Внимание ребенка и его возрастные особенности

Назад
Внимание ребенка и его возрастные особенности
- {{rating.rating | number}} +

Внимание ребенка – процесс, нуждающийся в постоянном развитии. Учитывая возрастные особенности, здоровье ребенка и его темперамент, родители могут научить его концентрировать внимание и развивать воображение. Советы родителям дает психолог Светлана Забегайлова.

 

Родители замечают, что ребенок не может сосредоточиться на деталях, легко отвлекается даже во время интересной игры, часто теряет свои вещи, небрежен при выполнении любых заданий, не любит занятий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения. Но не торопитесь считать его виноватым и наказывать по полной программе, потому что столь раздражающее поведение далеко не всегда есть следствие вредности характера. Гораздо чаще это различные проявления нарушения внимания, и причины тому могут быть самые разные. К сожалению, недостаточность развития механизмов внимания – это общая серьезная проблема подавляющего большинства современных детей и подростков.

Возрастные особенности

Если вашему ребенку 1 год или 1,5 лет, то такое явление нормально. В этом возрасте у ребенка еще нет произвольного внимания и зрительной избирательности, поэтому он фиксирует взгляд на всех объектах, что попадают в поле его зрения. Вы будете целый час добираться до магазина, который находится в ста метрах от вас, не потому, что ваш малыш плохо ходит, а потому, что он каждую минуту будет отвлекаться: то поднимет листок или камушек, то заглядится на дерево или дом. Для малышей несколько минут – целая вечность. Они торопятся охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного на другое. Ребенок развивается и познает окружающий мир, он учится владеть произвольным вниманием и избирательностью восприятия постепенно, шаг за шагом. С каждым месяцем период его сосредоточенности будет удлиняться.

Однако у большинства детей способность к продолжительной концентрации внимания разовьется только примерно годам к шести: тогда они смогут не реагировать на внешние раздражители.

Здоровье ребенка

Некоторые детишки, имеющие слабое здоровье, отличаются быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Попробуйте проверить слух ребенка и его способность к восприятию устной информации. Вполне возможно, что информация, которую он слышит, недостаточно эффективно достигает его мозга. Это может быть обусловлено как болезненностью, так и неблагоприятным периодом, который переживает ребенок (развод родителей, переезд на новую квартиру и прочее).

Высокие нагрузки

Дети все новое воспринимают с любопытством, но очень быстро устают от разнообразия и количества сведений, которые бурным потоком ежедневно поступают из многочисленных источников. Поэтому неудивительно, что им трудно посвятить себя одной теме или одному занятию. Конечно, внешние импульсы очень важны для развития ребенка, но слишком большое их количество сбивает с толку и тормозит развитие, вместо того чтобы ему способствовать.

К тому же во многих семьях график занятий ребенка бывает расписан столь плотно, что на отдых в течение дня времени почти не остается. Родители записывают детей в различные кружки и секции, где те занимаются спортом, музыкой или балетом. Нередко к этому добавляются еще и частные уроки с репетиторами. Дети плохо высыпаются и мало отдыхают. Физические, психологические, а также информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Компьютер+телевизор

Многие родители полагают, что компьютер и телевизор способствуют всестороннему развитию ребенка. Однако научные исследования показали, что чересчур долгое сидение у экранов этих чудо-приборов нашего времени может наоборот замедлить развитие маленького ребенка, и повлиять на него так, что обычные детские игры на улице и контакты со сверстниками станут ему неинтерестны. Кроме того, такое времяпрепровождение не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Весьма удобно оставить ребенка у компьютера или телевизора, а самим заниматься делами. Однако не забывайте, что если вы хотите развить внимание ребенка, вы должны проявлять искренний интерес к его жизни, занятиям, должны уделять ему свое время, общаться с ним.

 

Гиперактивный ребенок

Большинство детей активны от природы и часто не могут долго сосредотачиваться на одном деле. Однако некоторые дети проявляют избыточную двигательную активность и импульсивность. Например, сидя на стуле, ребенок часто крутится, вертится, вскакивает со своего места во время уроков, постоянно пытается куда-то забраться, не может спокойно играть. На вопросы гиперактивный ребенок отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. Такой малыш мешает другим, все время пристает к окружающим, вмешивается в чужие беседы и игры.
Он легко отвлекается и не может решить до конца ни одну из поставленных перед ним задач. К замечаниям он невосприимчив. Такие ребятишки рассеянны, суетливы, часто теряют свои вещи и не чувствуют опасности (на улице бегают без оглядки, невнимательны по отношению к транспорту). Такое состояние называется синдромом дефицита внимания, и распространенность его довольно высока (чаще встречается среди мальчиков). Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь.

В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие педиатр, психолог, психоневролог. Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье.

Советы родителям

  • Воспитываем самостоятельность
    Начнем с того, что внимательный ребенок – прежде всего, самостоятельный ребенок. Повседневные дела и обязанности помогают ребенку начать следить за временем и местом – это зачатки собранности. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме игрушки и одежда не были разбросаны повсюду, а хранились в строго определенных местах. Так малыши учатся ценить порядок.
  • Создаем благоприятную атмосферу
    Если в доме будут царить тишина и покой, ребенку станет легче концентрировать внимание. Музыка или телевизор не должны быть фоном во время еды, выполнения домашнего задания и игр: это помогает сосредоточиться на необходимом деле.
  • Выдвигаем разумные требования
    Важно, чтобы темп жизни вашего ребенка не был слишком напряженным. График ежедневных занятий должен выстраиваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом его самочувствия. Весьма важно соблюдать распорядок дня, особенно – вовремя ложиться спать. Недостаток сна может значительно ухудшить состояние ребенка.
  • Выстраиваем отношения
    Гиперактивным детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании ребенка – как вседозволенность, так и запреты по любому поводу – вредны таким ребятишкам. Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Этим детям противопоказаны шлепки и прочие телесные наказания, но зато они очень чувствительны к любому виду поощрения. Надо хвалить их за каждый положительный поступок или послушание, подчеркивать даже самые незначительные заслуги. Заведите дома дневник, в котором вы будете отмечать все успехи малыша, допустим, звездочками. Когда малыш наберет конкретное количество звезд, он может быть поощрен призом, медалью или грамотой.
    Маленьким непоседам нужно вовремя отдохнуть. И спокойное общение помогает развитию внимания
  • Оборудуем спортивный уголок и место для спокойных занятий
    Для развития внимания очень важны правильно организованные физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия. Речь идет о занятиях спортом и закаливании. Но соревнования и игры на результат перевозбуждают гиперактивных малышей, и их следует избегать. Полезны и продолжительные прогулки на свежем воздухе: в замкнутом пространстве слишком много ограничений.
    Очень хорошо, если у ребенка появится достойное увлечение. Надо всячески воспитывать и развивать в нем этот интерес. А заниматься любимым делом и отдыхать лучше там, где нет зеркал и ярких предметов, которые могут отвлекать малыша.
  • Находим общий язык
    Обращаясь к малышу, никогда не кричите из комнаты в комнату. Разговор нужно вести только тогда, когда вы поймаете и удержите взгляд ребенка, привлечете его внимание. Скажите: «Пожалуйста, подойди сюда и сядь. Я хочу поговорить с тобой». А затем возьмите ребенка на колени, сядьте лицом к нему и продолжите: «Смотри на меня и слушай, что я тебе скажу».
  • Автор: Светлана Забегайлова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться