Как организовать театр на дому

Назад
Как организовать театр на дому
- {{rating.rating | number}} +

Дети с нетерпением ждут новогодних каникул. Это особенные дни – праздник чудес, ярких красок, подарков. В новогодние каникулы ребята посещают елки, театрализованные представления, красочные шоу. Но там они лишь зрители. А что если им самим принять участие в настоящей новогодней сказке, пусть даже и местного масштаба?

Возьмите на себя роль организатора домашнего театра. Возможно, новогодние представления станут вашей семейной традицией. Привлеките к этому мероприятию соседских ребятишек, старших родственников, школьных друзей ребенка.

Выбираем сказку

1. Произведение не должно быть очень сложным. ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВА, детский и семейный психолог: «Для детей 3–5 лет выбирайте знакомое им произведение. Малышам важна ритуальность – они любят одну и ту же сказку слушать сто раз подряд. И если они знают ту сказку, которую вы будете ставить, то им будет интересней ее смотреть или участвовать в ее постановке. А вот предпочтениями детей постарше стоит поинтересоваться. Когда ребенок вместе с вами выбирает и обсуждает материал, у него возрастает мотивация для участия в процессе».

2. Если вы выбираете произведение, написанное в стихах, то важно, чтобы стихи не были длинными и трудными для запоминания. Если ваша сказка написана в прозе, то реплики героев также не должны быть объемными. Текст сказки не должен содержать труднопроизносимых и непонятных по значению слов. АЛЕКСЕЙ ПОРТНЯГИН, актер, преподаватель актерского ма- стерства: «Принципиальной разницы – стихи или проза – нет. Главное – убедиться, что материал вызывает неподдельный интерес у детей. Когда вы с ребятишками будете учить текст, постарайтесь объяснить им смысл всех непонятных слов, ответить на все вопросы, возникающие у них по содержанию сказки».

3. Вы можете написать сказку сами. Возможно, среди ваших друзей или родных есть люди, способные к драматургии, которые могут написать для вас пьесу. Это может оказаться даже лучшим вариантом, чем постановка известной сказки. Ведь драматург, знакомый с самими исполнителями, учтет все пожелания и никого не оставит без роли. ЕВГЕНИЯ ФАЙКОВА, педагог-режиссер Театрального дома «Домашний театр»: «Было бы хорошо придумывать новогоднюю сказку вместе с детьми. Быть авторами представления, начиная от сценария и заканчивая декорациями, – большое удовольствие! У детей богатая фантазия, и они могут сочинить фантастическое произведение!»

4. Определитесь, какой это будет спектакль – ку- кольный или с участием актеров. Здесь все зависит от ваших предпочтений и предпочтений детей. В любом случае спектакль должен быть четким и понятным. Если основной зритель – дети до 5 лет, то спектакль не должен продолжаться больше 15–20 минут. Дольше они не выдержат, внимание их рассеется. Они могут начать капризничать, звать маму, убегать. Если же дети старше 5 лет, то хронометраж спектакля может увеличиться до 40–45 минут. ЕВГЕНИЯ ФАЙКОВА: «Малыши 2–4 лет в зрительном зале не засиживаются. Они проявляют интерес к происходящему и всегда в действии. Хоть особо ничего не понимают, но идут к сцене, трогают все, радуются тому, что происходит. Их в этом ни в коем случае нельзя ограничивать! Если у них появилось желание пойтна сцену и переставить какого-то зверька или деревце в другое место, то пусть сделают это. Надо просто быть к этому готовым».

Распределение ролей, или кто рисует афиши

Конечно, вы можете сделать детям сюрприз и подготовить сказку без их участия. Но представьте, как волнительно будет самим ребятишкам участвовать в подготовке представления. Поэтому участвуют все от мала до велика! Здесь главное понять, кому доверить главные роли в сказке, а кто будет рисовать афишу или мастерить кукол и костюмы.

1. Кто куда, а я в герои Нужно ориентироваться на то, что интересно ребенку. ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВА: «Если малышу больше нравится заниматься рисованием, оформлением, то пусть рисует афиши, не надо заставлять его играть роли. Кому-то нравится момент показа, игры. Часто дети в жизни застенчивые, а на сцене преображаются, преодолевают свою застенчивость. Очень хорошо выбирать роли, противоположные характеру ребенка. Если ребенок робкий, предложите ему сыграть волка. Через вживание в роль он может проявить другие свои качества, например, смелость, может раскрепоститься за счет роли, познать себя.

Также нужно смотреть, что ребенок выбирает сам. Дети выбирают либо героя, характер которого похож на его собственный характер, либо противоположность себе. Выбирают то, чего им не хватает, и они сами это интуитивно ищут. Это может быть дополнительной информацией для родителей о состоянии ребенка».

