Детские игры для ребенка от двух до трех лет

Назад
Детские игры для ребенка от двух до трех лет
- {{rating.rating | number}} +

Малышу уже два года, и он совершенствует свои умения в речи, движении, общении. Какие игры и игрушки подойдут ему в этот период? Рассказывает Ася Штейн, педагог, специалист по раннему развитию.

Интеллектуальный марафон

После двух лет у детей совершенствуется память, начинают развиваться зачатки логического мышления: умения сопоставлять факты и делать выводы. Теперь, играя в логические игры, он не просто повторяет, как обезьянка, действия мамы или папы, а пытается самостоятельно найти решение хитрой задачки. Поэтому и игры ему теперь под силу куда более сложные, чем раньше.

Старые, добрые пирамидки превращаются в настоящие головоломки со сложными элементами или в домики с затейливо подогнанными деталями. Высший пилотаж – разобраться в хитросплетениях развивающего центра, состоящего из нескольких «сложносочиненных» пирамидок.

Кстати, с двухлетними детьми уже можно начать осваивать прекрасную классическую игру Бориса Никитина «Сложи узор» – это малышам вполне по силам.

Чтобы игры Никитина принесли крохе максимальную пользу, воспользуйтесь рекомендациями Лены Даниловой, приведенными в ее книге «Новый взгляд на игры Никитиных».

Большинству малышей этого возраста нравится собирать пазлы, картинки, разрезанные на несколько частей. Начинать стоит с самых простых картинок, разделенных пополам, постепенно усложняя задание. Разумно приобрести набор из нескольких пазлов разной сложности. У пазлов более сложной разновидности края деталей не прямые, а фигурные. Малышу придется изрядно потрудиться, чтобы собрать такие картинки, поэтому переходить к ним нужно после того, как он освоится с более простыми заданиями.

Поскольку многие из игрушек, которые вы покупаете для ребенка двух-трех лет, будут востребованы еще достаточно долго, вплоть до школьного возраста, старайтесь приобретать качественные, прочные модели известных фирм – руководствуйтесь принципом «лучше меньше да лучше».

Мама, твой ход!

В два года малыша можно начинать учить играть в разнообразные настольные игры, где соблюдается очеpедность ходов всех участников. Такие игры ценны, во-первых, потому, что развивают навыки взаимодействия. Во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений. Ведь это только нам, взрослым, кажется, что кинуть кубик, аккуратно передвинуть фишку на нужное количество клеточек – дело совсем нехитрое. Но у двух-, трехлетнего крохи пальчики еще такие неловкие, а движения – неточные. И для него это – серьезная, ответственная задача.

И конечно, настольные игры стимулируют развитие произвольного внимания, умения концентрироваться на заданном действии в течение относительно продолжительного времени (хотя бы 5–7 минут), удерживать в памяти правила, общий сюжет игры, ходы других игроков.

Классические игры с кубиком, на гранях которого нарисованы точки-числа, для крохи пока слишком сложны. В играх для детей этого возраста используются кубики с разноцветными гранями. Познакомиться с принципом такой игры поможет увлекательная игрушка «Балансирующая пирамидка», где играющие должны по очереди класть на балансирующую основу фигурки цвета, выпавшего на грани кубика. Такая игра к тому же развивает глазомер, координацию движений, закрепляет представления о цветах и формах.

Помимо игр с фишками и кубиками есть еще несколько разновидностей настольных игр, каждая из которых приносит малышу пользу.

Мемори. Игры с парными картинками. В начале игры парные картинки хаотично раскладывают вверх рубашками. В свой ход каждый игрок переворачивает кверху картинками пару карточек, стараясь запомнить их расположение. Задача – раскрыть пару одинаковых картинок. Кто соберет больше пар, побеждает. Для самых маленьких покупайте мемори с простыми, запоминающимися и яркими картинками, на которых изображены известные им предметы. Начинайте играть с двух-трех пар карточек, постепенно увеличивая их количество. Очень забавный вариант – объемное мемори – пары фигурок, которые прикрываются одинаковыми крышечками. Эта игрушка, в отличие от парных картинок, многофункциональна и может использоваться и как сортер, и как счетный материал.

Домино. Классическая детская игра, развивающая не только внимание, но и речь, кругозор, навыки классификации. В продаже есть тематические домино, затрагивающие практически все сферы жизни: и предметы домашнего обихода, и фрукты с овощами, и животных, и многое другое.

Ассоциации. Парные картинки-пазлы, составляющие логические и ассоциативные цепочки: у кого какой домик, звери и их детеныши, кто что любит есть и т. д.

Давай, как будто…
Ролевые игры малыша все более усложняются. Крохе необходимы игровые аксессуары, копирующие предметы, которыми пользуются взрослые. Причем если раньше, до двух лет, малышу было важно лишь обозначить игровую ситуацию и игрушки могли быть достаточно абстрактными, то теперь утюг, сковородка и дрель должны быть точно такими, как у мамы или папы.
И девочкам, и мальчикам нужен минимальный набор игрушечной утвари и инструментов, без которых немыслим современный дом:
- плита с набором посуды;
- утюжок и гладильная доска;
- набор для уборки;
- верстачок с набором инструментов.

В гостях у «головоногов»

Возраст между двумя и тремя годами – это время великих творческих откровений. К двум годам хаотичные линии на детском рисунке превращаются в волнообразные кривые, палочки, точки. В голове у маленького человечка идет напряженная работа: он пытается установить связь между движениями руки и получающимися на листе «загогулинами». Затем наступает великий прорыв: кривая замыкается в круг. Не за горами и еще одно открытие: оказывается, нарисованный кружок похож на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется «головоног», который станет важнейшим этапом самопознания малыша. Наступает эпоха «семейных портретов»: самый лучший «головоног» – это, конечно, сам малыш, самый красивый – мама, самый сильный – папа… Для столь плодовитого творца нужны достойные материалы и оборудование:

  • удобный мольберт;
  • набор качественных красок;
  • фломастеры;
  • восковые мелки;
  • накидка для рисования, чтобы одежда оставалась чистой.

Однако малышу по-прежнему нравится экспериментировать с красками. Его пальчики стали теперь более умелыми и ловкими, и им под силу теперь управиться с забавными и хитроумными приспособлениями.
Чтобы малыш много и с увлечением рисовал, ему стоит купить:

  • набор трафаретов, при помощи которых можно легко и быстро нарисовать замечательную картинку;
  • набор губок-штампиков со специальными красками;
  • набор печатей и валиков;
  • если малыш много времени проводит с вами в машине, обязательно приобретите специальный набор для рисования со столиком, который крепится на переднее сиденье.

Наш балаганчик
Двухлетки – страстные лицедеи. Они уже вполне осознают разницу между тем, что происходит в их жизни «взаправду» и что «понарошку», и с наслаждением разыгрывают перед «почтенной публикой» представления в самых разных жанрах: и балет, и оперу, и кукольные спектакли всех мастей.
Театрализованные игры полезны: они развивают речь, память, фантазию, координацию движений, музыкальный слух, а значит, позаботьтесь, чтобы в вашем «балаганчике» был самый разнообразный реквизит.
Кукольный театр. Психологи давно говорят об удивительном терапевтическом эффекте кукольного театра: спрятавшись за ширму, даже самый робкий и застенчивый малыш способен преобразиться в Серого Волка, победить свои страхи и комплексы.
Пальчиковый театр. Развивает мелкую моторику, удобен тем, что его всегда можно взять с собой, к примеру, в поездку или в поликлинику.
Марионетки. «Оживить» куклу-марионетку при помощи скрепленных на крестовине лесок не так-то просто. Именно поэтому театр марионеток прекрасно развивает глазо-ручную координацию.
Карнавальные костюмы. Всем маленьким лицедеям нравится перевоплощаться, нарядившись во что-нибудь невероятное. Конечно, для театрального экспромта прекрасно подойдет и мамин старый плащ, и самодельный костюм из подручных материалов. Но все же, если у малыша есть любимые «амплуа», стоит завести парочку настоящих карнавальных костюмов или хотя бы маски и аксессуары к ним.
Театр на столе. Разыгрывать театральные представления можно и прямо на столе. Понадобятся лишь маленькие тематические фигурки и подходящие аксессуары. Если малышу очень нравится какая-то сказка, можно приобрести специальный тематический набор.

Строим и конструируем

После двух лет самое время познакомить малыша с классическими деревянными кубиками. До сих пор он был для них слишком мал. Ведь, вопреки распространенному мнению, строить из кубиков намного сложнее, чем из конструктора: нужно соблюдать крайнюю осторожность при строительстве, очень точно рассчитывать, как поставить один кубик на другой, чтобы не разрушить все сооружение. Но теперь, когда кроха приобрел первые архитектурные навыки, можно попробовать себя в этом непростом деле. Разумно сразу приобретать большой набор, ведь деревянные кубики практичеки не стареют, а малыш будет играть в них с увлечением не один год.

Не стоит забывать и о других прекрасных конструкторах. Для двухлеток их – великое множество. Обязательно обратите внимание на динамические конструкторы. Их детали – крупные и яркие шестеренки, соединяясь друг с другом, превращаются в волшебную карусель, которая крутится, стоит только повернуть ручку, укрепленную на одном из зубчатых колец.

Не менее увлекательны динамические конструкторы другого вида – лабиринты, по которым скатываются шарики. Трубки, из которых состоит лабиринт, можно соединять в любой последовательности, создавая причудливые конструкции, а затем наблюдать за путешествиями маленьких шариков.

Многим мальчикам – а иногда и девочкам – нравятся конструкторы, детали которых соединяют при помощи болтов и отвертки. Особенно симпатично смотрятся деревянные модели. Правда, поначалу без папы с ними не разобраться! Вот прекрасный повод поиграть всей семьей.

  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

10 комментариев к записи

Хорошая статья! много того, во что мы уже играем и много интересных подсказок во что можно еще поиграть, спасибо за статью!

выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. В последнее время появляются более детализированные и автоматизированные игрушки, игрушки живущие самостоятельной жизнью. Они привлекают не только детей, но и взрослых. Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Главный недостаток таких игрушек в том, что ребенок лишается возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Ребенку предлагают строго определенные действия. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и с удовольствие и делают. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются.

Спасибо, статья очень хорошая! Игрушки с одной стороны, позволяют ребенку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Выбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии. хотел бы дать несколько советов в следующих комментариях.

Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и «укомплектованным» игрушкам и просят их еще и еще, практически в них не играют, а всего лишь манипулируют ими. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращая игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

еще я хотел бы рассказать,что интересными и полезными занятиями можно увлечь кроху во время любых домашних дел! жена, когда собирает грязную одежду для стирки, показывает сыну вещи разных цветов, а затем предлагает выбрать из общей кучи вещи этих цветов - таким образом, белье не только рассортировано для дальнейшей стирки, но еще малыш учит цвета))) когда мы варим суп-устраиваем игру в поваров! У сыночка есть своя игрушечная кастрюлька. Мы оставляем несколько кусочков овощей для супа не нарезанными и предлагаем Данечке сварить свой супчик) параллельно со взрослым супом, варится детский))) мы рассказываем и показываем, как делаем суп, в какой последовательности кладем овощи, как они называются и какого цвета!

Спасибо!Очень познавательная статья.Обязательно применю Ваши советы и воплощу их в жизнь вместе со своей дочуркой.

Статья прекрасная! И я лишний раз убедилась, что дочка развивается правильно- мы во всё это играем!!!!!!!!!!!!:yes:

Мы тоже во все это играем, а статья действительно хорошая.

интересная статья :yes: :yes:

Считаю, что такая машинка, как "Билли-большие колеса"Chicco должна быть у каждого мальчика, ну и у девочек, которые небезразличны к авто. Она прослужит верным другом, ведь крепче, надежнее и ударопрочнее машинку я еще не встречала. Несмотря на ее такие характеристики Билли очень позитивен, эти милые добрые глазки и широкая улыбка так и манит поиграть. Управление с Билли с помощью руля позволяет почувствовать себя настоящим профессионалом в езде даже 2-х годовалому ребенку. Тут все для безопасности, руль как положено круглой формы и НИКАКИХ АНТЕН! Машинка очень маневренная, на руле есть кнопки управления вперед-назад, влево-вправо, а посередке клаксон. Думаете все? Нееет, Билли еще издает реалистичные звуки мотора при начале движения, звуковые эффекты при подаче машины назад c сопровождением подсветки красных стоп-фонарей , яркое свечение самих фар. Препятствия внедорожнику не страшны, вы только взгляните на эти массивные надежные колеса, так что поверхность для езды может быть разной и даже с составляющими препятствиями. В общем, есть возможность восхититься машинкой и порадовать ребенка))