Геометрия для малышей

Назад
Геометрия для малышей
- {{rating.rating | number}} +

Знакомство с математикой предполагает не только освоение цифр и счета. Даже с маленьким ребенком, начиная с двух-трех лет, можно и нужно заниматься геометрией – причем в увлекательной игровой форме. Хотя бы для того, чтобы развивать у малыша геометрическое мышление и пространственное воображение.

Многие родители стараются сами подготовить ребенка к школе, научить его читать и считать, не рассчитывая особо на специальные занятия в детском саду. Научив малыша пересчитывать предметы и бодро произносить скороговорку «Один – два – три – четыре…», родители успокаиваются, считая свой долг по части математики выполненным. Однако даже школьные уроки математики требуют от ребенка не только умения считать, но и логики, и пространственного воображения.

Зачастую знакомство с геометрией у малышей заключается в том, что им показывают круг, треугольник и квадрат. Про прямоугольник, например, говорят: «Смотри, он как квадрат, но длинненький», что, вообще-то говоря, не соответствует математическому определению прямоугольника и надолго запутывает детей. Между тем разные игры и задания, развивающие пространственное воображение, можно давать детям двух-трех лет, и прогресс будет очень заметный.

Сложи узор

Умение хорошо ориентироваться на местности, равно как и умение решать различные геометрические задачки, пригодится в жизни не раз, а начать развивать эти способности можно в любом возрасте.

Есть, например, такая прекрасная игра – кубики Никитина «Сложи узор». В наборе 16 одинаковых по размеру кубиков, раскрашенных необычным образом. Четыре грани закрашены целиком – весь квадрат одного цвета. Есть квадраты желтого, синего, красного и белого цвета, и в них две грани закрашены иначе – они разделены на два треугольника, на одной стороне желто-синяя грань, на другой – красно-белая.

К набору кубиков прилагается буклет с примерами заданий. Однако, прежде чем начать складывать картинки по схеме, важно просто помочь ребенку познакомиться со свойствами этих кубиков. Первые игры с малышами лучше проводить не с полным набором, а выдавая каждому игроку по 4 кубика. Например, мама берет себе 4 кубика и каждому из троих играющих детей тоже дает по 4 кубика.

  • Самое простое задание – построить поезд с синей крышей. Это вам, родители, кажется, что это очень просто. А для малыша здесь много задач: надо найти на каждом кубике грань нужного цвета, надо поставить кубик этой стороной вверх, надо из кубиков собрать поезд, поставив их сторонами вплотную друг к другу.
  • Можно построить полосатый поезд по образцу или сделать из своих кубиков шахматную доску. Более сложные задания, вызывающие затруднения у многих детей, – когда кубики соприкасаются не стороной, а уголком.
  • Когда ребенок освоится с задачей и научится уверенно строить по образцу или по схеме картинки из целых квадратов, можно предложить ему задания посложнее – например, соорудить домик или елочку.

В каком бы возрасте вы ни начали занятия с кубиками, идти всегда следует от простых заданий к сложным, иначе ребенок потеряет интерес. Важно, чтобы большую часть заданий кроха мог выполнить сам, без подсказок.

Если у малыша пока не получается сложить даже одноцветный поезд, отложите кубики на пару месяцев, а потом вернитесь к ним снова.

Как и любые другие настольные игры и конструкторы, кубики «Сложи узор» лучше хранить отдельно от других игрушек, высоко на полке, чтобы ребенок мог попросить маму или папу их достать, но не играл с ними сам.

  • Когда первый этап пройдет и ребенок сможет уже сам сложить такие сложные фигуры, как горка или конфетка, можно играть с кубиками так: мама складывает узор из четырех кубиков, а ребенок повторяет. А потом, наоборот, малыш придумывает задание, а мама повторяет.
  • С детьми старше четырех лет можно не только складывать новые узоры, но и рисовать свои схемы. Поначалу будет нужна помощь взрослых, но вскоре ребенок научится сам рисовать схемы тех узоров, которые он придумал.

Конструкторы и кубики

Помимо кубиков, для геометрических игр можно брать разные конструкторы, крупные «Лего», деревянные плашечки от башни «Дженга» и любые другие «кирпичики», из которых можно составить два одинаковых набора.

Играем мы точно так же: каждый из игроков получает одинаковый набор деталей. После этого один игрок складывает узор или строит башню, а остальные за ним повторяют. Потом другой строит башню – и все повторяют уже за ним.

К любым кубикам и конструкторам можно рисовать схемы и потом строить не по образцу, а по нарисованной схеме.

Есть и покупные игры, основанные на подобном принципе, например игра «Make’n’break». В наборе к этой игре есть 8 деревянных кирпичиков разного цвета и карточки со схемами разных построек. Карточки есть цветные, и из них надо выбирать и правильно ставить кирпичи нужного цвета; а есть – белые схемы, которые можно собирать из любых кирпичиков.

Равновесие и симметрия

Настольная игра «Катамино» состоит из деревянных или пластиковых фигурок, похожих на детали «тетриса», но не из четырех, а из пяти квадратиков. К игре прилагается альбом со схемами, но многие дети просто строят башни и изучают равновесие с такими необычными кубиками.

Кроме того, в «Катамино» можно играть вдвоем: каждый из игроков берет себе по пять разных больших фигурок, по три кубика и по кирпичику, потом оба пытаются выложить из своих деталей прямоугольник 5 на 6 клеток.

Вы можете использовать для своих игр все, что есть под рукой, – камушки или разноцветные крышечки от бутылок, пуговицы или монетки, спички или зубочистки. Я сама, например, однажды довольно долго играла с трехлетней девочкой в «обезьянку», используя цветные шнурочки и веревочки разной длины. Я выкладывала из шнурочков картинки, а девочка их повторяла. Потом она придумывала для меня задание, и я повторяла…

Мозаика тоже дает огромный простор для развития фантазии и помогает объяснить доходчиво такую сложную идею, как симметрия.

Возьмем разные фигурки из мозаики, по две каждого типа, и будем складывать бабочку с одинаковыми крылышками. Справа красная деталь – и слева тоже красная. Слева оранжевый квадрат – и справа тоже.

От плоскости к объему

Взрослые зачастую думают, что счетные палочки нужны только в первом классе. Однако они отлично подходят для разнообразных игр с малышами 3–4 лет. Из счетных палочек можно складывать буквы, картинки, узоры и геометрические фигуры, можно писать целые слова или собирать длинные поезда.

Все эти игры помогают детям увидеть соотношение размеров, соотношение разных углов и в итоге помогают развивать геометрическое мышление и пространственное воображение. В начальной школе детям важно научиться ориентироваться на листе бумаги и понимать, где правый верхний угол, что такое левая сторона страницы и как нарисовать синий круг между большими квадратами. Наши игры с кубиками и схемами помогут ему легко с этими заданиями справляться.

С детьми постарше можно рисовать план комнаты с мебелью или план двора – и на плане отмечать точку, где спрятан маленький сюрприз.

Ну а самая интересная игра – переход от плоских игр к объемным. Для этого можно клеить кубики, пирамидки и домики из картонных квадратиков и треугольников, а можно поиграть в гороховый конструктор.

Для игры вам понадобится замочить в холодной воде на 5–8 часов горсть цельного гороха нут, и запастись несколькими баночками зубочисток. В размоченный горох зубочистки отлично втыкаются, и при помощи такого конструктора можно строить все, что угодно, – дома и дворцы, мосты и арки, ракеты и корабли!

Веселых вам игр и занятий!

Статья опубликована
в журнале "Мой Кроха и Я"
04/2014

  • Автор: Женя Кац, педагог, специалист по раннему развитию, автор книги «Игры для начинающих мам»

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться