Почему беспорядок на самом деле повод для радости

Назад
ребенок занимается творчеством
- {{rating.rating | number}} +

Иногда разбросанные повсюду игрушки начинают немного действовать на нервы. А иногда и просто приводить в ярость! Срываться на детях – непродуктивно.

 

Автор Krokha.RU Екатерина Семянина предлагает воспользоваться опытом американского психолога и освоить… альтернативный взгляд на беспорядок.

 

Пересматриваем отношение
 

Работая с мольбертом, маленькие Соня и Эшли окунают кисточки во все контейнеры с краской. И вдруг – о чудо! – они делают потрясающее открытие: краски стали грязновато-коричневыми. Работа тут же отложена, и теперь дети делают отпечатки ручек на бумаге мольберта. Затем, продолжая творческий процесс, четырехлетки смеются, раскрашивая друг другу личики…

Это цитата из записей специалиста по детскому развитию из Университета Кутцтауна (США) Сандры Фишер. Звучит здорово, не правда ли? Если вы хотите развивать творческую жилку в ребенке, вы должны принять факт, что маленькие дети часто вносят в работу с инструментами для творчества большой беспорядок. Так что нужно подумать, как лучше относиться к нему. Пересмотреть свое отношение. Это станет началом конструктивного восприятия процесса.

Комната ребенка – это его пространство. И важно дать ему возможность самому решать, что в ней нужно делать. Так ребенок будет САМ сталкиваться с последствиями своих действий. А это развивает чувство самостоятельности и ответственности.

Кроме того, современные книги по обучению, например, рисованию говорят о следующем: для ребенка важно обитать в насыщенной среде, где он сможет выбирать варианты действий. Иными словами, к примеру, он поймет, что можно нанести мазок не только той кисточкой, что выбрали родители, но и той, что показалась подходящей именно ему.

Как следствие - радостный факт: у детей, живущих в насыщенной среде, проявляется особенная тяга к порядку.

С тщательной подготовкой к творческому процессу, хорошо продуманной организацией рабочего места, простыми и четкими инструкциями и чувством юмора традиционные «приносящие беспорядок» виды настольной и напольной деятельности, такие как выполнение коллажей, рисование и работа с глиной могут быть приятным и позитивным времяпрепровождением.

 

Позволяем беспорядку улучшать работу мозга
 

Устраивая «творческий беспорядок», в частности, бурно рисуя, дети развивают важнейшие когнитивные функции:

  • учатся делать выбор (например, выбирать цвета);
  • учатся более эффективному мышлению, которое помогает находить выход из сложной ситуации: например, узнают, что краска может быть нанесена инструментом иным, чем кисточка;
  • знакомятся с понятиями причины и следствия;
  • учатся социальному взаимодействию (если творческие занятия проводятся в коллективе).

 

Мамы грязи не боятся
 

Материалы, часто служащие источником «грязи» на рабочем пространстве и потому не используемые, по мнению психологов, дают отличный тактильный опыт. Это, прежде всего, глина, которая более экологична, чем пластилин.

Источником беспокойства для мам могут стать и обрезки цветной бумаги, остающиеся после творческого процесса.

Создайте из них образовательный коллаж: используйте кусочки материалов различной текстуры. Пусть это будут, например,  «жесткая», «мягкая», «гладкая», «шершавая» секции. Готовя такой проект, дети станут специально разыскивать остатки, кусочки, лоскутки соответствующей текстуры и относить их к нужной части коллажа.

 

Организуем пространство!
 

Если предметы, с которыми вы работаете, дезорганизованы, дети, пытаясь найти что-то в беспорядке, только усугубят его.

Как лучше организовать рабочее пространство?

  • Используйте прозрачные коробки, чтобы хранить и распределять материалы для творческих проектов.
  • В качестве держателей кисточек с красками можно использовать бутылки. Насыпать внутрь песок, чтобы плотно держать их на месте.
  • Храните глину в маленьком пластиковом ведерке, которое можно легко переносить и ставить на стол для занятий творчеством.
  • Инструменты для лепки из глины можно хранить в пластиковом контейнeре.
  • Для готовых плодов творчества используйте подносы с приподнятыми краями или коробки из-под обуви.
  • Стол, разделенный на секции, помогает ограничить зону распространения беспорядка.
  • Держите поблизости полотенца, чтобы вытирать ребенка, если он испачкается. В качестве рабочих комбинезонов можно использовать, например, взрослые рубашки с короткими рукавами. Для самых «сырых» проектов - водонепроницаемые фартучки или комбинезоны.

 

Заранее продумайте уборку
 

Рекомендуется распланировать процесс уборки до того, как вы начнете выполнение сложных работ, иначе проблем не избежать.

1.В преддверии творческого процесса обязательно накройте стол газетой.

2. На столик для творчества положите бумажные полотенца и влажные салфетки, чтобы дети могли самостоятельно стирать излишки краски с пальцев.

3. В качестве скребка для удаления излишков краски с подноса можно использовать толстую картонную полоску.

4. Подготовьте губки и бутылки воды для того, чтобы протереть столы, стулья, инструменты или пол. А также дети могут использовать совок для пыли, метлу и ручную щетку.

5 Невероятно, но факт: детям нравится принимать участие в уборке (если их вовлечь в процесс!).

6. Eсли в том месте, где вы занимаетесь творчеством, лежит ковер, то на него можно постелить виниловую простынь или, к примеру, шторку для ванной, которые защитят покрытие от клея и капель краски. Вы также может огородить свое рабочее пространство: например, заниматься в пластиковом бассейне и не бояться испачкаться в случае, если внутрь упадут куски глины или просочится краска.

7. Держите рядышком коробки-контейнеры, чтобы собирать инструменты (например, кисти или палочки для глины) которые позже можно вымыть в раковине. Или принесите небольшое ведерко, наполненное мыльной водой для отмачивания клея и высушенных частиц глины. Не забудьте, что кисточки в теплую воду лучше не опускать – они могут «облысеть»!

8. Используйте наклейки-стикеры на открытых полках, чтобы дети знали, куда класть материалы

 

Как вовлечь в процесс нерешительного ребенка

 

Сандра Фишер также дает советы, как вовлечь ребенка в творческий процесс, если он не решается в нем участвовать:

  • Дайте ему время понаблюдать за процессом и почувствовать себя комфортно.
  • Обеспечьте пространство для работы или стул, на котором ребенок будет сидеть.
  • Продемонстрируйте малышу, как использовать материал.
  • Сопровождайте свой рабочий процесс описанием. Говорите ребенку, что испытываете.
  • Давайте «загрязняющие» материалы постепенно. Если ребенок не хочет трогать загрязняющие предметы, используйте вспомогательный предмет.
  • Если дети работают вместе, сажайте нерешительного ребенка с более активным товарищем. Так будет происходить распределение обязанностей: к примеру, один будет выбирать место, куда наклеить ленту, другой - наносить клей.
  • Сделайте материал более приятным для ребенка, нагревая глину в руках и используя его любимый цвет и материал.

  • Не меняйте материалы. Оставляйте материалы одинаковыми в течение нескольких дней, чтобы малыш привык к ним.
  • Во время занятий дайте ребенку выполнять роли, не требующие «грязной» работы.
  • Обеспечьте поддержку, облегчайте процесс для ребенка. Разговаривайте с ним. К примеру: «Смотри, краска растекается».
  • Держите вспомогательные материалы наготове (влажные салфетки и миску с мыльной водой), если ребенок себя чувствует некомфортно.
  • Фотографируйте процесс.
  • Помните: для скромного ребенка само участие в процессе уже намного важнее, чем сам процесс.

И напоследок – небольшая история. Именно в прямом смысле благодаря беспорядку было сделано открытие, совершившее революцию в медицине: был изобретен пенициллин. Это произошло случайно:

3 сентября 1928 года исследователь Александр Флеминг вернулся в свою лабораторию после месяца отсутствия. Плесневые грибы, выросшие в банке, уничтожили присутствовавшую там колонию стафилококков. Флеминг назвал выделенное ими вещество пенициллином и заметил в дальнейшем, что пенициллин убивает возбудителей многих болезней: скарлатины, пневмонии, менингита и дифтерии.

Так что если вы знаете за собой тягу к чрезмерной педантичности, не будьте слишком уж строги к ребенку. Творческий беспорядок иногда бывает очень продуктивен.
 

  • Автор: Екатерина Семянина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Это точно!

Интересная статья:)Я тоже стараюсь только радоваться,если малышь ведёт себя весело и подвижно,значит он активен и здоров.