Развитие способностей: музыкальный слух малыша

Назад
Развитие способностей: музыкальный слух малыша
- {{rating.rating | number}} +

Очень часто молодых родителей волнует вопрос о том, когда ребенку лучше начинать заниматься музыкой и развитием слуха. Преподаватель музыки Анна Павлова расскажет, как преподавать музыку для детей с помощью игрушек и как привить музыкальный слух ребенку 4 лет.

Мир звуков

  • Вначале ваш малыш будет лишь слушать и пассивно воспринимать окружающие его звуки, но очень скоро начнет на них реагировать. Это пока только знакомство с миром музыки, но даже на этом этапе у малютки начинают появляться свои вкусы. Одну мелодию или песню он с удовольствием прослушает до конца и даже будет выражать свои эмоции. При звучании другой - может проявлять беспокойство или вообще расплакаться. Конечно же, все родители прекрасно знают, что музыку для такого крохи надо подбирать спокойную, легкую для восприятия, а если быструю и активную - то лучше всего веселые танцевальные мелодии. Но и подобранная мамой со вкусом музыка не гарантирует того, что малыш с удовольствием станет ее слушать.
  • Подрастая, ребенок сам начинает подбирать занятия по своим интересам и зачастую отдает предпочтение совсем не тому, чего бы хотелось взрослым. Многие мамы желают дать своему малышу музыкальное образование и иногда, наперекор желаниям ребенка, заставляют его заниматься музыкой. Такие занятия только оттолкнут малыша от этого прекрасного искусства. Ребенка надо заинтересовать, а не заставлять, и для этого родителям потребуются выдержка и терпение.

Известно, что на детей большое влияние имеют любимые персонажи сказок и фильмов. Смотря с ребенком мультфильм про Крокодила Гену, играющего на гармони, можно пояснить малышу: «Гена много занимался музыкой и теперь умеет так красиво играть на гармошке. Ты тоже сможешь научиться так играть, если захочешь». Подобное можно сказать и о других играющих на музыкальных инструментах сказочных героях.

Первые уроки

Каждое музыкальное занятие должно быть направлено на развитие слуха и чувства ритма вашего ребенка. Поэтому необходимо, чтобы обучение музыкой было комплексным и включало в себя различные упражнения. Во время занятия малыш должен учиться петь, выстукивать несложный ритм и, по возможности, играть на музыкальном инструменте.

Уроки по обучению музыке с детьми первых трех лет жизни лучше проводить в игровой форме, с использованием разных игрушек. Совсем маленький кроха с удовольствием будет бренчать погремушкой. Детки постарше вместе с вами, а затем и самостоятельно споют колыбельную песню любимой кукле или медвежонку, поиграют на детских музыкальных инструментах.

Но что делать родителям, если ребенок во время урока начинает капризничать и раздраженно разбрасывать игрушки?

  • Конечно же, сразу прекратить занятие и попытаться выяснить причину такого поведения. Возможно, малютке не нравится вид деятельности, который вы ему предлагаете в данный момент. Например, вы учите его хлопать под музыку, а малыш хочет петь. В таком случае перестройте урок по желанию ребенка. Только тогда от занятия будет какая-то польза.
  • Если же ребенок вообще не настроен на музыкальное занятие, можно предложить ему другое, связанное с музыкой, к примеру, вы можете посмотреть с малышом мультфильм, в котором звучит много музыки и песен, например, «Бременские музыканты». При просмотре обратите внимание ребенка, как красиво персонажи мультфильма играют на разных инструментах и поют. Когда мультфильм закончится, предложите крохе попробовать поиграть на каком-нибудь детском музыкальном инструменте. Конечно, для этого в игрушечном арсенале вашего ребенка непременно должно быть несколько музыкальных инструментов. Скорее всего, малыш с большой охотой согласится на ваше предложение. Вот тогда-то и можно незаметно перейти к музыкальному занятию.
  • Но, предварительно вы сами должны определить, какую именно задачу ставите перед собой и своим ребенком на этом уроке. Это может быть работа над развитием чувства ритма (хлопки под музыку, выстукивание ритмических фигур), пение несложных мелодий или ритмичные движения в такт музыке. В любом случае вам надо помнить, что занятие не должно быть затяжным. При первых же симптомах утомляемости или раздражительности малыша, урок следует прекратить.
  • Спустя некоторое время вы можете опять предложить крохе провести музыкальное занятие, но только в другой форме. К примеру, если до этого ваш ребенок выстукивал музыкальным молоточком какой-нибудь ритм, то теперь можете попросить его попрыгать под музыку или покружиться. Чем разнообразнее будут уроки, тем интереснее малышу будет в них участвовать.

Главное, чтобы во время занятий музыкой у вашего малыша-непоседы было хорошее настроение и желание заниматься этим делом.

Занимаемся всерьез

Вашему ребенку исполнилось четыре года, и теперь можно заняться более серьезным обучением музыке.

Конечно, и эти занятия должны проходить в игровой форме, но уже на более высоком уровне.

В этом возрасте можно уже начинать знакомить малыша с азами музыкальной грамоты: названиями нот, длительностью, паузами. Если у вас дома имеется фортепиано, вы также можете приобщать ребенка к этому замечательному инструменту, но, опять же, при одном обязательном условии: важно, чтобы ребенок сам этого захотел.

Как же в этом случае заинтересовать малыша?

Если в семье кто-то умеет играть на фортепиано, можно считать, что проблема наполовину решена.

  • Дети раннего возраста очень склонны к подражанию, поэтому ваш кроха непременно захочет играть как мама или старшая сестра.
  • Если же в вашей семье никто не знаком с этим инструментом, вам придется обратиться за помощью к опытному педагогу.
  • Но заинтересовать своего ребенка вы можете сами. Купите несколько дисков с хорошей фортепианной музыкой. Это могут быть «Времена года» Чайковского, вальсы и прелюдии Шопена или какая-то другая музыка по вашему усмотрению.
  • Слушайте с малышом фортепианные записи, обращая его внимание на то, как красиво звучит этот инструмент. Предложите ребенку самому нажать пальчиком на клавишу и послушать, какой получился звук. Это должно заинтересовать ребенка, и ему захочется немного поиграть на пианино.
  • Ну а если малышу нравится лишь беспорядочно давить на клавиши и нет никакого желания обучаться более серьезно? Да, такое вполне возможно, ведь обучение игре на музыкальном инструменте - очень трудоемкий процесс, требующий от ребенка внимания и усидчивости. А поскольку, все дети - большие непоседы, такое обучение может малышу быстро надоесть.
    Чем разнообразнее будут музыкальные занятия, тем интереснее будет ребенку участвовать в них.

Мама - лучший педагог

Не все родители знают ноты и умеют играть на фортепиано. Но, даже не имея этих навыков, вы сами можете познакомить вашего малыша с простейшими понятиями музыкальной грамоты: названиями нот, долгими и короткими звуками, тихим и громким звучанием. Вот тут и могут пригодиться вам все эти примеры. При изучении названий нот вы можете даже разучить с крохой стишок:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Друг за другом вслед идут.
Зазвучать их попроси,
И они концерт дадут.

Он поможет малышу быстрее запомнить эти названия. Не бойтесь находить какие-то свои приемы и формы обучения. Главное, чтобы это нравилось вашему ребенку и приносило пользу. И еще: чаще хвалите малыша за его успехи, но поощряйте только словами. Не надо премировать ребенка шоколадкой за то, что он хорошо выполнял ваши требования. Малыш должен четко знать, что он учится для себя, а не для вас. Только в этом случае он поймет и оценит всю пользу таких занятий. А ваши добрые слова вселят в него уверенность в своих силах и гордость за хорошо выполненную работу.

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

8 комментариев к записи

Очень полезная статья, спасибо! Когда я была еще беременной, много всяких разных статеек прочитала про музыку, что нужно слушать классику... Бетховена, Моцарта, но это было не по мне, даже когда играла, эта музыка малыш в животе начинал туда сюда крутиться, и я поняла ему тоже это не нравиться, за то, если я слушала музыку более ритмичную и современную, то малыш мне как бы подыгрывал :))) весело! Сейчас нам 1,3 и дома, и в машине... везде, где только услышит музыку, начинает танцевать. Например: дома - как пружинка стоит и танцует, забавно за этим наблюдать, :)) в машине - начинает дрыгать головой, вниз вверх. :)) А как поёт.... ааа-ааа-ааа. :))) Всем советую заниматься музыкой с малышами - это не только развития слуха.....

Я тоже во время беременности слушала музыку, номало...больше на последних месяцах...классики не пошла....вообще! Мне самой тошно было, хотя я очень люблю и Моцарта и Пахельбиля. Но натуральный кайф ловила от HIM, словно съела чего-то давно желанного! И после этого дело пошло с музыкой. Пела и сама и слушала.А когда малыша родилась, она даже сасыпала под песенку которую я пела во время занятий английски с дочкой подруги. И вот нам уже 8 месяцев будет, она ловит каждое слово из это песни и упокаивается :)

Ville Valo forever )))

А у меня такая ситуация - старшим детям (им сейчас почти 5 лет) ставила классическую музыку довольно часто, хотя сама вообще музыку активно не люблю. Тем не менее, начитавшись правильной литературы, все делала как рекомендовано. Когда родился третий - на все забили. Не до развивалок стало. И вот, сейчас, когда младшему почти 2 года - если он слышит любую музыку, то в отличие от старших сразу начинает улыбаться и танцевать - эмоций море. И у меня возник вопрос: что же лучше? Часто давать слушать музыку или редко? С рождения или когда уже ребенок соображает? Я, конечно, не объективна - по мне, чем меньше звуков, тем лучше )))

ya ne razreshau rebenku slushat plohuiu muziku! mne kajetsya ochen mnogoe zavisit kakoi vkus privit rebenku s rojdenia. nashu popsu, tipa strelki, bilan i prochee ya ne razreshau slushat!

А мне кажется, что наши дети в будущем рэперами будут. У них хорошо получается читать скороговорки под музыку или рекламу по телевизору. И все основы классического музыкального образования как-то сразу забываются в этот момент. Не знаю, хорошо это или плохо.. А вы что думаете?

Я надеюсь, что мой ребенок рэпером не будет - такая тупость и музыкой это назвать нельзя - начитывание текста под ритм. А вкус музыкальный в большой степени семья формирует, я так думаю. Вот нам с мужем активно не нравится шансон разный, попса, так у нас дома она и не звучит никогда. А все остальное - и классическая музыка, и электронная, и джаз, и качественные русские советские песни, которые вошли в культуру нашей страны - все слушаем под настроение и "закладываем основы музыкальной культуры". Вот еще хочу поделиться - если сможете, сходите, когда будет в России выступать, дирижер-клоун из Норвегии Мэлвин Тикс. Он выступает с симфоническим оркестром и рассказывает детям о музыке, фокусы показывает - просто супер! Весело и очень интересно!

Я не знала, что музыкальные способности можно так рано начинать развивать. Моему сыну нет еще и 3 лет, но он очень сильно тянется к музыке, постояно смотрит музыкальные мультфильмы, Бременские музыканты практически каждый день, и про кракодила Гену тоже, Простоквашино, узнает мелодии если где-то их слышит, говорит с какого они мульфильма, постояно просит у меня купить ему то пианино то гитару, особенно когда в рекламе увидит, хотя я сама не особо увлекаюсь музыкой и она давольно редко звучит у меня дома, мой ребенок просит ее включить, иногда играет сам, то ложками по бутылка, банкам и на всем что может звучать, вообщем купила ему детское пианино, но там такой ужасный звук, наверно надо что-то по приличней покупать. Как вы думаете? или он еще слишком маленький?