Как с помощью творчества корректировать поведение ребенка

Назад
Как с помощью творчества корректировать поведение ребенка
- {{rating.rating | number}} +

С помощью творческих занятий человек лучше узнает самого себя, избавляется от груза ненужных проблем и страхов, а также преодолевает подсознательные психические травмы.

Это целительное свойство искусства взяли на вооружение врачи-психологи и психотерапевты, разработав целый комплекс методик, названных «арт-терапией». Для занятий арт-терапией не существует возрастных или половых границ, но особенно эффективна она в работе с детьми, ведь зачастую ребенок не может выразить словами то, что его тревожит.

Арт-терапия помогает снять напряжение и повышенную тревожность, с помощью этой методики осуществляется многоплановая, глубокая работа с эмоциями, в ходе которой малыш избавляется от страхов, учится проживать отрицательный опыт. Арт-терапия является эффективным методом коррекции нежелательного поведения ребенка. С помощью творчества малыш может выразить в рисунке, поделке или спектакле то, что его беспокоит, узнать выходы из сложной ситуации, принять образец адекватного поведения.

В ходе арт-терапии он на какое-то время отождествляет себя с созданным им конструктом и может заменить привычные схемы действия на новые. Безусловно, происходит это не одномоментно, процесс коррекции неправильного поведения с помощью искусства может растянуться на месяцы, однако в арт-терапии есть одно достоинство: она действует без насилия над личностью, помогает малышу самостоятельно осознать и преодолеть свои проблемы.

В арт-терапии используются все доступные жанры искусства: живопись, музыка, литература, театр, танец, сторителлинг. Рассмотрим некоторые методы, которые используют психологи, практикующие арт-терапию.

Изотерапия

Арт-терапия с помощью рисования используется чаще всего для детей с трудностями в общении, таким малышам плохо удается социализироваться, из-за чего они становятся невротичными или агрессивными. С помощью рисования психолог помогает малышу изучать разные ситуации и события, определять собственную стратегию поведения в них.

В ходе процесса ребенок учится согласовывать чувства, движения, логическое мышление, можно сказать, что именно в процессе рисования развивается взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Для малышей, переполненных страхом и агрессией, предлагается творить в технике «марания», проще говоря, пачкать бумагу любыми доступными способами, произвольно смешивать цвета и наносить несколько слоев краски.

Стеснительным и робким детям, которые боятся пробовать новое и не умеют выражать свою агрессию арт-терапевт может предложить рисование пальцами. Работа с пальчиковыми красками похожа на ковыряние в грязи, т.е. нечто, обычно запрещенное детям, она вызывает сильные эмоции и желание выразить себя. Также рисование пальчиковыми красками поможет ребенку решить проблемы с туалетом и перестать пачкать штанишки. Нередко во время изотерапии специалист создает совместный рисунок с ребенком и таким образом учит его основам совместной деятельности.

Сказкотерапия

Когда малыш слушает сказку, он соотносит себя с ключевыми персонажами и узнает те сложные ситуации, в которые попадал сам. Маленькому ребенку не всегда удавалось решить стоящие перед ним проблемы, впоследствии, слушая сказку, он видит пути решения и стратегии поведения, подходящие в разных ситуациях. Эту особенность детского восприятия интересной истории успешно используют психологи: они придумывают специальные психокоррекционные сказки, которые демонстрируют ребенку, как нужно себя вести.

Например, малышу, который боится врача, расскажут историю о том, как хорошо вылечили зайку, а ребенку-драчуну предложат рассказ о дружбе и умении решать споры не кулаками, а словами. Иногда бывает достаточным один раз рассказать сказку, чтобы ребенок понял свою ошибку и перестал вести себя неправильно, но зачастую требуется длительная работа с такими историями, в ходе которой он будет сочинять собственные сюжеты, обсуждать поведение героев и рисовать их.

Музыкотерапия

С помощью музыки врачи помогают справиться со сложными эмоциональными состояниями и лечат целый ряд психосоматических заболеваний. В отличие от сказкотерапии, в ходе которой ребенок понимает, как себя вести и что говорить, музыка влияет только на эмоциональное состояние. Благодаря музыкотерапии внутренний мир ребенка наполняется положительными эмоциями, улучшается базовое доверие к миру, негативные переживания наоборот ослабляются. Эти изменения самым положительным образом сказываются на поведении: малыш становится открытым и спокойным, меньше склонен к спонтанным агрессивным реакциями, лучше владеет собой.

Особенно часто терапия музыкой используется для детей с ограниченными возможностями, а также замкнутых и депрессивных малышей. В ходе музыкальной терапии развивается чувство ритма и музыкальный слух, что становится толчком к социальному развитию, ребенок на фоне музыкотерапии лучше учится понимать интонации взрослых и эмоции, которые другие люди выражают в речи.

  • Автор: Софья Попова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться