Система Монтессори: что можно сделать дома для раннего развития

Назад
Система Монтессори: что можно сделать дома для раннего развития
- {{rating.rating | number}} +

В США сейчас идет «Неделя маленьких детей» – Week of the Young Child. Ее цель – распространение информации о раннем обучении, поэтому на этой неделе мы рассказываем о методиках раннего развития. Сегодня на очереди – система Монтессори.

В США сейчас идет «Неделя маленьких детей» – Week of the Young Child. Ее цель –  распространение информации о раннем обучении, поэтому на этой неделе мы рассказываем о методиках раннего развития. Сегодня на очереди – система Монтессори.

Квинтэссенция философии Монтессори – уважение к ребенку. Мария Монтессори жила в Италии и была врачом. Она разработала свою систему, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми, и в 1907 году открыла свой первый детский сад. Хотя эта система разработана для детских дошкольных учреждений, но основной упор в ней делается на индивидуальную, а не групповую работу, поэтому для домашних занятий с малышом у Монтессори можно почерпнуть немало идей.

Монтессори призывала взрослых не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком «скатерть-самобранку», на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель мира, предоставить малышу «насыщенную среду». Сначала глаза ребенка разбегутся, но потом найдут именно то, что ему нужно на данном этапе развития.

Сензитивные периоды
Мария Монтессори предложила теорию сензитивных периодов – периодов особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности.

  • Период развития речи, по Монтессори, длится от 0 до 6 лет, причем начинается он еще до появления ребенка на свет.
  • Период порядка (от 0 до 4 лет) очень важен для становления личности ребенка. Ребенок переживает настоящую трагедию, если что-то нарушается в привычном для него мире, а нам кажется, что это капризы. С периодом порядка связана и любовь детей к постоянным повторениям: они много раз воспроизводят одни и те же действия, просят прочитать одну сказку несколько раз подряд. Не раздражайтесь, прислушайтесь к просьбам ребенка.
  • Не одергивайте малыша, который постоянно бегает, подпрыгивает, двигается, – для него это нормальное проявление сензитивного периода движения. Движение для ребенка – основа жизни, основа умственного развития. Лучше придумать, куда это движение направить (спорткомплексы, качели, танцы всей семьей, игры в мяч и т. п.)


Развивающая среда

Знать о сензитивных периодах взрослому нужно для того, чтобы предоставить ребенку необходимую развивающую среду. Такая среда в монтессори-педагогике делится на 5 зон.

Зона практики включает все то, что нужно малышу в повседневной жизни: обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики.

Дети учатся:

  • пересыпать из различных емкостей,
  • переливать из сосуда в сосуд,
  • подметать (щетка, совок),
  • шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки (на специальных стендах-пособиях),
  • мыть руки,
  • забивать гвозди,
  • вкручивать шурупы.

Также крайне важны материалы на развитие мелкой моторики, которые учат:

  • координировать работу обеих рук,
  • манипулировать мелкими предметами,
  • утончать движения пальцев.

Для маленьких детей упражнения на мелкую моторику трудно переоценить, ведь она напрямую связана с развитием речи и мышления. Упражнения с водой и сыпучими материалами – самые любимые у малышей, мелкая моторика развивается между делом, как бы играючи. А параллельно эти материалы имеют расслабляющий, терапевтический эффект.


Зона сенсорики  Здесь ребята «вручную» знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.

Зона языка Специальные шершавые буквы и деревянный алфавит помогают восприятию. В этой зоне дети пополняют словарный запас, знания об окружающем мире, развивают фонематический слух.

Зона математики дает такие понятия:

  • сложение, вычитание,
  • возведение в степень,
  • таблицы умножения, деления,
  • дроби.


Зона космоса:
окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего.

В каждой зоне активности материал для занятия ребенок выбирает сам. Задача взрослого – организовать среду и предоставить свободу, а ребенок будет двигаться в нужном ему темпе и именно в той области, которая соответствует его способностям и интересам.


Что можно сделать дома?

  • Организуйте дома небольшую развивающую среду. Материалы Монтессори производят в Санкт-Петербурге, Омске. Более качественные материалы – из Голландии, США, Великобритании, Италии.В домашних условиях кое-что можно смастерить самим. Расставьте на низеньких полочках в зоне доступа ребенка небольшие подносики с материалами, не смешивая материалы из разных зон и располагая их слева направо по мере усложнения.
  • В зоне практики могут располагаться материалы на пересыпание, переливание, проталкивание, застегивание, закручивание, зашнуровывание. Позволяйте детям пользоваться освоенными практическими навыками: насыпать ложечкой сахар, стирать свои носочки, протирать пыль и т. п.
  • Для детей до трех лет можно сделать: баночки с отверстиями – одну для монет или пуговиц (можно использовать копилку с готовым отверстием), другую – для толстых макарон или горошин, третью – для тоненьких макаронинок (можно взять пластиковую солонку с дырочками-отверстиями). Покажите малышу, как проталкивать все эти мелочи, для каждой потребуется строго определенный захват (положение пальчиков). Также подойдет коробка с отверстиями для шариков и других предметов.
  • Очень нравится детям корзиночка со всевозможными баночками, кошелечками, коробочками – они должны по-разному откручиваться и открываться.
  • Попросите папу сделать деревянный брусок, в который ввинчено несколько шурупов с разной резьбой. Задача ребенка свинчивать и завинчивать подходящие гайки, для гаек понадобится плотно закрывающаяся коробочка.
  • Организуйте «мокрую зону» в ванной, где ребенок сможет вволю плескаться, переливать все из одной емкости в другую, смешивать пальчиковые краски. Не забудьте про клизмы – детям нравится набирать и сливать ими воду.
  • Для детей после трех лет упражнения практической жизни не нужно ставить на полочки. Просто приготовьте все необходимое там, где это нужно: сложите в отдельную корзинку все для ухода за цветами (губка, лейка, грабельки, секатор, пульверизатор), все для ухода за обувью (крем для обуви, тряпочку, губку) и т. д. Договоритесь с ребенком, где это будет лежать, покажите, как этими предметами пользоваться.
  • Для зоны сенсорики для детей до трех лет вы сможете смастерить мешочки с разными наполнителями (в двух крупа, в двух монетки, в двух макароны, в двух спички и пр.). Ребенок будет ощупывать их и искать одинаковые.
  • Сшейте волшебный мешок или смастерите коробку, спрячьте туда различные маленькие фигурки, играйте вместе в игру «Угадай, что это, на ощупь» или в игру «Найди две одинаковые».
  • Сделайте отдельный подносик с нюхательными баночками – по две с одинаковыми запахами. В каждую можно положить ватный диск, капнуть эфирные масла – и учиться нюхать и отгадывать одинаковые запахи. Идеально подойдут икеевские солонки с крышками-открывашками.
  • Рамочки-вкладыши и игрушки типа матрешки также просто необходимы в этой зоне.
  • Для ребенка старше трех усложните задания, например завязывайте малышу глаза и просите по запаху определять, что вы ему подносите (это могут быть съедобные вещи).
  • Сделайте цветовые карточки – по две одинаковых двухсторонних карточки каждого цвета (можно заламинировать обычный картон разных цветов). Выложив все цвета, выбирайте один, просите найти такой же, четко называйте цвет и откладывайте в сторону. Так можно выучить и разные оттенки.
  • Заведите коробку или корзинку с музыкальными инструментами (бубном, маракасами, флейтой, бубенцами и пр.), играйте, слушайте вместе с ребенком, отгадывайте, что звучит. Это нужно сделать еще до 6 месяцев.
  • В зоне языка для малыша примерно с полутора лет сделайте фонематический комод (можно использовать икеевский комодик с маленькими ящичками). В каждый ящик поместите мелкие предметы и игрушечки, названия которых начинаются на определенный звук. Например, КРОТ, КОТ, КАРТА, КОШЕЛЕК, КАМУШЕК… Вытаскивайте ящик, называйте, что там лежит, так, чтобы четко были слышны начальные звуки. После трех лет ребенок сам справляется с такой работой, только пополняйте ящик.
  • Подготовьте карточки из разных областей, например «Животные дикие», «Животные домашние» «Фрукты», «Овощи». Купите или подберите наборы соответствующих игрушек или муляжей. Научите ребенка раскладывать их на соответствующие карточки.
  • В зоне математики необходимо все, что учит ребенка сравнивать, анализировать, сопоставлять. Это может быть, например, сортировка геометрических фигур – подойдут блоки Дьенеша, хотя это и не монтессори-материал.
  • Один из математических материалов можно повторить в домашних условиях. Вам понадобится коробка с ячейками, в которые вы вклеите числа от 0 до 10 (можно начать от 0–5) и соответствующее количество счетных палочек. Их нужно раскладывать по ячейкам. В ячейку «0» ничего, в ячейку «1» – одну, в ячейку «2» – две и т. д.
  • В зоне космоса, конечно, нужны глобус, карта мира (ее можно разрезать и наклеить на кубики, чтобы ребенок мог собирать карту). Здесь могут быть подносик с лупой и всевозможными мелкими материалами в коробочке, которые можно рассматривать, а также микроскоп и все, что заинтересует ребенка в изучении мира.
  • Не забудьте про зону двигательной активности. У вас обязательно должен быть уголок для спортивных подвижных игр: спорткомплекс, кольца и т. д. Для самых маленьких подойдет спорткомплекс Лены Даниловой.

Что бы вы ни придумали для своего малыша дома, старайтесь следовать основным принципам этой гуманистической системы: наблюдайте за ребенком и оставляйте лишь то, что подходит именно ему!

  • Автор: Наталья Кулакова, монтессори-педагог, психолог, мама троих детей

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

познавательно

Да! Но стоят занятия в Монтессори не дешево(((

6502819a, согласна с вами.