Обучение детей счету: арифметика для малышей

Назад
Обучение детей счету: арифметика для малышей
- {{rating.rating | number}} +

Уже с 2 лет малыша можно учить несложным арифметическим действиям. Родители постепенно могут начать обучение ребенка счету: объяснить, что такое «количество» и каким образом оно может изменяться. О развивающих играх для юных математиков рассказывает психолог Полина Гавердовская.

 

Математика – это не всегда сложно. Она может быть изящной игрой, интересной забавой для малыша, пробудить его интерес, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.

Начальная арифметика для малышей

Ошибочно полагать, что для успешного постижения математики ребенок должен как можно раньше научиться считать до ста или делить в столбик. Вовсе нет. Пока что для него очень важно усвоить основные математические идеи и понятия. В игре это происходит особенно легко.
Играйте с маленьким ребенком в обучении счету на… лестнице. Лестница прекрасно помогает выразить идеи роста, иерархии, сортировки и многое другое.

  • Разложите на ступеньках большие цветные цифры. Помогайте ребенку (или его игрушке) перепрыгивать со ступеньки на ступеньку и громко считайте вместе с ним. Можно еще говорить: «Вот мы на ступеньке «два», а если поднимемся на «три», то попадем на ступеньку «пять» – потому что два плюс три равно пяти». И с вычитанием так же.
  • Умножение. «Прыгаем с самого низа, с нуля, три раза по две ступеньки – попали на ступеньку шесть! Потому что три умножить на два будет шесть». Деление показать сложнее, но можно: «Со ступеньки «шесть» кукла прыгает вниз через две ступеньки – получилось три прыжка. Потому что шесть разделить на два будет три». При желании усложняйте задачу (идея сортировки): разложите на ступеньках игрушки по классам, например, так: на первой ступеньке – одна машинка, на второй – две куколки, на третьей – три ракушки.
  • Для детей старше двух лет хороша игра в управление роботом. На уже размеченной цифрами лестнице взрослый (это смешнее) становится на ступеньку с заданным ребенком числом, скажем, 5. Потом ребенок говорит, например: «Плюс три!», и «робот» скачет вверх на три ступеньки и говорит механическим голосом: «Пять плюс три будет восемь». Ребенку – веселье плюс забавная математика, а взрослому – зарядка. Потом можно поменяться местами. Возьмите с собой толстый фломастер и бумагу, потому что цифр обязательно не хватит!

Малыш растет быстро, и вот уже встал вопрос: как лучше готовить его к школе?
Покупайте книги и пособия, помогающие в игровой форме сформировать у ребенка элементарные математические представления. Ребенок научится логике мышления, интересные задания заставят сконцентрировать внимание, память, разовьют его воображение.

Математика повсюду

Идея количеств Построить ее вам помогут не соединительные (как порядковый счет), а базовые метафоры. Чаще используйте в играх цельные, давно знакомые ребенку образы: рука – это пять пальцев; человек – это всегда две руки, ноги, два глаза, два уха. Делить что-то (яблоко, пиццу, пирог) проще всего пополам и т. д.
Идея всеобщего эквивалента Известно определение: «Деньги – всеобщий эквивалент ценности». Можно использовать его для занимательной игры. Выбираете какой-нибудь хорошо известный ребенку предмет с «круглой» ценой, например, коробочку конфет. И про все предметы рассказываете, сколько они стоят «в конфетах». «За цену игрушки можно купить пять коробок. А за цену вон той игрушки – целых двадцать коробочек конфет!» Можно дать кошелек с мелочью и помогать расплачиваться за небольшие покупки в магазине. А еще можно дать малышу одну монету или купюру, ходить с ней по магазину и показывать, что на нее можно купить: «На 10 рублей можно купить вот эту баночку сока, или булочку, или четыре конфеты...»
Идея символа и развитие абстрактного мышления Говорите с ребенком о том, как одно символизирует другое, играйте с ним в символы в одежде, в разговоре, в поведении. Обращайте его внимание на общеизвестные графические символы – красный (зеленый) крест, инь и ян и т.д. Объясните дорожные знаки и пиктограммы в транспорте, говорите о том, что они обозначают и почему были выбраны именно такие символы, а не другие. Расскажите малышу, что такое логотип, эмблема, товарный знак, для чего все это нужно. Рисуйте свои домашние символы, эмблемы и пиктограммы. Это прекрасная «зарядка» для абстрактного мышления ребенка.
Идея «неизвестного» и его нахождение из косвенных данных (дедукция) Для двухлетки подойдет такая игра: возьмите несколько знакомых игрушек, положите на стол, закройте одну. Пусть ребенок скажет, какую не видно. Другой вариант: две игрушки положите рядом на стол, покажите их ребенку и скажите, полностью накрыв игрушки платком, что они «в домике». Третья игрушка, скажем куколка, у вас в кулаке, и не видно, что это. Постучите по столу рядом с «домиком» кулаком с игрушкой: «К вам можно?» Теперь просуньте руку под платок, оставьте там куколку. Поднимите платок, чтобы видно было все три игрушки, и спросите: «Кто пришел последним?» Для четырехлетки игра усложняется: на столе расположите некоторое количество одинаковых предметов, прикройте несколько, и пусть малыш скажет, сколько предметов не видно.
Шестилетка уже способен делать то же самое в картинках и символах – решать простенькие уравнения.
Идея «алгоритма» Играйте в повторения: одно и то же действие, но способы – разные. Раздавайте за столом каждому по одной тарелке, двум мандаринкам, трем конфеткам.
Играйте в «машинку-нарезалку-пополам»: что туда ни положи, нарезает пополам. Кусочек хлеба положишь – пополам, две половинки будут. Два кусочка положишь – пополам, четыре половинки будут. А если мандарин туда положить? А если три мандарина? А если половинку мандарина? При этом старайтесь избегать слов – побольше действий и образов.
Идею алгоритма хорошо помогает отразить зеркало – в прямом смысле слова. Играйте в «клонирование»: рисуете половинку цветка, подносите перпендикулярно к зеркалу – оно возвращает целый цветок. Рисуете целый цветок – получается два цветка. Рисуете два – получается четыре.
Дети пяти–шести лет уже вполне могут играть в такие же машинки, но «абстрактно»: эта волшебная машинка просто добавляет (отнимает) две фишки к любому данному количеству. Или же умножает и делит. С ребенком, который это понял, уже можно играть в знакомого нам программируемого робота. Придумываете алгоритмы – действия, описывающие всем известные задания: как почистить зубы, как налить воды в стакан. Гораздо смешнее будет играть, когда роботом командует ребенок, а взрослый его «слушается».

Играйте в «паттерны» – узоры, которые повторяются или изменяются по заданным правилам. Рисуйте такие узоры. Придумывайте, как Винни-Пух, забавные кричалки, представляющие из себя паттерн: «Хрю-Кря-Кря! Хрю-Кря-Кря!» Двухлетний малыш с удовольствием включится в игру, даже не подозревая о том, что постигает сейчас идею алгоритма.

Идея множеств Играйте с малышом в простенькие классификации, множества и подмножества: табуретка – это мебель, а ботинок – это обувь. Кошка – зверь, а канарейка – птица. Табуретка и ботинок – неживые, а кошка и канарейка – живые.
Играйте в пересечения множеств: это яблоко – большое, но не красное. Это – красное, но не большое. А это яблоко и большое, и красное.
Играйте в отрицание с «ужасными двухлетками»: попросите малыша дать вам «неяблоко» или «незеленое яблоко» – окажется, что под это определение подходят все предметы в доме, кроме зеленых яблок.

Математический стиль мышления гораздо проще приобретается в раннем детстве, и происходит это тем проще, чем лучше подготовлена почва раннего развития. Никогда не заставляйте ребенка заниматься против воли.

Ребенку будет проще включиться в игру, если поощрять его фантазию. Не запрещайте ему придумывать «свои» слова и вымышленных персонажей. Говорите о них, стараясь лишь, чтобы свои неологизмы он склонял верно. Спросите, какого цвета выдуманный им персонаж, чем он питается, где и как живет, сочините про него сказку. Тренируйте память малыша: читайте стихи, поощряя его заканчивать строчку в рифму, расширяйте его активный словарь.

  • Автор: Полина Гавердовская
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться