очень рано, он осознает, что источник движения – его собственная рука. Марионетка же отстранена от кукловода, он может едва шевелить рукой и даже не смотреть в ее сторону, а кукла при этом «живет».

Не стоит покупать ребенку сложную марионетку со множеством тонких ниточек – достаточно самой простой игрушки, например, часто встречающейся лохматой собачки на двух веревочках. Полуволшебный принцип действия остается тот же, и уверенности в себе малыш не теряет.

У нас сегодня спектакль!

В начале прошлого века были популярны домашние концерты и спектакли, в том числе и кукольные. Подобные веселые семейные праздники, к сожалению, сейчас стали большой редкостью, а ведь для того, чтобы организовать их требуется совсем немного – желание родителей и детей делать что-то вместе. Создание сцены, ширмы, декораций или даже самих кукол, «рисование билетов» – все это может стать интересной игрой и поводом для общения семьи. Спектакль не обязательно должен быть идеально отрепетирован – достаточно в общих чертах обсудить сюжет и импровизировать в его рамках. В представлении могут поучаствовать и самые активные зрители.

Устраивая представления с куклами, дети – в той или иной степени – разыгрывают свою жизнь, материализуют собственные мысли, желания и ощущения.

  • Внимательно наблюдая за игрой ребенка, родители могут многое узнать о том, что малышу представляется действительно важным в его жизни и окружении, легче понимают, что ему интересно.
  • Ребенок «проигрывает» с куклами ситуации, которые его на самом деле волнуют, кажутся страшными или непонятными, и учится находить способы разрешения этих ситуаций.
  • Зачастую в игре ребенок находит приемлемый выход своим негативным эмоциям (гневу, агрессии). Лучше пусть кукла Маша побьет куклу Женю, чем девочка замахнется на обидевшую ее сестренку. Увидев такое, не спешите делать скоропалительные выводы о дурном характере ребенка и уж, тем более, в строгой форме запрещать ему играть в агрессивные, на ваш взгляд, игры.
  • Автор: Зоя Колесникова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться