Вальдорфская педагогика: идеи домашних занятий

Назад
Вальдорфская педагогика: идеи домашних занятий
- {{rating.rating | number}} +

Подходит к концу Week of the Young Child – «Неделя маленьких детей», которую проводят в США для распространения информации о развитии и обучении малышей. А в нашем цикле статей о раннем развитии на очереди сегодня – вальдорфская педагогика.

Подходит к концу Week of the Young Child – «Неделя маленьких детей», которую проводят в США для распространения информации о развитии и обучении малышей. А в нашем цикле статей о раннем развитии на очереди сегодня – вальдорфская педагогика.

Вальдорфская педагогика – это особая система, разработанная в начале ХХ века в Германии философом Рудольфом Штайнером. Во многих городах сейчас есть вальдорфские детские сады и даже школы. Посмотрим, что из этой системы можно взять на заметку и применить для домашних занятий с малышом.


Принципы вальдорфской педагогики

  • Для вальдорфского воспитания в первые семь лет жизни ребенка важнее эмоциональное развитие, чем интеллектуальное. Вальдорфские педагоги считают, что слишком раннее обращение к интеллекту отнимает силы и не позволяет  организму ребенка заложить прочную основу для здоровья.
  • Ребенок до 7 лет учится через подражание и воспитывается через пример. Это значит, что вальдорфский воспитатель не будет учить малыша, как нужно лепить, рисовать, клеить. Он будет заниматься рукоделием сам, ожидая, когда малыш проявит интерес к его труду. А это непременно произойдет: дети в таком возрасте очень хотят походить на взрослых! Поэтому, кстати, они охотно выполняют посильную работу: моют посуду, подметают, поливают цветы, пекут. Сначала они делают это вместе со взрослым, а уже затем, когда у малышей проявится интерес, взрослый может помочь, подкорректировать, показать.
  • Важнейшее место в жизни ребенка занимает свободная игра. Малыш живет в мире фантазии. Когда ребенок слишком рано взрослеет, он выглядит усталым, бледным, ему скучно, он не умеет играть, а может только разрушать. Ребенок, который живет в своих фантазиях, полон радости и жизни. Игра для него – способ войти в мир практичный, земной, и очень важно, чтобы это вхождение было осторожным, щадящим, а отношение взрослых – бережным.
  • Для маленького ребенка важно жить в соответствии с ритмами, внутренними и внешними. Ведь вся работа нашего организма основана на ритмах: бодрствование и сон, кровообращение, пищеварение, дыхание (вдох–выдох). Но внутренние ритмы ребенка еще не сбалансированы, поэтому так важно внешне сделать жизнь ритмичной. Режим дня в вальдорфской педагогике строится не по часам, а по принципу «вдох–выдох». Вдох – концентрация внимания, выдох – расслабление, свободная деятельность. Например, игры и песни в кругу, которые предлагают воспитатели, уборка помещения – это «вдох». А прогулка, свободная игра – это «выдох». Они обязательно должны чередоваться, чтобы не вызвать переутомления. Скажем, любая дорога (даже до садика) для ребенка – это «вдох», перенасыщенный впечатлениями и инструкциями. После дороги обязательно должен быть «выдох» – 15–20 минут для свободной деятельности.


Что мы можем сделать дома?


1. Интерьер
«Вальдорфцы» считают важным исключить из жизни ребенка все синтетическое, пластмассовое, резиновое. Окружение ребенка должно соответствовать реальному, естественному миру.
Что сделать? Деревянная облицовка стен или бумажные обои светлых оттенков. Самый близкий дошкольному возрасту оттенок – нежно-розовый, как цветущий персик. Шторы на окнах изо льна или хлопка – в одной гамме с цветом стен. Идеальная вальдорфская детская мебель – из натурального дерева, без лака, чтобы можно было ощущать фактуру природного материала. В вальдорфской мебели также нет острых углов, они все скруглены.

2. Игрушки
Вальдорфские педагоги считают, что ребенку нужна не готовая игрушка, а предметы, стимулирующие его собственную фантазию и игру. Игрушка должна оставлять простор для «додумывания». Идеальная вальдорфская игрушка – обыкновенная палка. Она может быть и посохом, и мечом, и волшебной палочкой, и конем, даже паровозом, если того захочет детское воображение!
Что сделать? Бревнышки, чурочки, пеньки разной высоты и толщины, корни деревьев – идеальный строительный материал. Их можно почистить, отшлифовать, если вы боитесь грязи и заноз. Главное – оставить их природную фактуру и естественную неровность. Ракушки, каштаны, желуди, шишки своей пластикой, фактурой всегда привлекают детей. Если впустить их в игровое пространство ребенка, они смогут стать как стадом овец, так и потоком машин.

3. Свободная игра
Это игра, сюжет которой не навязан взрослым, он вытекает из фантазии ребенка, обрывается, потом подпитывается новым впечатлением, подчиняется какой-то своей внутренней логике и не поддается внешней. Впечатлительные дети порой не успевают перерабатывать все явления окружающего их мира, эти впечатления остаются внутри них, превращаясь в тревоги или фантазии, которые пугают их родителей. В свободной игре дети могут воплощать эти переживания, прорабатывать их – и при этом они становятся заметно спокойнее.
Что сделать? Для плодотворной свободной игры нужно лишь выделить время и пространство, где позволено возводить большие конструкции. Детям необязательно иметь законченные «декорации» – школа, магазин, больница. Достаточно подушек, стульев, платков, дощечек. Все это они сами преобразят. Стол со скамейкой может превратиться в комбайн, потом сразу – в подводную лодку, а через минуту – в шалаш.

4. Рисование
Цель рисования для вальдорфского педагога – не научить, а создать условия для «переживания» цвета. Дети рисуют «мокрым по мокрому», то есть разведенной в воде акварелью по влажной бумаге, получая плавные переходы, возможность сочетать цвета между собой. Рисуют красками основных цветов: красной, синей и желтой, остальные цвета получаются смешиванием. Рисование красками производит такое сильное впечатление, что проводится не чаще, чем раз в неделю. Хорошо, если в доступном для ребенка месте всегда есть цветные восковые мелки и бумага. Это дает ему возможность отражать свои внутренние ощущения и впечатления от внешнего мира. Вальдорфский педагог не проводит занятий по рисованию в привычном смысле, но он может повлиять на рисунки детей, если сам будет рисовать рядом, если будет рассказывать сказки или показывать спектакли.

5. Сказки
Невозможно представить себе мир детства без сказок. Сказка развивает фантазию, способность к воображению, эмоциональную сферу, обогащает речь. Вальдорфская педагогика больше всего уважает народную сказку как воплощение мудрости, накопленной и отшлифованной за многие века. Первозданный образный язык сказки, подобный сновидению, больше всего соответствует мифологическому сознанию ребенка. Дети понимают смысл сказки без всяких объяснений.
Что сделать? Совершенно не важно, будете вы рассказывать своим детям немецкие народные сказки в пересказе братьев Гримм или русские народные сказки. Важнее, чтобы это было именно рассказывание, а не чтение, – ребенку нужно видеть лицо рассказчика, обращенное к нему. Сказка очень лаконична. В ней нет ни одного лишнего слова, поэтому рассказывать сказку нужно очень близко к тексту, сохраняя распевную манеру сказителя. Звук, образ, ритм, мелодика сказки тесно связывают ребенка с миром народной культуры, помогают почувствовать корни, обрести устойчивость. Полезно рассказывать одну и ту же сказку три, а то и пять дней подряд, чтобы ребенок смог «переварить» ее, целостно постичь.

6. Ручной труд
Труд в вальдорфской системе не связан с научением и принуждением. И в то же время постепенно все дети приобщаются к ручному труду. Воспитатель просто занимается рукоделием сам и ждет, когда кто-то из детей к нему подойдет – у него все заранее заготовлено (выкройки, нитки, тряпочки, плоды и т. д.). Работая пальцами, занимаясь мелкой работой, ребенок развивает свою речь. Но очень важно, чтобы результат его труда (коврик для куклы, подушечка для иголок, бусы из каштанов и рябины) использовался в реальной жизни, а не отправился бы в мусорную корзину. Это прививает уважение как к собственному, так и к чужому труду.
Что сделать? Ткацкое дело в самом своем простом варианте (из толстых шерстяных ниток, на картонке) – беспроигрышный вариант. В результате всегда получается нарядная и полезная вещь – коврик для куклы, сумочка. А кроме того, такой труд помогает растить не потребителя, но созидателя. Шитье кукол не менее увлекательно. То, что ребенку нельзя давать в руки ножницы и иголку, – это миф. Четырехлетний малыш вполне в состоянии шить (правда, пока не очень ровно).

  • Автор: Софья Бакалеева, консультант: Н. Т. Цыганова, вальдорфский педагог

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Интересная система.

нравится тот факт,что атмосфера домашняя в этих вальдорофскх садах и приучаются к труду с детства..