Ребенок летом: подвижные игры в компании сверстников

Назад
Ребенок летом: подвижные игры в компании сверстников
- {{rating.rating | number}} +

Какими подвижными играми для детей можно занять ребенка летом? Особенно, если дети собираются в большую шумную компанию. О том, как независимо от возраста ребенка совмещать развитие, воспитание и обучение детей и об играх для детей рассказывет педагог Ольгу Кузеева.

Многие дошколята лето проводят на даче. Игры здесь совсем не такие, как в городе: природа, полная свобода, а главное – играть в большой компании, в которой дети разного возраста, гораздо интереснее. А во что, собственно, играют наши дети, почему порой не обходится без конфликтов, как научиться выбираться из них без слез и шишек, без затаенных надолго обид?

Школа для «разношерстных»

Играть коллективно ребенок способен в 3–4 года, когда ему становятся интересны так называемые сюжетно-ролевые игры. Однако в этом возрасте вы вряд ли отпустите ребенка играть «без поводка». Но в старшем дошкольном возрасте вполне нормально, когда компания переходит «на самоуправление», более того – это необходимо.

Самостоятельные коллективные игры – отличная тренировка для развития социализации, умения управлять своими действиями, настроением. Те, кто помладше, осваивают новые сюжеты игр, учатся распределять роли, управлять игрой, настаивать на своем, прислушиваться к мнениям сотоварищей. Старшие учатся быть справедливыми, помогать, защищать. Но, с другой стороны – куда это годится: испорченное настроение, обиды и переживания младших. Нужно ли вмешиваться в возникающие между детьми конфликты, не опасны ли они для неокрепшей психики, как научить ребенка постоять за себя, не таить зла на обидчика? И вообще, не научится ли он от старших чему плохому?

Летние стихийные игры - это школа жизни для ребенка. И неплохая. Кто сказал, что компания «разношерстных» – разных по возрасту, возможностям, интересам – это плохо?

Почему забыты салочки?

Какова эпоха, таковы и игры. Телесериалы, компьютерные стрелялки, индустрия модных игрушек – дети как умеют, так и преломляют в игры то, что их окружает.

  • А играть, считают психологи, многие умеют плохо. Потому что игры, с точки зрения родителей, не самое главное для ребенка. Мы стремимся, чтобы как можно раньше ребенок изучал язык, чуть ли не с трех лет начинаем готовить к школе – учим читать, писать, считать. Не забываем и о физическом развитии – бассейн, спортивные секции и т. п.
  • А вот к полноценному общению в игре они не готовы. Хотя, как правило, детсадовцы более решительны, настойчивы, уверены в себе, но многие дети сейчас до школы воспитываются дома, контактных навыков у них меньше. А ведь замедленность социального развития – между прочим, для становления личности ребенка штука не менее опасная, чем отставание в физическом и интеллектуальном развитии. Во взрослой жизни это может обернуться серьезными проблемами: замкнутость, отчужденность, неспособность понимать тех, кто рядом, – все это лишние поводы для того, чтобы человек чувствовал себя не очень счастливым. Так что детские игры – дело серьезное, с какой стороны ни посмотри. В том числе и со стороны конфликтов.

Без них, естественно, любая детская компания не обойдется. Конфликты же напрямую связаны как с содержанием игры, так и с готовностью ребенка к той или иной роли в ней. В активных играх есть водящий и свободные игроки, а в сюжетно-ролевых «иерархия» еще сильнее: кто-то руководит игрой, а кто-то – лишь исполнитель, что для ребенка уже бывает обидным. Итог – обзывания, обиды, слезы...


От вражды к созиданию

  • Если взрослые вмешиваются в конфликтную ситуацию, чаще всего достается старшим. Не вникая в тонкости конфликта, бабушка или мама обычно взывают к доводам рассудка: «Ты же уже большой, должен уступать…» Ни к чему хорошему это не приводит: старшие дети воспринимают «внушение» как скучную нотацию или даже как удар по самолюбию. У младшего же возникает ощущение «тыла», ему проще обратиться к поддержке взрослого, чем самостоятельно искать решение. Поэтому реально влиять на ситуацию можно, используя, образно говоря, «дистанционное управление», то есть ребенка надо учить играть в коллективные игры.
  • В разновозрастной компании очень важно умение импровизировать по ходу игры, творчески выполнять условные действия, быстро перестраиваться, быть открытым, контактным. Есть свободная минута – поиграйте с ребенком в ролевую игру. Моделируйте ролевые диалоги – чем больше вариантов, тем увереннее будет ребенок чувствовать себя в играх со старшими. Вечерком вполне можно обсудить с любимым чадом, во что он будет играть завтра со своими друзьями. Пусть инициатива исходит от него, вы можете подталкивать его воображение, фантазию, «отрабатывая» вместе сюжет, действия. Этот прием особенно подходит для детей, которые чувствуют себя неуверенно, не готовы возражать, отстаивать свое мнение. И неважно, что в компании игра будет совсем иной и по сюжету, и по ролям. Наработанная дома практика поможет ребенку быстрее сообразить, как действовать.
  • Важный момент – научить ребенка обороняться от нападок старших. Самый простой, испытанный не одним поколением вариант – отозваться в ответ на брошенное прозвище: «Кто так обзывается, тот сам так называется». Постарайтесь убедить малыша, что обида – это проявление слабости, но если обидчик почувствует, что на его нападки не реагируют, ему станет просто неинтересно обижать.

игры с друзьями на улице помогают детям стать более открытыми, общительными, быстро развивают социальные навыки

И конечно, время от времени нужно самим участвовать в играх с детьми.
Отличное средство для единения разношерстной компании – футбол на траве, лапта, жмурки и прочие активные подвижные игры. В них действуют достаточно жесткие правила, следуя которым ребенок становится организованнее, внимательнее к партнерам по игре. Да и в сюжетных играх можно поучаствовать. Например, поиграть в необитаемый остров, где каждому придется придумать, как и что приготовить без привычных продуктов и утвари. Процесс поиска возможностей «выживания» доставит немало удовольствия всем участникам, а главное – поможет им сдружиться, лучше понимать друг друга.

Не забыли правила?

Пятнашки

С помощью считалки выбирается водящий. По сигналу участники игры разбегаются в разные стороны. Водящий должен кого- нибудь догнать и коснуться рукой. Пойманный становится новым водящим. Игрок может «спастись» от преследователя, если вместо бега, начнет прыгать на двух ногах или встанет на какой-то предмет.

Гонки на руках

Обозначаются две черты на земле: линия старта и линия финиша. Дети делятся на пары. Один берет другого за ноги, второй идет к финишу на руках. Пройдя половину пути игроки меняются ролями. Побеждает пара, первой добравшаяся до финиша.

Кузнечик

Играющие договариваются о границах старта и финиша, выбирают «судью». Затем игроки присаживаются на корточки, упираясь руками в бока и по команде «судьи» прыжками скачут к финишу. Если по дороге кто-то споткнулся или упал, не удержав равновесия, он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто первый добирается до финишной черты.

Мяч в кругу

Играющие выбирают водящего, становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч, становится водящим, но уже за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру, и новый водящий должен вкатить мяч в круг. Мяч не должен подниматься выше колен игроков.

Перетягивание каната

На земле проводится черта. Игроки делятся на две более-менее равноценные по силам команды и встают друг за другом по обе стороны черты, держась руками за канат. По сигналу начинается перетягивание каната. Главное – не переступить черту. Победившей становится та команда, которая сможет перетянуть противников на свою сторону.

  • Автор: Ольга Кузеева
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться