Норма развития младенца: общение жестами и взглядом

Назад
Норма развития младенца: общение жестами и взглядом
- {{rating.rating | number}} +

Общение с близкими является непременным условием нормального развития ребенка. Задача родителей – понять, что он «говорит»: чего хочет или не хочет младенец. Как же родителям научиться «читать» грудничка по его жестам и поведению?

 

Всеобщий язык

Ребенок еще не говорит, но ему уже хочется общаться: движениями рук, ног, лица и всего тела он пытается передать нам «информацию». Заглянем ему в глаза. Он глядит на нас и пытается сделать движение навстречу. Кажется, он хочет что-то сказать жестами.
Давайте попробуем понять, что малыш «говорит» нам – по тому, как он складывает руки, поворачивает головку, или как он глядит на нас – порой с необъяснимо недовольным выражением.

Система жестов малыша, несомненно, является важным подспорьем в наших попытках найти с ним общий язык. Врачи и психотерапевты утверждают, что тело человека начинает «говорить» с раннего возраста и отражает его состояние в течение всей жизни.

Как в утробе матери, так и в раннем детском возрасте движения тела младенца представляют собой главный способ передачи его ощущений окружающим. Первое, на что следует обратить внимание, – сокращения мускулатуры. Если мышцы ребенка напряжены, это свидетельствует о дискомфорте или недомогании. Если, наоборот, расслаблены, малыш в порядке. Ребенок, свернувшийся клубочком, не может находиться в расслабленном состоянии. А если он досасывает грудь, прикрыв глазки и раскинув ручки, значит, он спокоен.

Активные движения

К шести месяцам телесный «язык» ребенка становится ярко выраженным. Малыш активно двигается, познает свое тело и те возможности перемещения в пространстве, которые оно ему предоставляет. В это время мы судим об ощущениях и настроении младенца во многом по его телодвижениям. Если малыш проголодался, он не замедлит сообщить нам об этом, поворачиваясь к еде. Он не хочет оставаться неподвижным – теперь он весь устремлен в мир, который ему нужно узнать получше. Но координация движений маленького тела еще далека от совершенства, поэтому взрослым надо поддерживать ребенка, когда он хочет приблизиться и потрогать заинтересовавший его предмет. С помощью рук ребенок активно осваивает мир – даже хватая маму за нос, он преследует познавательные цели.

Вот я какой!

Ближе к году тело малыша начинает становиться более послушным. Он осознает, что его руки – нечто, принадлежащее ему. Свое единство с руками, ногами и телом он чувствует, когда ползает, а затем и начинает ходить. Возможность самостоятельного перемещения дает малышу замечательное ощущение собственного тела. Кроме того, он получает возможность добраться до предметов уже без посторонней помощи. Осознав этот факт, ребенок сильно возбуждается, постоянно меняет позы, – и не все они поддаются интерпретации.

Не следует зацикливаться на попытках точной мотивации каждого отдельного жеста ребенка. Всякое движение – выражение жизни. Телодвижения младенца надо рассматривать в комплексе. Так, годовалый ребенок одновременно шевелит руками и ногами лишь для того, чтобы выплеснуть избыток энергии, и это может быть связано с какой-то сильной эмоцией или просто с ощущением радости жизни. В данном случае речь идет о позитивном явлении, и в такие моменты ребенка стоит приласкать. Все его эмоции – реакции на изменения в окружающей среде.

Смотрю и подражаю

Важным проявлением эмоциональных возможностей ребенка является взгляд. В возрасте от 6 месяцев до 1 года у младенца очень развита способность к подражанию. Выражение его лица соответствует тому, что написано на лицах присутствующих – он как будто «отражает» получаемую информацию. Поскольку мы оказываем влияние на развитие ребенка, важно не только то, как мы на него смотрим, но и то, как берем его на руки и как держим. Дайте своему малышу возможность полного самовыражения – и у него не будет причин огорчаться или поводов быть пассивным.

Внимательно наблюдайте за ребенком – и скоро вы научитесь хорошо понимать его.

  • Пожалуйста, оставьте меня в покое Руки младенца полусогнуты и расслаблены, какое-либо напряжение отсутствует. Так он сообщает нам, что доволен, но играть не хочет. Окружающий мир его в настоящее время не интересует. Дайте ему насладиться моментом абсолютного спокойствия и сосредоточенности.
  • Хочу в кроватку Рука вытянута в пустоту, пальцы расслаблены, но слегка согнуты. Пора перестать ласкать крошку и вообще развлекать его. Положим его в кроватку и поможем ему заснуть.
  • Дайте мне игрушку Открытые глаза и протянутые руки сообщают о желании малыша добраться до того, что он видит. Взгляд и жест уже синхронизированы. Он хочет играть или решил понять что-либо новое для себя. Нам остается лишь удовлетворить его желание.
  • Помогите мне Вытянутыми вверх ручками ребенок просит помочь ему лучше узнать окружающую реальность. Руки, приближенные ко рту, свидетельствуют о разочаровании – малыш нуждается в нашем утешении и поддержке.
  • Я расслаблен Глаза закрыты, руки откинуты, все мышцы расслаблены. Младенец погружен в мир снов. Это сигнал благополучия. Если ребенок плохо спит и у него есть какие-то проблемы, то он лежит в напряженной позе.
  • Автор: Лилия Якубовская
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Хочу на ручки, и дай то,что нельзя,вот это мы можем...

да мы тоже на ручки умеем просится а ещё недовольство проявлять ещё кушать просит смешно губками причмокивает