Как проходит эмоциональное развитие крохи

Назад
Как проходит эмоциональное развитие крохи
- {{rating.rating | number}} +

Для ребенка до года важно не только физическое, но и психологическое развитие. Как воспитать и стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка до года – расскажет психолог Татьяна Поляк.

За первый год жизни ребенок проходит большой путь в своем эмоциональном развитии – от выражения недовольства с помощью плача до появления чувства настоящей любви и привязанности к близким людям. Попробуем проследить, как изменяется эмоциональный мир малыша по мере его взросления, и выясним, как лучше реагировать на поведение ребенка.

Первые эмоциональные реакции

Первые эмоциональные реакции ребенка, с которыми сталкиваются родители, – отрицательные: крик и плач возникают в ответ на неудовлетворение физиологических потребностей малыша – боль, голод, неудобство. Эти эмоции, по своей сути, являются рефлексами и выполняют защитную функцию – помогают ребенку выжить и приспособиться к новым для него обстоятельствам.

Первый месяц жизни

ребенок контактирует с миром исключительно при помощи отрицательных эмоций. Все свое недовольство новорожденный выражает криками, плачем, хныканьем, двигательными реакциями. Кстати, малыши способны продемонстрировать богатую палитру плача – «плач-протест», «плач-жалоба», «плач-недовольство» и т. д.
Внимательная мама очень быстро начинает распознавать, что именно хочет донести до нее ребенок и удовлетворяет насущную потребность малыша – так налаживается «мостик общения» между взрослым и ребенком.

В дальнейшем эмоции становятся не только способом выражения состояния крохи, но и средством общения со взрослыми – так, новорожденный плачет потому, что ему дискомфортно, а малыш постарше будет плакать, чтобы привлечь к себе внимание.

Мама, давай общаться!

Удовлетворение физиологических нужд – лишь благоприятная предпосылка, но не причина появления положительных эмоций. Природа эмоций со знаком «плюс» – социальная. Положительные эмоции возникают при общении с другим человеком.

Улыбка

Это первая социальная реакция малыша, которая возникает в ответ на обращенное к нему лицо взрослого и его ласковый голос. Она появляется в конце 3–4-й недели после рождения ребенка. Сначала малыш улыбается, глядя на любое лицо, но с течением времени у ребенка формируется привязанность к лицу матери, и именно оно вызывает наиболее сильную реакцию.

«Комплекс оживления»

Так специалисты называют положительные реакции ребенка при появлении взрослого человека. Поведение ребенка сразу меняется – он устремляет взгляд на вновь появившегося, улыбается ему, двигает ручками и ножками. «Комплекс оживления» появляется у ребенка в 3–4 месяца. В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается при звуках голоса матери, даже не видя ее лица.

Постепенно ребенок с помощью выражения положительных и отрицательных эмоций учится привлекать внимание взрослого и удерживать его, сообщать о своих потребностях, то есть он начинает общаться.

Я вас люблю...

Во втором полугодии жизни у ребенка начинают появляться теплые чувства и эмоции по отношению к окружающим. В ответ на ласку, нежность и внимание взрослых у малыша возникает любовь и симпатия к своим близким.

Привязанность к родным формируется постепенно. В 6 месяцев благосклонность малыша обращена почти ко всем окружающим, он получает удовольствие от общения со всеми взрослыми. Позднее, когда малыш учится разделять знакомых и незнакомых, у него начинает формироваться чувство привязанности к значимым для него людям, которые больше всего занимаются с ним.

Ребенок до года учится любить своих близких, и на основе этого у него появляется способность любить вообще. Поэтому то, как относятся к малышу близкие, насколько они проявляют свои любовь, принятие и уважение, во многом определит его собственную жизнь – как он будет относиться к самому себе, станет ли доверять людям, насколько он будет способен к общению с другими людьми.

Сопереживание

Важное эмоциональное достижение ребенка во втором полугодии, имеющее отношение к высшим чувствам, – появление сопереживания, эмоциональной реакции на состояние другого человека, уже знакомое малышу. Так, ребенок, увидев плачущую маму, вполне вероятно, заплачет вместе с ней.

Помимо того, что младенец выражает эмоции, он необычайно чутко их воспринимает. Конечно, в первую очередь, речь идет об эмоциях матери. Задолго до того момента, как малыш начнет осознавать у себя появление различных эмоций и чувств и дифференцировать их, он впитывает материнские эмоции – через зрительный контакт, тактильные ощущения, звуки, кормление грудью и т. д.

Позднее, во втором полугодии, к бессознательному «впитыванию» прибавляется умение различать эмоциональные состояния взрослого и понимать, как взрослый оценивает самого ребенка. На основе этой информации малыш строит образ самого себя.

Палитра эмоций

Во втором полугодии (ближе к 7–9 месяцам) эмоции ребенка начинают дифференцироваться и усложняться: от удовольствия/неудовольствия малыш переходит к выражению гнева, печали, радости и т. д. Свое развитие эмоции получают только в общении со взрослыми, поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать эмоции.

В этот же период формируются так называемые «социальные ссылки»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш начинает смотреть на эмоциональную реакцию мамы или других значимых для него взрослых, эта реакция и станет ориентиром для его собственного поведения. Так, например, после столкновения с чужим ребенок обращается к маме – если на ее лице нет тревоги, а есть позитивные эмоции, улыбка, малыш расценивает ситуацию как безопасную и продолжает «исследование» нового взрослого.

Страх перед чужими

В возрасте от 6–8 месяцев до 1 года у ребенка появляется страх перед чужими людьми (ими могут оказаться даже редко приходящие в гости бабушка и дедушка). Такие эмоции могут возникать, даже если мама всем видом одобряет общение взрослых с малышом. Этот страх – нормальная стадия эмоционального и психического развития ребенка. При правильном отношении к такой реакции максимум к двум годам она исчезает, а малыш учится использовать свои эмоции как сигналы в отношении других людей.

Радость, удивление

Эмоции малыша способно вызвать не только общение с людьми. Уже после 4 месяцев жизни реакцию радости вызывает игрушка. Чуть позже удовольствие ребенку начинают доставлять его собственные действия. Постепенно у малыша появляется чувство удивления – это значит, что начала возникать познавательная потребность. Ваш малыш развивается!

К концу первого года, когда малыш учится ходить, его ближайшая окружающая среда расширяется, на первый план выходит взаимодействие с предметами. Теперь ваше общение с малышом будет связано с овладением им предметным миром, и одного эмоционального общения ему уже будет не хватать. Так, в конце первого года у ребенка заканчивается этап «эмоциональной жизни» и начинается новый. Тем не менее, успех всех последующих этапов жизни во многом зависит от того, как он прожил первый, очень важный период «эмоционального общения».

Это важно!
Атмосфера в семье во многом влияет на то, как ребенок будет воспринимать мир.
Дети чувствительны к эмоциям мамы и других членов своей семьи, их будущее душевное состояние зависит от семейной атмосферы детства. Поэтому семейную обстановку нужно стремиться гармонизировать всеми доступными способами – решать личные проблемы, учиться работать со своими эмоциями. Ради благополучия своих детей! В идеале дети должны получать не только материнское молоко, но и «материнский мед» – радость от жизни, позитив и уверенность мамы.
У ребенка формируется положительный или отрицательный образ самого себя на основе эмоционального отношения к нему матери, которое выражается с помощью ласковых слов, нежных прикосновений и т.д. Все просто: хотите, чтобы ребенок любил себя, вас, своих детей и окружающих, – будьте щедры на любовь и теплые эмоции к нему!

Полезная информация

Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка.

  • Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны.
  • Закрепляются те эмоции, которые получают ответную реакцию со стороны взрослых. Поэтому обязательно реагируйте не только на отрицательные эмоции, но и поддерживайте положительные – улыбку, гуление, смех и т. д.
  • Богатство эмоциональных реакций и чувств ребенка до года, восприятие им мира зависит от качества и количества эмоционального общения со значимым для ребенка взрослым, особенно мамой.
  • Очень важно, чтобы в первые месяцы жизни вы «купали» малыша в «потоке внимания» – кормили грудью, разговаривали, гладили, смотрели в глазки, целовали, пели, показывали окружающий мир и т. д.
  • Автор: Татьяна Поляк
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

У нас ребенку 1,1 год, а до сих пор ни к кому, кроме мамы и папы не идет. Сразу плачет. Дочь была прямой противоположностью. Шла ко всем и в любом возрасте. Надеемся, что этот страх к двум годам пройдет. Когда будем отдавать в садик.

Очень интересная статья, приму к сведению!!!:)