Исследовательские детские игры и развитие ребенка

Назад
Исследовательские детские игры и развитие ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Кто ваш малыш: естествоиспытатель или интеллектуал? Исследовать мир и развить в себе определенные способности помогут специальные детские игры. Педагог Ася Штейн представляет детские игры на любой вкус - для самых любопытных и любознательных детей.

 

На шаг впереди

Для начала нужно усвоить одно, на первый взгляд, простое, но очень важное правило: чтобы исследовательские детские игры принесли настоящую пользу, они должны находиться в зоне ближайшего развития ребенка. Это значит, что они должны оказаться в поле его зрения немного раньше, чем он до них дорастет.
Детская игра слишком простая, не несущая в себе загадки, не требующая интеллектуальных усилий, может развлечь малыша и даже доставить ему удовольствие, но не будет влиять на развитие ребенка и его интеллектуальных и исследовательских способностей. С другой стороны, если игра окажется слишком сложной, не будет отвечать возрастным и личностным особенностям малыша, если она будет связана с проблемами, которые для него пока абсолютно не актуальны, то ребенок, скорее всего, просто откажется в нее играть.

Хотя на коробках с играми обычно всегда указывается рекомендуемый возраст, необходимо учитывать индивидуальный уровень развития вашего малыша, который может дозреть то того или иного вида деятельности как несколько раньше, так и заметно позже.

Обратите внимание

Какие-то развивающие детские игры могут вообще не заинтересовать вашего ребенка: романтичному мечтателю больше понравится придумывать удивительные истории из жизни муравьев, чем разглядывать насекомых под микроскопом, а гиперактивного шустрика вообще вряд ли удастся удержать перед окуляром больше, чем на полминуты. Ранимого, тревожного ребенка могут всерьез испугать муляжи, демонстрирующие внутреннее строение животных и человека.

Физика твердых и жидких тел

Едва ли не первая область естественнонаучных знаний, с которой сталкивается кроха, – это вещества и свойства тел. Оказывается, камешек твердый, а песочек мягкий! Отчего каша размазывается по столу, а компот растекается? Почему всю воду из формочки можно перелить в ведерко, а наоборот – нельзя? Куда девается снежинка, если подержать ее в кулачке?
Конечно, не только годовалому, но даже и пятилетнему малышу пока не под силу найти ответы на эти вопросы, однако наблюдения и эксперименты с простейшими веществами и телами помогут маленькому исследователю ближе познакомиться с миром, в который он попал.

Обратите внимание

Для первых экспериментов никакого специального оборудования не понадобится: достаточно качественного набора для игры с песком: формочек, совочков, леек и т. д. Дополнить «лабораторное оборудование» можно, порывшись в кухонном шкафу: разнокалиберные воронки и ситечки, сосуды необычной формы обогатят и разнообразят исследовательские детские игры.

Наш совет

Для исследовательских игр малыша стоит приобрести набор формочек-цилиндров, которые можно складывать один в другой или составлять из них пирамидку.
Немало интересного узнает малыш и играя с детской мельницей.
Что будет, если с размаху вылить на колесо воду из ведерка? А если лить потихонечку из совочка? Что заставляет мельницу крутиться быстрее: вода или песок?

  • «Лабораторию» ребенка 1,5–2 лет оснастите детскими весами с двумя чашками. С их помощью можно узнать много интересного. Например, что тяжелее: ведерко или формочка, наполненные песком; что весит больше: формочка с водой или точно такая же с камешками?
  • В 4–5 лет юному экспериментатору можно подарить первый набор для более серьезных и целенаправленных исследований, например, для опытов с мыльными пузырями.
  • Простые и забавные опыты можно проводить и в ванной во время купания. Кстати, некоторые задания, возможно, помогут узнать немало нового даже родителям. Превратить ванную в настоящую исследовательскую лабораторию поможет и профессор Эйн: в наборе «Забавное купание» – масса интересных опытов, проводить которые можно непосредственно во время мытья.

Но не будем ограничиваться лишь свойствами воды. Свет – стихия не менее таинственная и заманчивая.
Если вам кажется что ваш ребенок – прирожденный естествоиспытатель, к 5 годам ему стоит подарить первый набор лабораторного оборудования.

Соседи по планете

Знакомство с миром животных и растений принято начинать с обитателей городских квартир и ферм. Для этой цели выпускается масса прекрасных пособий, которые знакомят кроху с флорой и фауной наших широт, а заодно способствуют расширению его словарного запаса:

  • рамки и вкладыши,
  • пазлы,
  • лото.

Но в 2–3 года малыш способен адекватно воспринять и актуализировать лишь ту информацию, которая так или иначе связана с его собственным опытом, как сенсорным, так и эмоциональным. А для современного городского ребенка корова и лошадь могут оказаться не менее экзотическими существами, чем жираф или бегемот. Поэтому старайтесь, чтобы малыш имел возможность познакомиться с ними лично: в зоопарках крупных городов есть, как правило, уголки, где живут коровы, гуси, свиньи, кролики.

Оказавшись с малышом в лесу или на берегу озера, понаблюдайте вместе с ним за тамошними обитателями в их естественной среде. Малышу старше 3 лет можно предложить посмотреть в бинокль, как резвится на стволе сосны белочка и трудится дятел, или при помощи лупы погрузиться в увлекательный мир муравьев и прочих букашек. Начиная с четырех лет можно предложить маленькому натуралисту собрать гербарий. Можно, конечно, делать это по старинке, засушивая растения между страницами энциклопедии и наклеивая на альбомные листы, но гораздо интереснее приобрести специальный набор, который позволит не только правильно засушить трофеи, но и превратить их в настоящие произведения искусства. 

Вернувшись из «исследовательской экспедиции», полезно закрепить полученные знания при помощи тематического пазла. Великолепные обучающие пазлы для детей от 4 лет и старше выпускает фирма Larsen: в центре – фотографически точное изображение того или иного уголка природы (леса, поля, озера и т. д.), а вокруг – маленькие карточки с обитающими там животными и растениями.

  • Покупайте только игры и пособия авторитетных производителей, специализирующихся на выпуске развивающих игр.
  • Когда речь идет об играх, развивающих исследовательские навыки, качество играет особую роль. С одной стороны, только в этом случае можно быть уверенным, что удастся достичь желаемого эффекта (например, вырастить кристалл нужного цвета и формы), а информация будет достоверной и адекватной.
  • С другой стороны, от качества часто зависит безопасность маленького исследователя. К примеру, некачественные линзы детских оптических приборов могут негативно отразиться на зрении, а в несертифицированных наборах для опытов могут содержаться вредные для здоровья вещества.

 

Как это устроено?

  • Любопытному малышу мало видеть. Ему надо обязательно знать, как все то, с чем он сталкивается, устроено изнутри. Отчасти разобраться в этом помогут специальные игры. Например, при помощи пазла «Строение дерева» можно не только изучить, что находится внутри корня, ствола, листьев, но и научиться самому рисовать схематическую модель дерева в разрезе. В ассортименте компаний, выпускающих Монтессори материалы, есть и множество других аналогичных пособий. Малыш справится с подобными заданиями уже в 3–4 года.
  • Для натуралистов постарше (от 6–8 лет) компания FAMEMASTER выпускает роскошный 4D детский конструктор, позволяющие собрать модели животных в разрезе. Конечно, поначалу ребенку понадобится серьезная помощь кого-то из взрослых. Начните с улитки и постепенно дойдите до моделей высших млекопитающих и человека.

Начиная с 5 лет можно приобщать кроху к тайнам микромира. Постарайтесь сразу же приобрести качественный детский микроскоп европейского производителя с добротной оптикой и тремя степенями увеличения. Обычно в комплект входит небольшой набор лабораторного оборудования (предметные стекла, пробирки и т. д.) и, самое главное, готовые препараты, которые можно рассматривать в микроскоп. Дополнительные препараты можно приобрести в магазинах развивающих игр.

Географическое положение

География для малыша – наука отвлеченная. Предположим, вы отправились с крохой в кругосветное путешествие... Очевидно, что он не сумеет соотнести увиденное с разноцветными пятнами и штрихами на географической карте.
Ну, а никогда не виденная Африка или Америка для дошкольника не более реальна, чем, к примеру, Изумрудный город. Но ведь нередко сказочные герои путешествуют и в реальном пространстве, посещают места, которые легко отыскать на обыкновенной карте полушарий. Этим-то и стоит воспользоваться!

Едва ли не первое «произведение крупной формы», с которым знакомится любой русскоязычный ребенок, – это «Доктор Айболит». А он, как известно, отправился лечить зверей в Африку.

Что же это за таинственная Африка?

Вот вам и отличный повод для первого знакомства с географической картой! Возьмите карту Африки (идеально подойдет серия географических пазлов фирмы Ларсен).
Узнайте, какие звери живут там. Можно для начала воспользоваться списком зверей, которых вылечил Айболит, а потом выяснить, кого не поразила страшная болезнь.
Точно так же можно проследить, по какому маршруту летел на Север Нильс с дикими гусями, а Дюймовочка с ласточкой – в Грецию, откуда прибыла в сказочный Лес Кенга с крошкой Ру, где находились и как выглядели джунгли, в которых обитал Маугли и его друзья.

Хороша для подобных игр карта-коврик, на которую можно прикреплять фигурки зверей, людей в национальных костюмах, флаги государств. Закрепить знакомство помогут пазлы. Собирая их, малыш потихоньку будет запоминать очертания и названия материков, морей, гор и других географических объектов. Для постепенного знакомства с географической картой великолепно подходит набор из четырех пазлов разной степени сложности от Ravensburger.

Глобус – предмет еще более абстрактный, чем карта. Поэтому и знакомство с ним должно состояться несколько позже, лет в 5–6. Если малышу нравится собирать географические пазлы, можно предложить ему собрать несложный трехмерный пазл-глобус, который предлагает для детей этого возраста все та же Ravensburger. Если же для малыша сенсорные впечатления важнее визуальных, предложите ему рассмотреть рельефный сенсорный глобус и научиться на ощупь определять материки и океаны. Заодно можно начать знакомство с внутренним строением земли.

Вулкан – это тоже своего рода окно внутрь земной коры. Что происходит в ее кипящих недрах?
Действующая модель вулкана от профессора Эйна столь наглядна, что разобраться сможет даже дошкольник.

Наблюдаем за Луной и Солнцем

Познавать небесные тайны не менее интересно, чем тайны недр Земли. Чтобы стать настоящим астрономом, крохе понадобится телескоп. Конечно, хорошо разглядеть в него далекие галактики и туманности не удастся, а вот рассмотреть поближе поверхность Луны, понаблюдать за сменой ее фаз – вполне возможно.
Смотреть в телескоп на Солнце ни в коем случае нельзя: можно получить серьезный ожог роговицы глаза. Но это не значит, что мы не сможем изучать его. Наблюдать за движением Солнца можно при помощи простого и абсолютно безопасного приспособления: солнечных часов. Установите их на открытом, незатененном участке и понаблюдайте с малышом, как смещается тень в течение дня. Проведите наблюдения в разное время года и сравните результаты.

Как еще можно познать тайны Земли?

Оказывается, этим занимается наука геология. Чтобы узнать, как работают геологи, не обязательно отправляться в далекую экспедицию. При помощи специального набора от компании Faro можно устроить раскопки прямо в детской, а радость открытия будет самой настоящей. Если же ископаемые, найденные в «недрах земли», заинтересовали ваше чадо не на шутку, начните вместе собирать коллекцию минералов. В ее основу можно положить готовый набор камней, например, от National Geographic.

  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

5 комментариев к записи

Очень интересная статья!

И мне тоже статья понравилась.

Играть с детьми, однозначно нужно, развивая их всё время. Очень познавательная, но и эта статья много чего рассказала для меня удивительного

В закладки!

Всегда интересно узнать что-то новое