Одна голова, четыре вида мышления: ТРИЗ-игры, которые помогут вырастить талант

Назад
ТРИЗ-игры: развитие и развлечение
- {{rating.rating | number}} +

Игры, которые обогатят и ваш досуг, и ваше воображение

 

Специально для Krokha.RU Екатерина Зорина-Лавровская, автор блога Игра-ТРИЗ, рассказала о самых простых и эффективных ТРИЗ-играх, которые подойдут детям 4-5 лет.

В предыдущей статье я рассказала о том, что такое ТРИЗ-педагогика и как ее подходы учат детей размышлять, решать хитрые задачки и справляться с затруднениями.           «Зачем специально учить ребенка думать? Не проще ли  положиться на естественный ход развития событий, когда все само придет в нужное время?», - спрашивали некоторые читатели в комментариях и личных сообщениях.

Возможно, такая позиция имела право на существование лет 20-30 назад, но сейчас нас окружает такое количество «информационного шума», что развивающийся ум обязательно отвлечет яркая реклама или мерцающий экран… Хорошая новость состоит в том, что для того, чтобы тренировать мышление, не требуется сверхусилий – достаточно простых игр и творческих заданий.

В ТРИЗ-подходе игровые упражнения развивают как правое полушарие (например, игры с образами), так и левое (игры, которые  учат выделять причины и следствия, строить логические цепочки). Эффект суммируется и таким образом закладывается устойчивая основа для сильного мышления, а так же формируются другие качества творческой личности – самостоятельность суждений, уверенность в себе, интерес к познанию, гуманное отношение ко всему окружающему.

Вы встречали в еще какой-либо методике такую полезную многонаправленность? Я пока нет!

Прежде чем перейти к описанию конкретных заданий, хочу также отметить принципы, которые важно соблюдать в ТРИЗ-играх:

  • Давать только положительные оценки!
  • Игра – это позитивное и интересное общение, где каждого внимательно выслушают, не торопя и не перебивая.
  • Импровизировать – следовать за логикой ребенка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Говорить: интересно, любопытно, увлекательно, поощрять необычные суждения.
  • Чем больше вариантов ответа – тем лучше. Как правило, первая идея – не самая выдающаяся, но она открывает дорогу другим, более ярким.
  • Все может быть ресурсом для игр: обрывок газеты, палочка, трубочка, перо, любой привычный предмет обстановки (заметьте, эти ресурсы достаются нам даром, что не может не радовать :)

 

Теперь расскажу подробнее о видах мышления и приведу примеры игр и заданий.

Образное мышление

Образное мышление - основа воображения. Оно помогает мозгу находить знакомые образы в абстрактном, чтобы, выстраивая ассоциативные связи, приходить к новому решению. Чем выше способность создавать связки образ-ассоциация, тем выше креативность.

В играх наши главные помощники – это природные ресурсы: облака, морозные узоры на окнах, камни, цветы, листья и так далее. Вторые наши помощники – краски, кисточки, и все, что ими делают - каракули, кляксы и отпечатки всем - от ладошек до деталей лего!

Что с этим делать?  Внимательно рассматривать абстрактные изображения, искать на что это может быть похоже. Чем больше разнообразных образов увиделось – тем лучше.

Игра «Каракули»

Можно играть с 4 лет.

Понадобится: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Как играть: сначала нарисовать на своем листе загогулину (на рисунок при этом не обязательно смотреть), передать ее другому игроку, чтобы он всмотрелся в «почеркушку» и разглядел в ней образ. Увиденное нужно дорисовать и придумать название картине.

 

Ресурсное мышление

Такое мышление являет собой фундамент навыка продуктивного творческого мышления, мощный инструмент в борьбе с психической инерцией и мыслями по шаблону. Учит видеть в окружающих предметах помимо одной основной функции, множество дополнительных. Таким образом ребенок учится смотреть шире и объемнее, замечать и понимать, что любой предмет пригодится практически для всего.

Разве карандаш нужен только для того, чтобы рисовать? Еще им можно отстукивать ритм, удерживать волосы, использовать как тренажер для пальцев, рыхлить растения, размешивать чай… и давайте посоревнуемся, кто придумает больше! Думаю, идея упражнения понятна.

 

Игра «То, не знаю что»

Можно играть с 4 лет.

Понадобится: незнакомые детям предметы или их изображения

Как играть: рассмотреть незнакомую «штуковину» и предложить варианты ее использования. Чем больше, тем лучше! В конце можно рассказать, зачем на самом деле этот предмет нужен, но при этом подчеркнуть, что для всего остального, названного ребенком, он тоже может быть полезен.

 

Диалектическое мышление 

По сути это умение видеть и находить противоположные свойства, противоречия.

Такой навык помогает оценивать любые объекты и явления, изначально нейтральные, с разных точек зрения, видеть как положительное, так и отрицательное, чтобы затем думать, как это отрицательное уменьшить.

Подобные игры-рассуждения «хорошо-плохо-хорошо» помогают развить умение находить причины и следствия и учат, что во всем плохом есть хорошее и наоборот.

 

Игра «Шифровка»

Можно играть с 5 лет.

Понадобится: картинки с изображением сказочных героев.

Как играть: будем передавать шифровки, как разведчики. Ключ к шифру – принцип «наоборот», т.е. берем слово и заменяем его на противоположное по смыслу.

Например:

Дед Мороз - Шифровка – Бабушка Жара.

Буратино – веселый мальчик с длинным носом

Шифровка – грустная девочка с коротеньким носиком

 

Системное мышление

Системное мышление – то, что помогает навести порядок в голове, мыслить четче и яснее. Представьте, что знания сумбурно «свалены  в кучу» или наоборот «разложены по полочкам» – какими получится проще и быстрее воспользоваться?

В общении с детьми важно пояснять категории, по которым можно охарактеризовать предметы: цвет, форма, размер, составные части, вес, температура, звук, запах, вкус…. Это кажется таким элементарным, но я часто вижу детей-первоклассников, которые «плавают» в этих понятиях.

 

Игра «Кто мои друзья»

Можно играть с 4 лет.

Понадобится: пространство, которое позволяет разбежаться, т.к. игра подвижная. Деткам помладше можно предложить на выбор готовый набор предметных картинок, старшие сами всё придумают без подсказок.

Как играть: Ведущий-взрослый отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к нему и называют, в кого они превратились.

Например,

В: Я – колесо. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!

Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

 

Итак, когда мы учим ребенка разным способам мышления, то тем самым:
 

  • раскрываем ему множество новых возможностей, новых взглядов на привычный мир,
  • расширяем горизонты воображения,
  • учим предлагать новые идеи для решения проблем для улучшения качества жизни,
  • наконец, взращиваем любопытство и увлеченность, которые обязательно сохранятся в старшем возрасте.

Ведь никто из нас не хочет, чтобы дети выросли очередными скучными взрослыми, так?

Бонус для тех, кто дочитал до конца -  10 идей творческих занятий с детьми:

1.Создавать недолговечные картины из необычных материалов: продуктов, пуговиц, цветочных лепестков, камней и т.п.

2. Сочинять истории-объяснения по мотивам необычных картинок.

3. Играть в театр теней.

4. Рисовать двумя руками.

5. Научиться жонглировать.

6. Изучать прошлое привычных предметов – карандаша, стула, вилки.

7. Читать знакомые слова наоборот и придумывать, что они могут означать на языке жителей другой цивилизации.

8. Создавать собственные музыкальные инструменты из подручных материалов.

9. Изучать  биографии известных творческих личностей.

10.Как можно чаще совершать что-либо  новое,  пусть даже это будет всего лишь прогулка по новому маршруту.

  • Автор: Екатерина Зорина-Лавровская
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

интересно!

:D