Моторное развитие ребенка

Назад
Моторное развитие ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Неуклюжесть ребенка специалисты называют моторной неловкостью. Родителям важно как можно раньше заметить отклонение от нормы в поведении и развитии таких детей. Узнаем о причинах нарушения моторики у детей и о развивающих играх и занятиях для неуклюжего ребенка.

 

Миша был неуклюжим с первых самостоятельных шагов: двигался неловко, часто падал, ронял игрушки. Говорить мальчик тоже начал поздно, и трудно было разобрать, что именно он произносит. Почему?

Моторная неловкость

Родители мальчика довольно рано заметили, что с ребенком что-то не так. Менее внимательные взрослые могут обнаружить это «что-то» вообще лишь при поступлении ребенка в школу. Между тем, есть много признаков, по которым распознают задержку в моторном развитии ребенка.

  • Они боятся спускаться с лестницы или с какого-нибудь пригорка, им трудно также подниматься по лестнице или перелезать через спортивные снаряды на детской площадке.
  • Одеваясь, они действуют чрезвычайно медленно и неловко.
  • Их обращение с «орудиями труда» - начиная со столовых приборов и кончая письменными принадлежностями – вообще испытание родительского терпения.
  • Такие дети не могут соизмерять свои усилия, в играх ведут себя беспокойно и несосредоточенно, ломают игрушки, легко впадают в ярость и бьют других.
психолог
«Очень радует, что в последние годы стало появляться все больше публикаций о детях, требующих особого подхода. Важно, чтобы родители и воспитатели осознавали, к примеру, моторную неловкость не как невоспитанность, низкий уровень развития и т. д., а как индивидуальную особенность ребенка. Когда ребенок все делает медленно, неуклюже, не так-то просто не раздражаться и не злиться. Но поверьте, ребенку и самому не хочется быть не таким, как все, особенно, если он ходит в детский сад. В таком случае очень важно обговорить особый подход и с воспитателями, попросить их не фиксировать внимания на неудачах малыша (особенно публично) и почаще хвалить за успехи. Есть еще одна деталь. Малыши с моторной неловкостью нуждаются в пошаговых инструкциях. Допустим, ребенок не может просто «нарисовать домик», но если вы разобьете это действие на мелкие шаги и будете называть каждый шаг отдельно (возьми карандаш в правую руку, придержи листок левой рукой, поставь карандаш на бумагу, проведи черту...), то раз за разом ему все будет даваться легче, и в конце концов все получится».

Ищем причину

Раньше у подобных детей подозревали минимальную церебральную дисфункцию – легкое нарушение функции головного мозга. Но за этим понятием скрывается слишком много различных аномалий. Сегодня делаются попытки проводить более четкие различия: у некоторых детей диагностируется гиперкинетический синдром, у других – проблемы с поведением обусловлены социальными причинами, у третьих – налицо какое-нибудь специфическое частичное нарушение функциональной способности, нарушения восприятия или сенсорной интеграции.
Понятие «сенсорная интеграция» требует разъяснения. Имеется в виду следующее: мозг ребенка не в состоянии соответствующим образом классифицировать множество различных впечатлений, воздействующих на его органы чувств. Малыш должен одновременно видеть катящийся мяч, слышать голос матери, улавливать запах, доносящийся из кухни, ощущать под ногами пушистый ковер, но вместе с тем воспринимать также собственное тело и сохранять равновесие.
Некоторые дети испытывают затруднения с переработкой такого количества информации. Им не удается отделять важное от ненужного, и в каждой новой ситуации они проявляют беспомощность и нерешительность.

руководители Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции
«Если ребенок неуклюжий, неловко двигается, слишком медлительный, у него «все валится из рук», желательно показать его нейропсихологу – специалисту, который занимается проблемами головного мозга. Ведь все действия, которые совершает ребенок (двигается, думает, играет, пишет, реагирует на происходящее вокруг и пр.), управляются головным мозгом. И если у ребенка наблюдается дискоординация движений, это может быть связано с несформированностью межполушарных взаимодействий, нарушением восприятия самого себя в пространстве и т. д.
Неуклюжему ребенку может помочь специальная нейропсихологическая коррекция. Она представляет собой выполнение упражнений в определенной последовательности в соответствии с закономерностями нормального развития ребенка. Маленький человек с помощью упражнений как будто возвращается на более ранние этапы развития, и у него активизируются те зоны мозга, которые должны были активизироваться в период младенчества. И эти простые движения становятся основой для выполнения более сложных моторных комплексов, с которыми ребенок уже может справиться.
Неуклюжих детей не нужно ограничивать в движении – они должны больше бегать, прыгать (на одной и двух ногах), бросать и ловить мячик. Очень полезно любимое занятие многих детей – хождение по бордюру. Хорошо развивают детей йога, цигун, игра на музыкальных инструментах. Но не стоит до 6-7 лет перегружать ребенка интеллектуальными разговорами – у него в этом возрасте в большей степени должно развиваться правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, творчество, а не левое, отвечающее за интеллект».

Эффективная помощь

Понятно, что родители неуклюжего ребенка прежде всего пытаются помочь ему с помощью ласковых слов, разъяснений и предостережений. Но одни только слова не могут упорядочить хаос, царящий в мозгу ребенка – ему необходим собственный опыт получения различных ощущений. Малышу требуется серьезная помощь, а от родителей – терпение и фантазия.

  • Для стимуляции восприятия через кожу можно чаще обтирать тело ребенка грубым полотенцем, губкой или щеткой – но только если ребенку приятны такие прикосновения.
  • Полезны движения, вызывающие сгибание, разгибание и растяжение кожи. Например, пальчиковая игра «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»
  • Умение чувствовать ритм и хорошо владеть телом прививают групповые игры на воздухе.
  • Точности движений ребенок учится с помощью упражнений на попадание, например, бросая мяч сквозь обруч.
  • Складывание кубиков, рисование на больших поверхностях, занятия с пластилином и рисование пальцами (специальными красками) заметно развивают ловкость рук.
  • Многообразие чувственных впечатлений обеспечивают занятия с разными игровыми аксессуарами. Это могут быть большие и маленькие подушки, обручи, качели, ванны с шариками и пр.

Во время таких игр не должно быть установки на четкое выполнение «упражнений», и не нужно рассматривать их как упорные тренировки. Если ребенок чегото не умеет, он не может и упражняться в этом. Наилучший эффект будет в случае, если ребенок сам выберет, чем ему заниматься.

Цель занятий – дать ребенку больше чувственного опыта и через игру поощрять его делать то, что необходимо для дальнейшего моторного развития. Игры по методу сенсорной интеграции нужно проводить 1-2 раза в неделю в течение длительного времени – в среднем от полугода до двух лет.

Тренировка для неловких

Упражнения для глаз и языка полезны тем, что они повышают общий энергетический потенциал мозга человека.

Для глаз

  • Ребенок берет ручку с ярким цветным колпачком и держит ее прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки. Глаза смотрят на ручку. Он отводит ручку и следит за ней глазами. Последовательность движений: вправо – на середину, влево – на середину, вверх – на середину, вниз – на середину, к переносице – от переносицы. Сначала ребенок держит ручку в вытянутой руке, а потом – в согнутой в локте.

Для языка

  • «Окошко» Рот широко открыт. Язык «высовывается» из «окошка», «смотрит» вправо, влево, вверх, вниз, прячется. Затем рот закрывается.
  • «Лошадка» Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами и щелкнуть языком. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом темп постепенно возрастает.
  • «Стучим в ворота» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звук «д-д-д…» Сначала нужно произносить медленно, потом убыстрять темп.

Упражнения предоставлены Нейропсихологическим центром адаптации и саморегуляции (Москва).

  • Автор: Лилия Якубова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться