Перчатка, пупс или би-ба-бо? Как правильно выбирать кукол и играть в них

Назад
Ребенок играет с куклой
- {{rating.rating | number}} +

Кукла – одна из первых игрушек малыша, а знаете ли вы какими интересными и полезными для развития могут быть игры с пупсиками и тильдами?

 

Krokha.RU публикует отрывок из книги Школы раннего развития Ирины Мальцевой «Самые умные игры – шаг за шагом от года до трех лет» - прочитав его, вы узнаете все о выборе правильных кукол и сможете сразу использовать готовый сценарий игры или придумать собственный!

 

Куклы - образные и сюжетные игрушки

Эти игрушки не зря называют посредниками. Игрушки, на которых изображено привлекательное лицо человека или мордочка животного, помогают взрослому организовать тесный эмоциональный контакт с крохой с первых месяцев его жизни. С года до трех лет игрушки-образы будут необходимы ребенку для тренировки специфических действий (причесывали или укладывали спать куклу — теперь причесываем или укладываем зайца, мишку и котика тоже и т. д), для организации игр с развернутым сюжетом и речевого взаимодействия со взрослым.

В игротеке малыша появляются либо расширяют свое представительство:

                            –  куклы-голыши и куклы-пупсики;

                            –  нарядные куклы-девочки и куклы-мальчики;

                            –  пищащие пластизолевые и резиновые звери;

                            –  мягкие игрушки в виде детенышей животных с трогательными                                                               «детскими» мордочками;

                            –  тканевые куклы с мягкими гибкими конечностями.

Семейство тканевых кукол, созданных для сжимания, кручения, ощупывания и других манипуляций ребенка, день ото дня становится все обширнее. Ведь к «семейным наборам» мягких кукол-зверей уже присоединились и куклы из взрослого мира. Речь пойдет о куклах-тильдах. Этот термин принадлежит очень популярным ныне интерьерным куклам из текстиля, которые украшают интерьеры главным образом в стиле шебби-шик (в переводе с английского — «потертый блеск, потрепанная роскошь»). Куклы-тильды отличаются простотой, выполняются в нежных пастельных тонах, имеют маленькие черные глазки и могут иметь не только человеческий образ, но и образы зверей, птичек, фей и даже неживых объектов (таких, как сердечко). Для игр ребенка раннего возраста можно подобрать, заказать или сшить самостоятельно (выкройку нетрудно найти на сайтах рукодельниц) куклу-тильду в виде человечка или зверушки (например, длинноухого зайца), выполненную в рост самого малыша. Игры и общение с таким мягким «напарником» будут особенно интересны ребенку.

Учим ребенка с помощью куклы:

  • показывать и называть отдельные части тела куклы (голова, уши, лапы, животик, спинка), ее лица или мордочки (глаза, брови, рот, нос, усы, язычок, зубы, щеки);
     
  • показывать и называть цвета и элементы одежды персонажа, понимать их предназначение и особенности (панама и косынка защищают голову от солнца, ветра; косынку можно повязать на голову, а можно — на шею; жилет может совсем не застегиваться и т д);
     
  • понимать, что похожих (однородных) предметов может быть много, а слово для их обозначения только одно — «заяц», «косынка», «носик», «уши» и т д;
     
  • различать и показывать куклу-маму (взрослого), куклу-малыша;
     
  • озвучивать персонажи: «ля-ля-ля», «ой!», «ах!», «прыг-прыг», «скок-скок» и многие другие;
     
  • последовательно отвечать на ряд вопросов, например: «Кто это? Где у зайца глаза, нос? Что это на нем надето?»;
     
  • отвечать на вопрос типа «Что зайчик делает?», наблюдая за тем, как с вашей помощью кукла «стоит», «бежит», «идет», «лежит» и т д;
     
  • инсценировать процессы кормления куклы, приготовления для нее еды, укладывания спать, купания, причесывания, лечения, гуляния и т д;
     
  • принимать участие в инсценировке сказки с куклой и включать ее в сюжетные игры с другими персонажами.

 

Примеры игровых сценариев с различными образными куклами


Как с помощью куклы вызвать у годовалого малыша желание говорить и выполнять инструкцию в одно действие

Для этой игры будет нужна достаточно большая кукла и одежда к ней, которая заранее снимается и раскладывается отдельно.

— Нам пора погулять! Где же наш зайка?

После того как малыш покажет его, попросите принести вам зайца и продолжайте игру. Вот какие поручения сможет освоить кроха:

— Посади зайку на стульчик!

— Дай мне, пожалуйста, его жилетик! Давай наденем жилетик на зайку вместе. Жилетик красивый? (Малыш кивает головой).

— Дай мне, пожалуйста, панаму! Давай ее наденем зайке на головку. Покажи, где головка? Подержи ушко, подержи другое ушко. У зайчика длинные ушки? (Малыш вновь кивает).

— Вот какой нарядный у нас зайчик! Смотри, как зайка пляшет: «прыг-прыг», «скок-скок», «тык-тык»! Как весело! Попляши с зайкой!

— Зайчик кивает, говорит тебе «спасибо». Кивни ему в ответ: «Пожалуйста! Пожалуйста!»

— Что мы ему надели? Сначала мы надели ему жилетик. Покажи, где жилетик? Потом мы надели ему на головку панаму. Покажи, где панама? Мы идем гулять? (Малыш кивает).


Как ребенок сможет понять, что одно слово-название может принадлежать нескольким игрушкам сразу

Для этой игры нужно приготовить несколько разных кукол в одном и том же образе (зайцы, медведи и т. д). Особенно хорошо использовать семейку мягких кукол.

Приготовьте любую из кукол, например зайчика, и скажите малышу: «Посмотри, к тебе пришел зайчик!». Пусть ребенок поиграет с веселым зайчиком, вместе как следует рассмотрите игрушку, а затем усадите или поставьте ее перед малышом. Достаньте второго зайца и, радостно удивившись, скажите: «Ой, к нам пришел еще зайчик!». После того как второй заяц будет рассмотрен, посадите его рядом с первым зайцем и очень отчетливо скажите, указывая сначала на одну, а потом на другую игрушку: «Это зайчик, и это тоже зайчик. Это разные зайчики». На этом игру можно закончить, если ребенок утомился, а можно сразу же продолжить, если его интерес к игрушкам сохраняется. В этом случае сразу же вслед за вторым зайцем покажите третьего и вновь скажите, поочередно указывая на каждую игрушку: «Это зайчик, это тоже зайчик, и это тоже зайчик! Это разные зайчики!».

Не забывайте о полезной игре в прятки, которую стоит проводить с конца первого года жизни ребенка: побуждайте его находить одинаковые по назначению и названию игрушки среди других игрушек. Это важнейший этап в познавательном и речевом развитии ребенка: ему становится понятен обобщающий характер усваиваемых слов. Организуйте поиск резиновых и тканевых зайцев (потом — и мишек, собачек, кукол- малышей) среди других персонажей в игрушечном хороводе (на игрушечном празднике и т. д). Каждый раз напоминайте малышу, кого именно ему следует искать: «Ищи еще зайку! Где же зайка? Зайка, прыг-прыг к нам!»


Как с помощью кукол-животных научить малыша произносить звукоподражания с разной интонацией

Для того чтобы помочь малышу освоить новые слоги и слова, необходимы игры на звукоподражание. Для этого будут нужны куклы-животные, например собачки.

Покажите ребенку веселых собачек разной величины, разыграйте для него сценку, в которой каждая собачка (в вашем исполнении) поздоровалась бы с малышом своим особенным голосом: собака-папа или мама произнесет «ав-ав» густым голосом, а малыш — звонким и тонким голоском скажет «тяф-тяф».

Указывайте поочередно на обеих собачек, спрашивайте малыша: «Как собачка лает?» — и побуждайте его исполнить вместе с вами нужное звукоподражание. Вскоре усложните игру: выполняйте звукоподражание, не указывая на собачек. Пусть малыш сам определяет, «чей это был голос», а потом пробует повторить с нужной интонацией, как именно поздоровалась с ним собачка.

Помимо кукол из ткани и других материалов в игротеке ребенка раннего возраста должны найти свое достойное место театральные куклы. Именно они представляют одно из самых древних и в то же время самых современных средств эмоционально-речевого развития детей. Ведь между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Театральные куклы позволяют развить подвижность пальцев обеих рук ребенка, освоить монологическую и диалогическую речь, научат понимать логику (последовательность сценок, общий сюжет) мини-представлений.

Вот почему куклы-перчатки и рукавички би-ба-бо, куклы-чехольчики на палец и куклы-головки так нужны и полезны ребенку.

 

Примеры игровых сценариев с куклами би-ба-бо


Как научить ребенка противопоставлять указательный пальчик другим пальчикам руки (произвольно сгибать его несколько раз).

Сначала наденьте куклу-головку (например, Зайчика) на свой собственный палец Вызовите интерес к веселой игрушке, которая станет здороваться с малышом, споет ему песенку, будет кланяться, качаться из стороны в сторону, вертеться и неожиданно куда-то прятаться.

Заинька, по лугу Гуляй, погуляй! Серенький, по лугу Погуливай, гуляй!

Затем наденьте Зайку на указательный пальчик руки ребенка. Осторожно покачайте-понаклоняйте ее на маленьком пальчике, побуждая малыша сначала следить за «ожившей» головкой. Проверьте, сложены ли при этом вместе другие четыре пальчика ребенка

Вскоре малыш сам начнет совершать активные действия по «оживлению» головки Включите для этого веселую музыку и начните хлопать в ладоши, когда куколка на пальчике ребенка «затанцует».

Вот как пляшет Зайка, Ты его поймай-ка!

Через некоторое время предложите малышу надеть головку на указательный пальчик другой руки.


Как научить ребенка управлять разными движениями указательного пальчика

Сначала наденьте головку-куклу (например, Котика) на свой собственный палец. Вот веселая головка привлекает к себе внимание малыша, начинает кланяться, кивать, наклоняясь вперед, качаться из стороны в сторону, поворачиваться-отворачиваться в разные стороны.

Котик-Котенька, дружок, Хочешь сладкий пирожок? Если хочешь, поклонись! Влево-вправо повернись!

Котик «кланяется» малышу, «разговаривает» с ним. Затем головка надевается на вытянутый указательный пальчик ребенка, при этом остальные четыре пальчика должны быть прижаты к ладошке большим пальчиком (он находится поверх сложенных пальцев). Помогите малышу согнуть указательный пальчик с надетой головкой: Котик «поздоровается» с вами. Покивайте несколько раз в ответ, вызывая у малыша желание повторить те же действия с мягкой головкой: Котик закивает вам в ответ. Затем обхватите запястье ребенка своей рукой и помогите ему немного развернуть кисть руки сначала в одну, а потом — в другую сторону. Так Котик сможет поворачиваться. А как Котик сможет поздороваться с маленьким кукловодом? В этом случае малыш, поворачивая к себе головку Котика, делает максимальный разворот кисти руки.

Для того чтобы ребенок начал совершать активные действия по «оживлению» головки, начните хлопать в ладоши, побуждая головку «затанцевать»:

Тра-та-та, тра-та-та! Вот какая красота! Котик по двору идет, То танцует, то поет!

Через некоторое время предложите малышу надеть головку Котика на указательный пальчик другой руки.


Как научить ребенка сгибать-разгибать наиболее активные пальцы руки (произвольно сгибать каждый пальчик несколько раз)

Наденьте головку-куклу (на этот раз Лисичку) на свой указательный палец и покачайте ее перед малышом:

Жила-была Лисичка, Рыжая сестричка! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Лисичка «кланяется» малышу, «разговаривает» с ним. Затем головка надевается на указательный пальчик ребенка, и Лисичка снова «поет песенки» (помогайте малышу сгибать указательный пальчик с надетой головкой).

«Пересадите» головку Лисы на свой средний палец, прижав остальные четыре пальца к ладони большим пальцем руки. Вновь покачайте головку перед ребенком:

Пела песенки Лисичка, Рыжая сестричка! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Вслед за этим помогите малышу надеть головку Лисички на его средний пальчик и обхватите своей рукой четыре оставшихся маленьких пальчика. Повторите стишок, побуждая малыша хоть немного покивать головкой на своем среднем пальчике.

Похвалите его и, забрав головку, наденьте ее на свой большой палец (он поднят вверх, а остальные четыре пальца согнуты и прижаты к ладони) Лисичка вновь «кивает» малышу и «танцует» (поворачивается из стороны в сторону):

Вертит хвостиком Лисичка, Рыжая сестричка! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

После этого наденьте лисью головку на поднятый вверх большой пальчик малыша и помогите ему прижать четыре других пальчика к ладошке. Тогда он сможет сосредоточиться на сгибании-разгибании большого пальчика с надетой мягкой головкой.

Старайтесь чередовать поклоны Лисички на пальчиках разных рук: сначала она немного «покивает» головкой на пальчиках одной руки малыша, а потом — на другой.


Как научить ребенка попеременно и синхронно управлять пальчиками двух рук

Для этого понадобятся сразу две куклы-головки, например Собачка и Котик. В игру с двумя головками, прежде всего, следует включать указательные и средние пальчики, но не забывать и о других. Сначала помогите малышу покивать друг другу двумя головками, надетыми на пальчики разных рук, придерживая его ручки за запястья или слегка наклоняя-сгибая его пальчики. Так куколки «здороваются»:

— Здравствуй, Котик! — Здравствуй, Песик! — Как ты поживаешь? Будет дождик или нет, Может, ты узнаешь? — Видишь, солнышко сияет, Птички весело поют, Значит, дождика не будет, Это смело говорю!

Выходи скорей гулять! Будем вместе мы играть!

В такт этим или любым другим словам героев малыш сгибает пальчики двух рук, делая это поочередно. А вот сгибать пальчики двух рук одновременно он сможет при «хоровом» ответе героев:

                            —  Вы ходили по дорожке?

                            —  Да-да-да!

                            —  Вы устали хоть немножко?

                            —  Да-да-да!

                            —  Вы присели, посидели?

                            —  Да-да-да!

                            —  А потом друг другу пели?

                            —  Да-да-да! Да-да-да!

 
Как научить ребенка совершать за куклу би-ба-бо самые разнообразные движения

 Сценка 1. «Волчок»

Для этой игры берем куклу-Волка. Взрослый обращается к кукле, надетой на руку ребенка: — Волчок, Волчок, Откуда ты бежишь? — Оттуда! Кисть руки с надетой куклой поворачивается в ту или иную сторону, лапкой Волчка показывается то или иное направление. — Волчок, Волчок, А что там? — Стук да крик! Крик да стук! Лапками совершаются попеременные движения вверх‐вниз:

Волчок «изображает» стук барабана.

— Волчок, Волчок, А кто стучит? — Хозяин!

Волчок разводит в стороны лапки, качается из стороны в сторону.

— Волчок, Волчок, А кто кричит? — Хозяйка!

Волчок попеременно поднимает лапки вверх.

— Волчок, Волчок, А почему они стучат-кричат, кричат-стучат? — Меня гонят!

Волчок трет лапками мордочку, наклоняет ее, словно жалуется кому‐то.

— Волчок, Волчок, А почему тебя гонят? — Овечек напугал!

Волчок широко расставляет лапки в стороны, качается влево‐вправо, словно пугает кого‐то.

— Больше не пугай! Больше не пугай!

Волчку грозят пальцем, он поднимает лапки вверх, обнимает ими склоненную голову (прячет ее), отворачивается.


Сценка 2. «Зайчик»

Для этой игры берем куклу-Зайца. Взрослый обращается к кукле, надетой на руку ребенка:

— Зайчик, Зайчик, побегайчик, Где гулял? — В лесочке

Кисть руки с надетой куклой поворачивается в ту или иную сторону, лапкой Зайчика показывается то или иное направление.

— Зайчик, Зайчик, побегайчик, Что в лесочке? — Там пенек

Зайчик помахивает лапкой вверх‐вниз, показывая высоту пенька.

— Барабанил о пенек? — Барабанил сколько мог!

Лапками совершаются попеременные движения вверх‐вниз: Зайчик «барабанит».

— Зайчик, Зайчик, побегайчик, Долго ль барабанил? — До ночи!

Попеременные движения вверх‐вниз становятся все чаще: Зайчик «барабанит» еще быстрее.

— Зайчик, Зайчик, побегайчик, Разбудил ли детку? — Разбудил! — Больше не буди! Больше не буди!

Зайчику грозят пальцем, он поднимает лапки вверх, обнимает ими склоненную голову (прячет ее), отворачивается.


Сценка 3. «Котик»

Для этой игры берем куклу-Кота. Взрослый обращается к кукле, надетой на руку ребенка:

— Котик, беленький животик, Где ты был?

— На мельнице

Кисть руки с надетой куклой поворачивается в ту или иную сторону, лапкой Котика показывается то или иное направление.

— Котик, беленький животик, Что ты там делал? — Муку молол

Лапками совершаются попеременные движения вверх‐вниз, головка наклоняется‐поднимается: Котик усердно «трудится».

— Котик, беленький животик, Что из муки пек? — Прянички

Лапки смыкаются и размыкаются на уровне грудки куклы, кисть руки поворачивается влево‐вправо: Котик «лепит» прянички.

— Котик, беленький животик, С кем прянички ел? — Один ел

Лапки Котика поочередно подносятся к его ротику, трогают и гладят усы: Котик «лакомится».

— Не ешь один! Не ешь один!

Котику грозят пальцем, он поднимает лапки вверх, обнимает ими наклоненную голову (прячет ее), отворачивается.


Сценка 4. «Собачка»

Для этой игры берем куклу-Собачку. Взрослый обращается к кукле, надетой на руку ребенка:

— Собачка, Собачка, Где ты дом сторожишь? — А вот где!

Кисть руки с надетой куклой поворачивается в ту или иную сторону, лапкой Собачки показывается определенное направление.

— Собачка, собачка, Как ты дом сторожишь? — Гав-гав! Р-р-р! Гав-гав! Р-р-р!

Головка Собачки на слова «гав‐гав» кивает, на звуки «р‐р‐р» наклоняется вперед, словно предупреждая непрошеных гостей стоять неподвижно.

— Собачка, собачка, Зачем так рычишь? — Гостей пугаю

Собачка «горделиво» поворачивается влево‐вправо, словно хвастается своей службой.

— Не пугай гостей! Не пугай гостей!

Собачке грозят пальцем, она поднимает лапки вверх, обнимает ими наклоненную голову (прячет ее), отворачивается.


Сценка 5. «Мышка»

Для этой игры берем куклу-Мышку. Взрослый обращается к кукле, надетой на руку ребенка:

— Мышка-норушка, Куда ты бежишь? — На лужок

Кисть руки с надетой куклой поворачивается вправо, лапкой Мышки показывается определенное направление.

— Мышка-норушка, Зачем на лужок? — За зернышком

Лапки Мышки сводятся вместе перед грудкой: она словно удерживает зернышко.

— Мышка-норушка, Зачем тебе зернышко? — Мышаток кормить

Головкой Мышки совершаются кивательные движения в разные стороны, при этом кисть руки с надетой куклой поворачивается слева направо по кругу: Мышка словно раздает зернышки.

— Мышка-норушка, Как мышатки просят есть? — Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Мышка «пляшет» на руке: поворачивается из стороны в сторону.


Как научить ребенка повторно совершать за куклу разнообразные движения руки

Для этой сценки берем куклу-Медведя. Пришел Медведь ко броду... Кисть руки с надетой куклой поворачивается вправо, влево: Мишка «идет» вразвалочку.

Бултых в воду!

Кукла резко наклоняется вперед головой вниз.

Уж он мок, мок, мок,

Лапками Мишутки закрывается его наклоненная голова, кукла то выпрямляется на руке вверх, то вновь склоняется вниз.

Уж он кис, кис, кис

То же самое.

Вымок, выкис, вылез, высох

Лапки отводятся от головы куклы, Мишка начинает выпрямляться, делая это все больше и больше с каждым произнесенным словом потешки.

Встал на колоду...

Мишутка вновь поворачивается вправо, влево: «идет» вразвалочку.

Бултых в воду!

Кукла вновь резко наклоняется вперед головой вниз.

Уж он мок, мок, мок...

Движения повторяются.
 

  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Познавательно)

У меня дочка любит зайчиков мягких)))) Ей на Новый Год Дед Мороз подарил нового ,так до сих пор с ним не растается