Первые игрушки малыша от рождения до полугода

Назад
Игрушки и малыш
- {{rating.rating | number}} +

Новорожденный малыш открывает для себя мир через речь мамы и тактильное взаимодействие с тем, что его окружает. Первые игрушки становятся важными посредниками в ответственном деле приспособления крохи к жизни «снаружи». И все родители хотят знать, что будет интересно и полезно ребенку от 0 до 6 месяцев и как это правильно выбрать.

 

Нужны ли игрушки малышу от рождения до полугода?


Ответ однозначен – конечно, нужны! Американский детский психолог, основатель института Better Parenting («Лучшее воспитание») Вики Панаккионе уверена: «Игра – необходимое условие социального, интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка. А игрушки должны использоваться в качестве инструментов этого развития. При этом игрушки, которые «умеют» слишком много, мешают ребенку использовать его воображение».

Как выбрать полезный подарок для человека, который буквально только что появился на свет? Ирина Тарасова, специалист детского развивающего центра, советует: «В первые полгода жизни малыша главное для него – эмоциональное общение с мамой. Предметно-манипулятивная деятельность только-только появляется, и ребенок еще слишком мал, чтобы играть в одиночку, его нужно заинтересовать».

Ребенок еще не знает, что такое игра, поэтому важно ему все терпеливо объяснять. «Волшебной» игрушки, которая надолго займет ребенка от рождения до года, просто не существует.

 

Какими должны быть первые игрушки? 5 главных правил


1. Прежде всего, прочными: керамическая, стеклянная или фарфоровая игрушкатабу для малышей. Даже груднички могут сжимать и бросать свои игрушки с удивительной силой, поэтому «Да что он с ней сделает?» – не аргумент. Отдельное внимание уделите лакокрасочному покрытию: оно должно быть устойчивым и нетоксичным (спрашивайте сертификаты у продавца). Мягкие набивные плюшевые игрушки также не стоит давать детям до шести месяцев.

2. Первые игрушки не должны быть слишком большими или слишком мелкими. Обращайте особое внимание на детали – глаза и нос у любимого мишки или зайки должны быть вышитыми, в противном случае бусинки могут оторваться и попасть в дыхательные пути ребенка.

3. Негромкими. Приобретая первые музыкальные игрушки для младенца, обращайте внимание на их громкость: не разрешайте играть с ними очень долго и помните, что безвредный шумовой фон лежит в пределах до 65 децибел. Все, что громче, может стать причиной повреждений детского слуха и даже повлиять на неустоявшуюся психику.

4. Надежными и безупречными с точки зрения репутации. По возможности не покупайте слишком дешевые безымянные игрушки, какими бы привлекательными они ни казались. Никто не даст вам гарантию, что они сделаны из безопасных для детского здоровья материалов.

5. Поддающимися мытью и чистке: маленькие дети неизменно тянут все новое в рот – это часть процесса познания мира, поэтому, прежде чем дать им в руки новую игрушку, хорошенько вымойте ее с использованием средства для мытья игрушек. Игрушка, которую невозможно помыть, – неподходящая игрушка.

 

С чем и как может играть ребенок в возрасте от 1 до 6 месяцев


Игрушки нужно подбирать с учетом особенностей возрастного развития. Все дети растут в своем темпе и ведут себя по-разному в зависимости от своего характера и темперамента. Но определенные общие черты физиологического и психологического развития выделить можно:

1-й месяц:

  • Младенец все больше спит. На первом месте – физиологические потребности. К концу месяца малыш научится улыбаться и узнавать лица.

2-й месяц:

  • Малыш агукает, издает мелодичные звуки, похожие на воркование.
  • Движения его становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет игрушку в рот.

3-й месяц: 

  • К концу 3-го месяца у крохи уже появляются свои предпочтения в игрушках – как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке.
  • Малыш различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию. Демонстрирует оживление улыбкой, энергичными движениями, длительным гулением со множеством гласных звуков.

4-й месяц:

  • Ребенок живо реагирует на знакомые лица: протягивает ручки маме и папе.
  •  У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов.

5-й месяц:

  • Любит валяться на животике.
  • Если вы дадите ребенку игрушку, то он уже сможет ее взять обеими руками или взять одной ручкой и переложить в другую.

6-й месяц: самостоятельно сидит.

И все же наблюдения и опыт родителей в вопросе выбора первых игрушек – это самое важное. Никто не знает темперамент, привычки и особенности поведения крохи лучше, чем мама с папой.


Как составить «игровой парк»? Советует психолог Мария Звегинцева

В возрасте от 0 до 4-5 месяцев: игрушки должны быть максимально простыми. Настоящий «мастхэв» – кубики одного цвета.

Кубики выполняют огромное количество развивающих функций.

К примеру:

  • грудничкам помогают развить хватательный рефлекс, мышцы и координацию глаз – рука,
  • по мере взросления ребенка кубики помогают развить такие навыки, как «представление о постоянстве объекта» (концепция о том, что объект до сих пор находится на некоем месте, хотя уже убран оттуда),
  • пространственное мышление,
  • язык,
  • воображение,
  • творческое мышление,
  • принципы планирования и строительства.

Поэтому кубики – настоящая игрушка-долгожитель и отличное вложение средств для семьи с новорожденным.

В период от 0 до 6 месяцев главными игрушками ребенка остаются его руки и ноги. И родители! Остальное – небесполезные дополнения.

Ближе к 3-4 месяцам, когда ребенок может лежать на животе и начинает пробовать удерживать опору на ручках, хорошо приобрести развивающий коврик (или несколько разных, чтобы малыш не заскучал). Можно сделать коврики самостоятельно, используя разные материалы и фактуры.

Давно известная всем игрушка – подвесные мобили. По словам психолога, лучше всего выбирать мобили, которые умеют реагировать на движения ребенка, то есть начинают крутиться после того, как крошка хлопнул, начал двигать ножками, ручками и т. д.

В выборе интерактивных модульных игрушек (развивающих ковриков и мобилей) обратите внимание на следующие моменты:

  • Пока ребенок не умеет сидеть и держать в руках вещи, он оценит то, на что можно смотреть и что можно слушать.
     
  • Зрение у ребенка расплывчато и фокус окончательно формируется к концу 1-го месяца, так что держать предмет нужно от 23 до 38 см от глаз, хотя к первому месяцу ребенок будет видеть на расстоянии до 31 см.
     
  • Младенцу нравятся человеческие лица, но также ему понравятся большие картины с изображением лиц.
     
  • Ребенок реагирует на яркие цвета, поэтому для него хороши будут игрушки ярких цветов. Для детей первых месяцев для одного «сеанса» игры лучше выбирать игрушки одного цвета.
     
  • Предметы, которые движутся медленно и производят мягкий звук, более интересны, чем бесшумные и статичные.
     
  • Пока ребенок не может держать игрушки в руках, он будет демонстрировать свое предпочтение, ударяя по тем, которые ему нравятся, – поэтому есть смысл обзавестись рамками-дугами, на которые можно подвешивать разные игрушки и заменять их.
     
  • Музыка – один из лучших способов успокоить, отвлечь и развеселить малыша. Попробуйте разные мелодии и понаблюдайте, как ребенок будет на них реагировать.
     
  • Небьющиеся зеркальца: малышам нравится видеть свое отражение в зеркале, хоть они и не осознают этот процесс на данной стадии развития. А к 3-м месяцам ребенок может начать улыбаться своему личику.
     
  • Мягкие книжки с яркими рисунками или украшениями и сенсорные игрушки (мягкая игрушка, которая издает звук трели или писк, когда на нее нажимаешь) будет интересовать кроху долгие месяцы.
     
  • Погремушка-браслет, надеваемая на ножку или ручку ребенка. Или носочки, содержащие встроенные погремушки. Это отличные возможности для первых творческих экспериментов со звуками.
     
  • Ветряные колокольчики. Груднички любят тихую музыку, поэтому повесьте набор ветряных колокольчиков в то место, откуда ребенок может видеть, как они движутся, и слушать звуки.

Не будет лишним напомнить, что очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями, представляют собой серьезную угрозу. А любые предметы (в том числе использующиеся для игры) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости крохи. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи ярких и безопасных пластиковых цепочек.

 

 

Первые игрушки малыша: отзывы мам


Анастасия, мама Адриана: «Когда мой сынишка лежал на полу, бабушка давала ему катушки с нитками, он их грыз. Не самый позитивный опыт, но все же. Ну и, конечно, он играл в стандартные погремушки».


Татьяна, мама Катерины: «У нас был красный козлик, куклы... И я всегда старалась играть с дочкой сама, увлечь ее».


Елена, мама Валерии: «Сама моя дочка не играла, а познавала мир через мои разговоры с ней. Поэтому мы играли в ладушки».


Ксения, мама Вероники: «У нас был развивающий коврик, читала книжки, показывала картинки, всегда пела колыбельные. Музыкальные игрушки, погремушки. Деткам нравится, когда что-то звенит и шумит, и обязательно яркое».


Елена, мама Петра и Ксении: «И Петя, и Ксюша любили подвесные мобили в кроватке. Я их устанавливала, когда деткам было всего 15 дней, и к месяцу они уже конкретно фиксировали взгляд на висящих над ними самолетиках-мишках-черепашках, увлекались и часто засыпали под них... В месяца четыре начинала выкладывать на развивающие коврики, но младшую, дочку, они особо не впечатляли, а вот старшему, сыну, нравились, и он мог подолгу на них лежать, кувыркаться, изучать. Зато дочке в этом возрасте нравилась обычная неваляшка! Она лежала и с удовольствием наблюдала, как та качается. Конечно, было несколько любимых погремушек, которые только возьмешь в руки, чуть позвенишь – и ребеночек быстро успокаивается и улыбается. Я даже сохранила их на память. Ближе к году сыну очень понравилась деревянная пирамидка – ее с ним можно было собирать 10 раз подряд и он хотел еще и еще. А вот дочку она как-то не привлекала. Обоим детям в этом возрасте нравились шумные музыкальные игрушки. У нас было несколько синтезаторов, детские пианино – они любили их послушать, понажимать на клавиши... Ну а к полутора годам старший увлекся конструктором “Лего”! До сих пор строить домики-башни из него остается одним из любимых его занятий. Дочке тоже нравится, хочет быть похожа на старшего брата и конструирует высокие башенки».

 

  • Автор: Екатерина Семянина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

Спасибо за статью...

У нас главные игрушки у малыша пакеты, крышки, емкости пищевые...

интересно )

Подробная и очень хорошая статья, буду иметь ввиду и пользоваться)

Суперская статья, почему она мне раньше не попалась(

Мои дети уже выросли, но дети друзей растут на моих игрушках. Очень удобные вязанные развивающие игрушки для детей, умные кубики, слингобусы и развивающие игрушки для развития мелкой моторики ребёнка. Изготовленные на заказ, но при этом не очень дорогие игрушки помогают развивать пространственное восприятие мира ребёнком, негромкие погремушки берегут ушки детей, а интересные формы и различные детали займут на долгое время вашего ребёнка. Заходите в мою группу и посмотрите фото.http://vk.com/club108834513

Вложения: 1 фото