Ролевые детские игры и игрушки для развития ребенка

Назад
Ролевые детские игры и игрушки для развития ребенка
- {{rating.rating | number}} +

В полтора года кроха готов к новому витку развития. И в этом ему помогут его детские игры, но с новыми правилами. О ролевых играх, детских игрушках для развития мышления и памяти ребенка рассказывает специалист по раннему развитию Ася Штейн.

 

Я и мир – ролевые игры

В возрасте года – полутора лет кроха совершает величайшее открытие: он – самостоятельная, независимая от мамы и папы личность. И теперь малышу нужно заново определить свое место в мире, научиться уже более осознанно, чем раньше, строить отношения с близкими. Главным «полигоном» отработки социальных моделей для него становится ролевая игра.
Если раньше он не столько осознанно играл, сколько манипулировал игрушками, подражая действиям взрослых, то теперь он пытается вживаться в новые для себя роли.
Кроха не просто гремит кастрюльками на кукольной плите, а перевоплощается в заботливую маму, готовящую обед своим деткам-куклам. Такие игры не только расширяют кругозор и речевой запас малыша, но и помогают ему приобрести первые навыки социального взаимодействия с близкими и с посторонними людьми, примерить на себя роли покупателя и продавца, больного и доктора, пассажира и водителя.

Полуторагодовалому малышу важно обозначить игровую ситуацию и предложить соответствующие аксессуары. Но имейте в виду, что избыток аксессуаров будет лишь рассеивать его внимание. Выбирайте пока небольшие наборы с необходимым минимумом предметов. Несколько иную функцию выполняют игровые наборы с крошечными фигурками и аксессуарами: домик, кораблик, луна-парк и т. д. Здесь малыш уже не актер, перевоплощающийся в новый образ, а режиссер, моделирующий игровую ситуацию извне. Сначала, играя со взрослыми, малыш будет знакомиться с простейшими житейскими ситуациями, осваивать новые пласты лексики. Но постепенно, войдя во вкус, он начнет усложнять игру, вводя в нее все новые сюжетные ходы, как реалистичные, так и абсолютно фантастические.

Анализируй это…

После полутора лет происходит колоссальный скачок и в интеллектуальном развитии ребенка. Раньше его внимания хватало не больше чем на две–три минуты, а теперь он может сосредотачиваться на любимой игре минут по пять и даже больше. Кроме того, кроха уже способен сопоставлять и анализировать простейшие явления, делать выводы. А поскольку память у него уже не такая коротенькая, как раньше, он в состоянии запоминать эти выводы и опираться на них в дальнейшем. А это уже – основа опыта. И конечно же, игры теперь становятся более сложными и осмысленными.

  • Например, малышу уже вполне под силу (при помощи взрослого, конечно) рассортировать детали пирамидки по форме и насадить их сразу на несколько хитроумно расположенных штырьков или собрать из тщательно подогнанных деталей конус. Сформировать и закрепить навыки классификации поможет классическая игрушка-сортер. А первые представления о массе и законе всемирного тяготения помогут получить весы и игрушки-балансиры.
  • И, конечно же, у вашего малыша обязательно должен быть «Волшебный мешочек» с набором разных предметов внутри – проверенная временем игрушка, способствующая развитию мелкой моторики, сенсорной памяти, стимулирующая формирование межполушарных связей.

Часто пишут, что детям полезно играть не настоящими, а воображаемыми предметами: это развивает абстрактное мышление. Да, детская фантазия безгранична, но все же для полноценной творческой игры ребенку необходимы аксессуары. Можно «лечить» куклу и при помощи одной лишь палочки, но если малыш недавно побывал в поликлинике, его обязательно заинтересует набор для маленького доктора.

Строим и конструируем

Полуторагодовалый малыш – творец и экспериментатор. Осознав себя самостоятельной личностью, он пытается понять, что он как личность может и умеет? И, конечно же, разнообразные конструкторы помогут ему почувствовать себя почти всемогущим творцом, создающим свой собственный рукотворный мир.
Сейчас самое время купить хороший конструктор из крупных блоков, предназначенный для самых маленьких. Однако крупные блоки легко сочетаются и с мелкими деталями, предназначенными для детей постарше. Так что базовый набор прослужит крохе долгие годы. Постепенно к базовому набору можно будет докупать маленькие тематические наборы и необходимые комплекты отдельных деталей, к примеру, окон, колес и т. д. Крупные яркие детали можно использовать и как мозаику, и как строительный материал, создавая из них самые невероятные конструкции.

Из крупные мягких блоков из вспененного полиуретана малыш может построить крепость выше собственного роста. При этом нет опасности травм, поскольку блоки мягкие и очень легкие.

Поехали!

  • Машинки – из числа тех игрушек, которых много не бывает. Для самых маленьких машинок можно строить гаражи, парковки, дороги, а кроме того, они могут выступать в роли счетного материала, фишек в настольных играх.
  • Машинки могут входить в наборы для ролевых игр (например, «стройка»). Управляемые машинки с пультом позволяют маленькому человечку ощутить себя всемогущим волшебником: захочу – и заставлю машинку катиться, разворачиваться, тормозить. Хотя, конечно, чрезмерно увлекаться электрифицированными игрушками не стоит. Их избыток может привести к тому, что кроха перестанет обращать внимание на другие, более полезные развивающие игры.
  • Большие машины служат для перевозки важных грузов: песка, камешков и пр. А на педальную машину может усесться и «профессиональный гонщик»!
  • Дети очень любят и железные дороги. Конечно, «взрослые» модели полуторагодовалым малышам пока не нужны. Им гораздо полезнее и интереснее деревянные дороги со сборными рельсами. Маленькие составы, запущенные с высоких горок, долго катятся по гладким рельсам по инерции. Еще один вариант – железные дороги, выпускаемые фирмами, производящими конструкторы. Только нужно остерегаться мелких деталей!

Маленький оркестрик

Погремушки остались в далеком прошлом. Но мир звуков по-прежнему увлекает и интригует кроху. Чтобы развивать у него музыкальный слух и чувство ритма, полезно приобрести правильно настроенные детские шумовые и духовые инструменты. Для всестороннего музыкального развития крохи хорошо иметь следующие инструменты:

  • барабан,
  • трещотку,
  •  ксилофон,
  • бубен,
  • треугольник,
  • дудочку,
  • губную гармошку.

Педагоги и психологи не рекомендую покупать детям синтезаторы, поскольку их звук практически никогда не соответствует реальному, а для его извлечения не требуется никаких усилий. То есть, по сути, развивающими игрушками синтезаторы не являются.

В гостях у Бяки-закаляки

После полутора лет хаотичные пятна и разводы на «полотнах» вашего маленького художника постепенно превращаются в волнообразные кривые, палочки, точки. В голове у маленького человечка идет напряженная работа: он пытается установить связь между движениями руки и получающимися на листе «загогулинами». И инструменты для творчества ему теперь понадобятся более совершенные, чем раньше. Кисти и мелки кроха теперь должен держать не всей ладонью, как раньше, а пальчиками. Правда, взрослые инструменты ему пока что еще не подходят. Для таких крошек выпускают специальные, короткие и толстые кисточки с закругленным верхним краем, чтобы малыш не укололся.

Чтобы избежать лишних расстройств из-за «испачканных» красок, из больших банок отливайте понемногу краски в специальные стаканчики, вставленные в удобную палитру. А чтобы не приходилось постоянно полоскать кисточку, вставьте по отдельной кисточке в каждый стаканчик. Для удобства можно наклеить на них полоски соответствующего цвета.

Лепим из пластилина

После полутора лет полезно познакомить малыша и с пластилином, а точнее – с тестом для лепки, более мягким и пластичным, чем пластилин. Изготовленное из современных экологичных материалов, такое тесто абсолютно безвредно и легко поддается слабым детским пальчикам. Сначала малыш будет просто запускать в тесто пальчики, мять его, жать, растягивать, словом, знакомиться со свойствами материала.
После того как состоится первое знакомство, предложите крохе набор для лепки, в который входят разнообразные ножички, валики, скалочки, формочки и прочие интересные приспособления.
Пытаться же лепить по-настоящему кроха начнет, скорее всего, ближе к двум годам или даже позже.

  • Работать мелками, цветными карандашами и фломастерами маленькому ребенку сложнее, чем кистью и красками: требуется гораздо больше усилий, чтобы провести линию, а движения должны быть более точными и четкими. Поэтому начинайте предлагать их лишь тогда, когда малыш немного освоится с красками и кисточкой. Но именно карандаши, мелки и фломастеры максимально способствуют развитию мельчайших мышц и связок, которые участвуют в процессе рисования и письма.
  • Давать детям цветные карандаши стоит ближе к двум годам, когда мелкая моторика будет уже достаточно сформирована. Покупайте карандаши с ярким, мягким грифелем.
  • Очень полезно приучать малыша рисовать специальными трехгранными карандашами: это позволяет сформировать правильную постановку руки, что будет очень важно в дальнейшем, при обучении письму. Для мелков самое важное – яркость цветов и мягкость. Старайтесь выбирать качественные мелки, сделанные на основе натурального воска.
  • Многим детям очень нравятся экраны для рисования. Такой экран не должен заменять красок и фломастеров, но он вполне может скрасить жизнь крохи, например, при ожидании приема врача.
  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Отличная статья !!