Плюсы и минусы системы раннего развития ребенка

Назад
Плюсы и минусы системы раннего развития ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Система раннего развития ребенка становится все более популярной среди родителей. Хорошо ли это? Ведь возрастные особенности ребенка требуют своевременного развития тех или иных функций. Обо всех нюансах системы воспитания рассказывает педагог и специалист по раннему развитию Ася Штейн.

За два десятилетия повальной моды на раннее развитие стало ясно: этот путь не так прост и безопасен, как кажется. На нем встречаются незаметные на первый взгляд подводные камни, обойти которые неискушенным родителям не так-то и просто.

О раннем развитии многие родители узнают задолго до рождения малыша и сразу же для себя решают: это то, что необходимо их будущему крохе. И это неудивительно. Впервые услышав о чудо-малышах, плавающих, как дельфинчики, бойко читающих сказки и щелкающих, как орешки, арифметические задачки, предназначенные для второклассников, любые заботливые папы и мамы загораются мечтой: пусть и мой кроха будет таким же. Тем более что существуют, оказывается, особые системы воспитания, руководствуясь которыми из любого ребенка можно воспитать вундеркинда.

Раннее или гармоничное? 

«Когда Кирилла привели к нам на собеседование, – вспоминает Ирина, преподаватель одного из престижных московских лицеев, – родители указали в анкете, что с ребенком с рождения занимались по развивающим методикам, что читать мальчик научился в два года, в школу пошел с пяти… Я беседовала с ним минут сорок. Но за это время он ни разу не посмотрел мне в глаза и, хотя на все вопросы отвечал развернутыми ответами из энциклопедии, ни с одним творческим заданием справиться не смог…»

Подобные ситуации, увы, далеко не редкость. Напротив, это скорее система, чем исключение из правил: дети, чьи родители чрезмерно увлекались ранним развитием, блистают в раннем детстве и младших классах, но затем резко сдают позиции в учебе. Связано это с тем, что практически все системы раннего развития стимулируют – и весьма интенсивно – зоны, расположенные в левом полушарии мозга, которые отвечают за развитие логики и абстрактного мышления и в норме формируются существенно позже. У маленьких же детей в норме должно доминировать правое полушарие, где расположены зоны, которые связаны с эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творческими способностями. Говоря проще, маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств и фантазии, причем постигать его целостно, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам».
Но детский мозг чрезвычайно пластичен, и если с крохой начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми, не уделяя при этом должного внимания эмоциональному развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться… подавляя при этом нормальное развитие правого. В результате, малыш действительно намного раньше сверстников начинает читать и писать, бойко играет на скрипке и болтает по-английски, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Но если правое, «творческое» полушарие осталось неразвитым, малыш просто будет умело и ловко манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни музыкантом, ни ученым – ведь для этого требуется как раз та загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что сокрыто в правом полушарии нашего мозга.

 Невозможно точно предположить, в какой именно момент малыш созреет для того, чтобы проявить интерес к новому занятию.

Читать раньше, чем говорить?

Одно из самых больших искушений – научить кроху читать по новомодным методикам, авторы которых утверждают, что младенцы осваивают грамоту с невероятной легкостью и начинают бойко читать раньше, чем научатся разговаривать.

Мама начала показывать Настюшке складовые кубики и карточки с написанными на них словами, едва малышке исполнился месяц. Она занималась с дочуркой терпеливо, день за днем, строго следуя рекомендациям специалистов. И вскоре, казалось, была вознаграждена: к году крошка легко отыскивала нужное слово среди нескольких, смешно выпевала вместе с мамой написанные на гранях кубиков слоги. Правда, сама говорить пока не спешила… Тревогу забили в два года: сверстники уже бойко болтали, а некоторые даже декламировали нехитрые стишки, и лишь Настя так и не начала говорить…

Что же случилось? Классики раннего развития, безусловно, правы: мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие. Однако, как мы уже отмечали, каждая функция должна быть сформирована на определенном этапе его развития.
С самого рождения и до двух лет у ребенка бурно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совсем другие зоны мозга. Если родители, движимые самыми лучшими побуждениями, начинают преждевременно стимулировать эти зоны, показывая малышу кубики Зайцева, карточки Домана или любые другие пособия по обучению чтению, все усилия мозга перераспределяются, и центры восприятия устной речи остаются пассивными. Научиться читать грудной младенец никак не может, но и нормальное речевое развитие у него затормаживается.
Поэтому, даже если вы – сторонник сверхраннего обучения чтению, отложите знакомство с буквами до той поры, когда малыш в полном объеме освоит устную речь.
Кроме того, малыши, которых заботливые родители из самых лучших побуждений с утра до ночи тренируют кубиками с буквами или карточками со словами, подчас лишены живого эмоционального общения. А значит, не умеют использовать речь по прямому назначению – для коммуникации.

В нужный момент у ребенка должна быть возможность освоить тот или иной навык – это важно для эффективности дальнейшего обучения. 

Как выбрать методику

Любая система раннего развития – это еще и товар (методические рекомендации, игры, пособия, курсы, детские сады). Производитель настойчиво утверждает, что без его услуг ни один ребенок не сможет вырасти по-настоящему счастливым и образованным. Редкий родитель способен устоять перед подобным давлением. Однако любая, даже самая эффективная система – вещь усредненная, она не может учесть индивидуальных особенностей каждого малыша сразу.
Самое разумное – ознакомиться с несколькими методиками и сочетать те элементы, которые кажутся вам приемлемыми.
Не спешите сразу же отметать все то, чем вы занимались с ребенком раньше. Лучше попробуйте осторожно сочетать новые элементы с тем, к чему малыш уже привык.

Человек играющий 

Маленькой Насте удалось помочь. Спустя несколько месяцев девочка догнала в речевом развитии своих сверстников. Стоило лишь спрятать – до поры до времени – развивающие пособия и заменить их на кукол и плюшевых зверей, как дело пошло на лад.

Этому есть вполне резонное объяснение.Именно спонтанная ролевая игра является важнейшей сферой интеллектуального и творческого развития ребенка-дошкольника. Собственно, нигде так полно, как в игре, не проявляется человеческая способность изменять и преображать окружающий мир: захочу – и диван превратится в верблюда, а на листиках-тарелках появятся сказочные яства. Но, чтобы это произошло, нужно продумать сценарий игры, представить себе, как должны выглядеть герои, в которых собираешься перевоплотиться, и предметы, которые создаешь волшебной силой своей фантазии.
Казалось бы, игра не приносит никаких осязаемых плодов, но результат ее поистине бесценен: это становление детского «Я», познание ребенком самого себя и того места, которое он занимает в мире. Следовательно, чтобы ребенок мог нормально расти и развиваться, ведущей сферой его деятельности должна быть именно ролевая игра, а любые развивающие игры и занятия должны вписываться в игровое пространство ребенка. 

Ну разве так трудно предложить испечь из кубиков игры «Сложи узор» или другой головоломки торт для ослика Иа-Иа, у которого сегодня день рождения, или помочь зверюшкам спрятаться от серого волка, закрыв окошки ставенками в игре «Сложи квадрат», построить дорогу в Изумрудный город из разноцветных кружочков, располагая их в заданной последовательности (иначе Элли и ее друзья не попадут к могущественному Гудвину!), самостоятельно прочесть волшебное слово, которое поможет расколдовать Спящую красавицу!

Так все-таки нужно раннее развитие или нет?

Да, если мы понимаем под ним формирование у малыша способности самостоятельно мыслить, гармоничное развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей, если раннее развитие не мешает формированию нравственных ценностей, не разрушает его эмоциональный мир, не превращает мимолетные мгновения дошкольного детства в унылую зубрежку или подготовку к бесконечным конкурсам. Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический, недостижимый в реальности «результат», а радость познания окружающего мира, которой мудрые и любящие родители могут щедро делиться со своим маленьким умничкой.

Как играть с малышом: советы родителям

  • Во-первых, необходимо помнить, что играть могут только равные. Стоит лишь на секунду сбиться на «взрослый» тон, одернуть ребенка («Не ори!», «Не ковыряй в носу!») или начать ему объяснять, как играть «по правилам», как бывает «на самом деле», – и малыш мгновенно теряет к игре всякий интерес.
  • Во-вторых, придется на время игры забыть все свои взрослые дела. Ну разве можно по-настоящему играть, если один из партнеров постоянно отрывается, чтобы помешать суп или ответить на телефонный звонок?
  • В-третьих, нельзя поддаваться соблазну добиваться от развивающих игр хоть сколько-то ощутимого результата. Результат – особенно если ребенок еще совсем маленький – может появиться еще очень и очень не скоро, и заниматься, а точнее играть с малышом нужно лишь ради самого процесса, ведь детская игра самодостаточна, самоценна и не имеет какой-то отдаленной цели.
  • В-четвертых, следите за реакцией ребенка: если развивающие игры доставляют ему удовольствие (и вам тоже), значит, вы все делаете правильно; если же малыш под любым предлогом стремится уклониться от «урока», лучше оставьте его в покое хотя бы на некоторое время.
  • В-пятых, развивающие игры в идеале не должны занимать больше 15–20 минут в течение дня, причем лучше всего дробить их на несколько порций по 3–5 минут каждая.

Зона сотрудничества

И все же: как быть с ранним развитием? Отказаться до поры до времени или все-таки вводить элементы развивающих игр? И если да – то в каких дозах?

  • Ответ на этот вопрос одновременно крайне прост и очень сложен. Среднестатистические показатели развития детей существуют только в медицинских справочниках. Реальные же дети развиваются индивидуально, и огромное значение для их развития имеет среда, в которой они растут. Классический пример: если в первые два года жизни малыш окажется вне языковой среды (например, среди диких зверей), оптимальный для получения новых навыков период пройдет, и в дальнейшем – даже если и удастся научить ребенка говорить, речь его будет примитивна и неполноценна. Аналогичная ситуация – пусть и не столь фатальная складывается с рисованием и с чтением.
  • Чтобы малыш мог вовремя и максимально эффективно реализовать заложенный в нем потенциал, он должен находиться в активной развивающей среде, где будут созданы оптимальные условия не только для его сегодняшней, но и для завтрашней деятельности.
  • Игры, игрушки, наглядные пособия, окружающие ребенка, всегда должны быть как бы немного навырост. Профессиональные психологи называют это зоной ближайшего развития. Однако, когда речь идет о семейной педагогике, правильнее было бы назвать ее зоной сотрудничества: то, что я не могу сделать пока сам, я делаю вместе с мамой или пристально наблюдаю, как сделает это она сама, чтобы присоединиться, когда буду готов, а потому научусь делать это уже самостоятельно.

Читайте также:

Обучение детей иностранному языку с пеленок

  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

12 комментариев к записи

Мой сын в 2 года 3 мес. ещё не говорил ! Мы случайно наткнулись на пазлы которые завалялись дома, и через неделю был грандиозный прорыв, он заговорил. Через 2 недели он уже с желанием пытался повторить все что мы ему предлагали - название предметов ,простые стишки! Мы были просто в недоумении он неотрывно сидел целыми днями за столиком с пазлами и всех кто находился рядом тащил за собой с фразой "Пошли думать."Развивающие игрушки у него всегда были, но я убедилась что - пазлы это отличный способ мелкой моторики и образного мышления! Спустя месяц с первой его попытки собрать простой пазл из 24 штук ,он собирал 54 и 72 !

Хорошая статья. Сейчас все чуть ли ни с рождения тащат детей в развивающие центры. Может не стоит с пеленок грузить ребенка и лучше все-таки дозировать ту информацию, которую вы ему даете?

А я считаю, что заниматься развитием ребенка нужно как раз "в пеленок", когда мозг ребенка без напряжения впитывает гигантские блоки информации! Перегрузить грудничка практически нереально, он не способен впитать больше, чем готов переосмыслить... я раньше сомневалась в этом тезисе методик раннего развития, но на своем малыше убедилась как он сам четко дозировал информацию!!! Другой вопрос, что это все должно быть ненавязчиво, в игровой форме и с постоянно пополняющимся интересом малыша, а родители должны понимать что конкретно делать и для чего им это нужно, а не бросаться сломя голову в модную методику! Тогда и проблем не будет!!! )) И насчет снижения творческого потенциала я в корне не согласна, опять же исхожу из личного опыта! Нельзя 1 пример проецировать на всех без исключения!!! И детки разные, и методики, и подходы родителей (к сожалению, часто неверные, т.к. о раннем развитии Россия знает не так уж давно).

В статье все написано очень точно. Работая в детском центре с маленькими детьми вижу как много деток проходят через психокоррекцию, и все это неудачный опыт родителей. А ведь ни кто из родителей не может честно ответить на вопрос"зачем?"

"Зачем"? Чтобы дать малышу некий толчок, активизировать мыслительные, творческие и пр. процессы, начать становление личности в социуме, насытить потребность малыша в познании... да, до бесконечности можно продолжать!!! Просто родителям, также как и деткам нужно учиться тому, как правильно обучать малышей! Кстати, я побывала уже в 3-х развивающих центрах... и пока то, что я там увидела, оставляет желать лучшего!!! Педагоги знают о методиках меньше меня - ПАРАДОКС!!! Отрабатывают шаблонно всех малышей... хотя и рассказывают на презентациях оч красиво об индивидуальном подходе и пр.!!! Так что еще не факт, что большее зло: несмелые и пусть даже местами неудачные попытки мамы или стандартизированный шаблонный подход людей, которые позиционируют себя как супер профессионалы!!! ;)) :Р

Anastasiya, Полностью поддержу Настю, я тоже сторонник Системы Домана!!! В центры не хожу, мне кажется ребёнком до 3 лет должна заниматься мама!

Полностью согласна с тем что написано в статье, но у нас дома полно развивающих "игрушек", я сына не заставляю, а предлагаю. Если он хочет "писать" он пишет, если хочет заниматься математикой, то занимается, ровно столько сколько ему самому это интересно 5 мин. или 1 час.

:)

Ася, спасибо за статью! Есть о чем подумать!

Я не понимаю, почему какие-то игрушки называются развивающими, а какие-то - просто так игрушки. Мне кажется, что любая игрушка развивает что-то, хоть кукла, хоть кубики с буквами.

Я использую карточки Домана с 4х месяцев. Сейчас дочке два года и 1 месяц.
Многие из вас могут похвастаться, что ребёнок разговаривает предложениями с 1года и 7 мес.???
Объём слов к полутора годам у неё был более 200!
Алиса поёт песни (по три куплета наизусть, с точным исполнением мелодии)
Рассказывает стишки по два-три четверостишья.
Может высказать любую свою мысль, просьбу.
Кубики складываем в башню, пока не упадёт (более 20..)
Перечисление займёт много времени, но скажу одно: не зря я её развивала! И очень этим горжусь!:yes:

Да, чуть не забыла. Ещё Алиса считает до 20, знает много цветов и вот такие фигуры и формы(узнаёт и правильно называет): квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, пирамида, сердечко, звезда, стрелка, прямоугольник, крест, цилиндр...:yes: