От Штайнера до Зайцева

Назад
От Штайнера до Зайцева
- {{rating.rating | number}} +

Предлагаем разобраться в специфике, плюсах и минусах наиболее популярных систем раннего развития, чтобы было проще выбрать самую подходящую для малыша.

Поле выбора детских развивающих методик

Пожалуй, сегодня не найдется заботливых родителей, которые не слышали бы о методиках, развивающих интеллектуальные и творческие способности малышей едва ли не с рождения. Имена Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Бориса Никитина и Николая Зайцева регулярно мелькают на страницах журналов и в рекламе детских центров. Но как разобраться: чем кубики Зайцева отличаются от кубиков Никитина? Что предпочесть: вальдорфский детский сад или занятия по системе Монтессори? В чем преимущества системы Глена Домана перед системой Никитиных? А есть еще Дьенеш, изобретший загадочные блоки…

Мы условно разбили все развивающие методики на две категории: те, которые изначально предназначались для занятий в группах, и те, что прежде всего ориентированы на занятия в семье. Но время вносит свои коррективы, и сегодня, занимаясь с детьми дома, родители активно используют идеи вальдорфской и монтессори-педагогики, не говоря уже о безумно популярных кубиках Зайцева, а игры Бориса Никитина, предназначавшиеся для использования в семье, давно уже стали атрибутом хороших детских садов и развивающих центров.

Вальдорфская педагогика

Основатель – Рудольф Штайнер, философ, лидер оккультного антропософского движения в начале ХХ века. Первая школа, работавшая по его методике, была открыта в 1919 году для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория», в честь которой эта педагогическая система и получила свое название.

Основные принципы:

  • Уважение к индивидуальности каждого ребенка, его свободе и творческим возможностям – развивающая траектория разрабатывается для каждого конкретного ребенка, исходя из его интеллектуальных и творческих способностей, темперамента, семейных обстоятельств и т. д.
  • Чувственное переживание как основа познания – любой изучаемый материал должен эмоционально «проживаться» в творчестве.
  • Воспитание через подражание: воспитательница в группе занимается повседневными делами – шьет, делает салат, печет пирог, а дети по мере желания присоединяются к ней.
  • Ритм – основа жизни вальдорфской группы: чередование будней и праздников, игры и работы, концентрации и расслабления, спокойных игр и эстафет, соревнований.
  • Экологичность – для нормального развития ребенок в игре и повседневной жизни должен соприкасаться только с натуральными материалами (шерсть, шелк, хлопок, дерево, воск), питаться только натуральной пищей, без добавок.
  • Возрастная целесообразность – согласно вальдорфской педагогике, у ребенка сначала созревает эмоциональная, а потом уже интеллектуальная сфера. Преждевременная стимуляция логических и аналитических способностей подавляет нормальное развитие личности.

Материалы и пособия для домашних занятий: акварельные краски, восковые мелки, воск для лепки, природный материал, самодельные куклы.

Плюсы:

  • теплая, доверительная атмосфера в группе, уважительное отношение к каждому ребенку;
  • творческие занятия – рисование (спонтанные творческие игры с красками, запрет на копирование готовых шаблонов); эвритмия (свое- образное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов); игра на детских духовых и шумовых инструментах; театральные постановки; ручной труд (и мальчики, и девочки учатся работать на разных станках, шить, выжигать по дереву);
  • впечатляющие, яркие праздники.

Минусы:

  • связь с оккультным учением, абсолютно неприемлемым с точки зрения традиционных религиозных конфессий;
  • слишком позднее, с точки зрения традиционной системы обучения, начало обучения чтению и письму;
  • отсутствие логических игр;
  • достаточно жесткий запрет на параллельные занятия в классических кружках, курсах подготовки к школе и т. д.;
  • архаичность, оторванность воспитания и обучения от многих современных реалий, что может затруднить интеграцию ребенка в социум.

Система Монтессори

Основатель – Мария Монтессори, итальянский психолог и педагог.

Основные принципы:

  • Мир детей и взрослых – совершенно разные миры. Главное отличие – это так называемые сензитивные периоды формирования ребенка, когда он максимально готов к освоению того или иного навыка или знания.
  • Создание активной развивающей среды, четко организованной и соответствующей потребностям ребенка.
  • Целесообразность – нет и не может быть случайных деталей, любое дейст- вие воспитателя, любая деталь обстановки направлены на развитие ребенка.
  • Уважение к свободе каждого – каждый ребенок в монтессори-группе самостоятельно выбирает себе вид и темп работы, его свобода ограничивается лишь требованием уважать свободу окружающих: не мешать другим детям в их играх и размышлениях, возвращать все материалы на место в таком виде, чтобы ими могли воспользоваться другие, помогать новичкам, с уважением относиться к мнению товарищей.
  • «Помоги мне это сделать самому» – ребенок, оказавшись в активной развивающей среде, насыщенной развивающими материалами, самостоятельно познает мир, а педагог лишь помогает ему в его наблюдениях и размышлениях.

Плюсы:

  • наглядность – все монтессори-материалы очень просты в применении и позволяют ребенку самостоятельно сравнивать факты и делать выводы, замечать и исправлять свои ошибки без контроля и давления со стороны взрослого;
  • конкретность – ребенку не навязываются абстрактные знания, он сам делает обобщения, опираясь на собственный опыт;
  • работа всех сенсорных систем – материалы разработа-ны и подобраны так, чтобы в процессе познания были задействованы зрение, слух, осязание, обоняние, вкус;
  • разумное сочетание свободы и четкой структуры;
  • формирование внутренней, а не внешней мотивации к обучению, сознательного послушания, чувства ответственности;
  • формирование навыка партнерских отношений со взрослыми и сверстниками.

Минусы:

  • отсутствие времени и условий для спонтанной творческой, а также ролевой игр (здесь их считают бесполезными) – это, скорее, школа для малышей, чем детский сад в традиционном понимании;
  • недостаточное внимание к занятиям, стимулирующим развитие творческих способностей: рисованию, лепке, пению, чтению сказок и стихов. Любая деятельность ребенка, по мнению монтессори-педагогов, должна приносить ребенку практическую пользу: активно развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор;
  • отсутствие монтессори-школ – после детского сада ребенок вынужден идти в обычную школу авторитарного типа, что может стать причиной тяжелейшего стресса;
  • подходит не всем детям – ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя, гиперактивный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая к тому же недовольство воспитателей. Способности творчески одаренных детей не будут полностью раскрыты и востребованы.

Система Зайцева

Основатель – Николай Александрович Зайцев, разработавший систему обучения чтению, русскому и английскому языкам, математике.

Основные принципы:

  • Для ребенка нет будущего времени, он живет здесь и сейчас и будет учиться лишь тому, что ему интересно в данный момент.
  • Обучение должно не опережать развитие ребенка, а соответствовать ему.
  • Ребенок способен решать задачи любой сложности, если они сформулированы на доступном ему языке игры и актуальны для него.
  • Ребенок – не пассивный объект обучения, в который родители и педагоги втискивают знания-умения-навыки, а активный его субъект.
  • Ребенок познает мир всем телом. В процессе познания задействованы все сенсорные системы. Обездвижить четырехлетку, заставив его сидеть смирно, – значит лишить его трех четвертей информации об изучаемом предмете.
  • При обучении чтению за базовую единицу берется не звук, не буква и не слог, а склад (когда мы читаем, то мысленно разделяем слово на составные части: П-с-ко-в, в-с-ко-ль-зь, с-к-ри-п-ка и т. д. Эти составные части и есть склады).
  • При изучении математики оперируют количеством, а не символами, его обозначающими (цифрами).

Плюсы:

  • опора на естественные механизмы освоения речи – лепетная речь первого года жизни состоит из складов; ребенок сначала учится понимать, что такое количество (два мячика, три кубика), и лишь потом – обозначать его цифрами;
  • простота и наглядность – склад конкретен, его можно подержать в руках, послушать, звонкий он или глухой, и т. д.;
  • зона сиюминутного развития (звенящие или стучащие кубики, в которые можно играть) сочетается с зоной ближайшего развития (вся фонетическая система языка сведена в таблицы);
  • динамичность – дети начинают читать раньше, чем забава им наскучит;
  • сочетание динамичной игровой методики со строгой внутренней логикой и системным подходом;
  • система дает возможность не отказываться сразу от принятых методик тем, кому это трудно, а использовать пособия в качестве дополнения для развития имеющихся программ.

Минусы:

  • методика рассчитана на групповые занятия с дошкольниками, а в домашних условиях приносит ощутимый результат лишь в сочетании с другими, более традиционными способами обучения чтению;
  • занятия по кубикам Зайцева – мощный стимул развития центров восприятия письменной речи; слишком раннее и интенсивное обучение чтению может привести к логоневрозам и задержке речевого развития;
  • методика эффективна для правшей с доминирующим левым полушарием, у левшей и правшей с ведущим правым полушарием иная стратегия освоения письменной речи;
  • может тормозить развитие умения четко отличать на слух границы и значение каждого отдельно взятого звука речи, что чревато проблемами при обучении письму в школе;
  • чтение по методике Зайцева – самодостаточный процесс, а маленькие дети не всегда связывают эту «игру в слова» с ее практическим применением – самостоятельным чтением книг, до которого дозревают достаточно поздно;
  • система Зайцева затрагивает прикладные области (обучение чтению, письму, счету) и не развивает творческие способности ребенка.

Материал подготовила Ася Штейн,
специалист по раннему развитию

Статья опубликована
в журнале «Мой Кроха и Я»
№06/2014

  • Автор: Ася Штейн

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

После некоторых раздумий мы например отдали свою малышку в монтессори садик. У знакомых девочка ходит в вадьдорфский садик, так вот у них как-то воситатели давят на родителей в плане просмотра мультиков, пластиковых игрушек и тд, мол домашнаяя среда не соответствует среде в саду! Мы решили что мы к такому давлению не готовы))

кстати, вот тут например можно посмотреть отличия в воспитании в обычном и в монтессори садике:
http://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=83:2011-12-16-21-13-23&catid=7:2011-06-18-23-44-36&Itemid=26
конечно не все пункты может и совпадают, бывает и в обычном садике воспитатели золото, но в целом конечно все-таки тенденция, что с большим количеством детей воспитание идет на потоке и бедные воспитательницы больше командуют чем ищут подход(