2. Как распределить роли? Каждому ребенку, решившему быть актером в домашнем театре, хочется выбрать для себя лучшую роль, но они не знают, по каким критериям выбирать это «лучшее». Поэтому взрослый должен помочь им с выбором. Предлагайте, обсуждайте образы героев вашей сказки, смотрите, кому из детей, какая роль больше нравится и больше подходит по типу и характеру. Но если ребенок отказывается от роли, не заставляйте его играть, не настаивайте.

АЛЕКСЕЙ ПОРТНЯГИН: «Если в труппе вашего домашнего театра много актеров, то можно сделать несколько составов на один и тот же спектакль. Сегодня играет желанную роль один ребенок, завтра – другой. Если же актеров мало, то постарайтесь дать одному из детей мотивацию сыграть другую роль, которая ему действительно больше подходит. Скажите, что никто другой так хорошо ее не сыграет! Любыми словами дайте понять малышу, насколько важно, чтобы именно он сыграл эту роль».

Важно учитывать желание детей. Если кто-то из ребят категорически отказывается играть, рисовать, мастерить, не надо его заставлять. Пусть он будет наблюдателем. Возможно, ребенок еще не готов к общественному делу. Или просто стесняется. А может быть, участие в подобных мероприятиях просто не в его характере. Но в любом случае, дайте понять ребенку, как он важен в этом действии, ведь он будет Зрителем. А для кого все спектакли делаются? Кстати, возможно, побыв наблюдателем, ребенок так увлечется, что тоже включится в процесс подготовки и, может быть, согласится сыграть какую-нибудь роль.

3. Кто может участвовать в спектакле? Участвовать в подготовке к спектаклю могут дети любого возраста. Но быть актерами могут детки, которым исполнилось 5 лет. ЕВГЕНИЯ ФАЙКОВА: «Дети 2–3 лет тоже могут участвовать. С ними намного веселей и смешней получаются все сцены. Но, конечно, делать актерские работы, составлять спектакль – с репликами, танцевальными моментами, взаимодействием партнеров – лучше с детьми с 5,5 лет. Надо, чтобы ребенок понимал, что он делает и для чего. Хотя, например, бросить листочки или снежок может даже двухлетка».

Спектакль, где роли играют люди

1. ДЕЛАЕМ КОСТЮМЫ Конечно, проще всего – купить костюмы. Сейчас фирм, производящих детские карнавальные костюмы, – великое множество. Там вы сможете приобрести наряды для всевозможных героев, причем на любой размер, как для детей, так и для взрослых.

Также вы можете взять костюмы напрокат. Но скорее всего, по цене выйдет также, как и купить их. Средняя цена проката костюма за сутки: 500 руб. – детский, 1000 руб. – взрослый. Если вы не успеваете вернуть в срок, то платите еще за сутки. Можно сшить костюм самим. Новый театральный костюм можно сделать из старой одежды и из подручных материалов (пряжи, фольги, фантиков, мишуры, лент, бумаги, старых украшений). Эскизы могут приготовить сами дети. Попросите их нарисовать героев вашей сказки такими, какими они их видят, и по этим рисункам сшейте костюмы. Дети, которым исполнилось 5–6 лет, могут под вашим руководством сшивать некоторые детали, вырезать украшения для костюмов. Малыши до 5 лет могут нанизывать бусины на нитки, а старшие дети (8–14 лет) могут сами сделать свой костюм. Конечно, при необходимости, взрослые должны им помочь. Таким образом участвовать будут все.

ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВА: «Пусть ребенок сам сделает свой костюм, для него это важно. Не требуйте, чтобы все было идеально, наслаждайтесь процессом совместного творчества! Мама делает костюм себе, ребенок себе. А вы объясняете, помогаете. Больше хвалите, даже если костюм покажется вам нелепым. Так вы поддержите стремление ребенка творить».

2. ДЕЛАЕМ СЦЕНУ Если вы живете за городом, то у вас есть прекрасная возможность использовать «живые» декорации – заснеженный лес. Но тогда и сказку выбирайте такую, где действие происходит в лесу. А главное, тщательно подготовьтесь ко всем неожиданностям природы – морозам, снегопаду, ветру. Если температура будет ниже –15 °С, действие лучше перенести в дом. На такой случай заранее подготовьте белое полотно, которое будет «снегом», и пару деревьев. Это могут быть искусственные елки небольшого размера.

Если вы живете в городе и зрительным залом может служить лишь комната в вашей квартире, то продумайте, как удобнее расположить места для зрителей и сцену. По возможности вынесите лишнюю мебель, уберите подальше мелочи (вазочки, свои украшения и пр.).

ЕВГЕНИЯ ФАЙКОВА: «Если ребенок будет в вашем зрительном зале чувствовать себя как дома, ему будет трудно поверить, что он в настоящем театре. А ваш театр самый настоящий – в нем есть актеры, зрители, декорации, сцена. Надо создать соответствующую атмосферу – «ты дома, но занимаешься очень важным делом!»

Сцену располагайте в той части комнаты, где находится выход, чтобы сделать из него кулису, откуда будут выходить актеры и уходить по окончании своей сцены. Вы можете просто натянуть веревку и повесить на нее «задник» (фон) сцены – ткань нужного вам цвета.

Театр кукол

Вы остановились на спектакле, где актеры – куклы? Процесс совместного изготовления кукол для зимней сказки будет очень увлекательным для детей. Самые известные виды кукол: перчаточные и пальчиковые, тростевые, марионетки, плоские (используются в теневом театре), автоматы (механические).

ОЛЬГА ДОНЕЦ, актриса театра кукол: «В вашей сказке в качестве куклы может выступать любой предмет быта. Например, ложки из набора одноразовой посуды. Выпуклая сторона – лицо, на котором можно нарисовать маркером глазки и ротик. Также можно приклеить глазки из маленьких бусин, блестящих пайеток. Волосы сделать из цветных ниток и приклеить их на вогнутую сторону ложки. Так же любой костюмчик или платье можно «привязать» к «шее» куклы.

Еще один вариант – самый простой для детей – куклы из белого плотного картона, разрисованные и украшенные самими детьми. Дети могут разрисовывать каждый своего персонажа, а также помогать друг другу. Предложите детям бусины, пайетки для глазок, пряжу для волос. Из кусочков ткани сделайте костюмы». Ширма для кукольного спектакля Возьмите два стула, положите между ними любую перекладину (палку, веревку) и натяните ткань (скатерть, штору, отрез).

ОЛЬГА ДОНЕЦ: «Есть еще один вариант домашнего театра кукол – теневой. Можно сделать специальную рамку и натянуть на нее белую простыню, а можно упростить и сделать обычную ширму – два стула и перекладина с тканью. Теперь делаем кукол для теневого театра: берем картон, вырезаем из него фигуры (героев выбранной сказки). Затем делаем шток (палочка, за которую мы будем держать куклу). Хороший вариант – это китайские палочки (или карандаши). С помощью скотча крепим перпендикулярно к фигуре. Можно усложнить куклу: если вы хотите, чтобы у нее двигалась какая-нибудь часть, например рука. Для этого нам надо отдельно от основной фигуры вырезать руку, и на тоненькую проволочку прикрепить к телу так, чтобы она свободно могла двигаться. Крепите к ней отдельный шток. Все – кукла готова! Теперь находите в квартире светильник и ставите его за вашу ширму, и все действо будет проходить на освещенном пространстве».

Актерами кукольного театра могут быть дети с 5–6 лет. Малышей 2–4 лет привлеките к изготовлению кукол.

Репетиции

Если вы уже сделали декорации, костюмы или кукол, обсудили сказку, то вам достаточно будет 3–4 репетиций. ЕВГЕНИЯ ФАЙКОВА: «Если репетиций много, процесс создания спектакля кажется затянутым. Дети могут потерять интерес».

Составьте подробный план репетиций и раздайте каждой семье, задействованной в сказке. Двух недель на подготовку спектакля и репетиций будет вполне достаточно.

ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВА: «Иногда бывает, что ребенок с удовольствием репетирует, готовится, а в момент представления отказывается выходить на сцену. Родители нацелены на результат, и если результат не оправдает их ожиданий, то они считают, что что-то не получилось. Но, тем не менее, для ребенка важнее сам процесс. И разочарование родителей от такой ситуации напрасно, ребенок все, что мог, взял от процесса. Иногда бывает, что ребенок стесняется выйти сам, а с мамой за руку выйдет. Мама может даже говорить за него какие-то реплики. Формат домашнего театра это позволяет».

Мама может помочь ребенку и в случае, если он во время представления забыл текст. Или подсказать из зрительного зала.

Важно, чтобы от процесса репетиций и представления у ребенка остались только позитивные эмоции, чтобы он ждал этого с радостью, а не как проверку его таланта и способностей. И пусть праздник заканчивается дарением подарков и зрителям, и актерам. Это и будет логичным завершением вашей сказки.

  • Автор: Евгения Алексеенко
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

Очень хорошая и интересная статья, спасибо Вам большое!
Особенно нашей семье нравится такая идея, как кукольный театр. Для ширмы кукольного спектакля мы взяли два стула,натянули веревку и повесили красивую цветную ткань. А персонажей для театра тоже сделали своими руками и в этом нам помог специальный набор Kukumba Кукольный театр «Приключения в джунглях», у нас получились очень интересные, красивые и цветные животные на специальных палочках, так что очень удобно ими управлять.
Теперь с нетерпением ждем вечера, заранее продумываем новый сценарий и показываем отличные представления!

Я в детстве обожала театры - и теневой и за ширмой - сказки разыгрывать из имеющихся игрушек для родителей и соседей. Вот и потащили сынулю в кукольный театр когда нам не было и двуз. С моими объяснениями высидел. Мечтаю. что скоро мы вырастем и тогда - развернёмся.

Хорошая идея,ребенку очень нравится играть в театр

Мой сын сам строит домик из кубиков и играет в "Теремок" с мелким))

интересно

Спасибо большое за познавательную и интересную статью