Как не навредить развитию ребенка

Назад
Как не навредить развитию ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Даже интеллектуально активный малыш может впоследствии утратить свои способности. Наиболее частые причины такого угасания обсудим в нашей статье.

Осторожно: перегрузки!

Ребенок всем на свете интересуется, у него все получается как нельзя лучше, и на радостях родители все увеличивают количество кружков и часов занятий. А что думают по этому поводу специалисты?

Екатерина Патяева: «Родителям нужно понимать, что даже интеллектуально активный малыш может впоследствии утратить свои способности. Наиболее частые причины такого угасания – постоянная перегруженность занятиями или необходимость решать слишком сложные задачи, которые приводят к непрерывному ощущению неуспеха».

Алексей Новиков: «Поскольку ребенок – это в первую очередь все-таки живое существо, то все искусственно вносимое, в том числе и развитие интеллекта, будет им не воспринято или даже отторгнуто. В дошкольном возрасте не должно быть никаких «излишеств» в направлении развития интеллекта – они приведут к прямо противоположным результатам. Дети не должны переутомляться! Дополнительные занятия допустимы только в том случае, если сами родители чувствуют или понимают, что их компетенции недостаточно. Вот эта недостаточность и может быть компенсирована на дополнительных занятиях».

Как «убить» интеллект

Неблагоприятные условия, влияющие на угасание познавательного интереса у малышей:

  • бедная познавательными стимулами окружающая среда: голые стены, очень мало игрушек вообще и развивающих в частности, взрослые мало разговаривают с малышом;
  • равнодушие взрослых к ребенку и его попыткам что-то сделать, их нежелание играть с малышом и отвечать на его вопросы;
  • постоянные запреты «исследовательских» действий: «Не трогай, а то разобьешь», «Тебе сюда нельзя», «Не бери».

У интеллектуально пассивного малыша ум развивается гораздо медленнее. Новые знания и умения не вызывают у него интереса, поэтому он осваивает их нехотя и «по минимуму».

Такие дети склонны к занятиям, в которых не требуется никакого умственного усилия, – запускать механические игрушки, а позже часами смотреть телевизор и играть в компьютерные «стрелялки».

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, нужно развить его ум, так как интеллектуально пассивный ребенок имеет меньше шансов добиться успеха в учебе. Если у него и появляется при поступлении в школу желание учиться, то оно очень быстро пропадает.

У ребенка с «погасшей» любознательностью уже в 3–4 года можно заметить такие особенности как:

  • примитивная игра;
  • малое количество вопросов (или их полное отсутствие);
  • частое повторение в речи готовых фраз, услышанных от взрослых (а иногда и просто фраз из рекламы). В возрасте 3–6 лет синдром интеллектуальной пассивности уже может быть выражен достаточно явно. По этим признакам вы сможете определить, что и в какой степени присуще вашему ребенку, и начать коррекцию.

Симптомы интеллектуальной пассивности:

  • Ребенок не умеет ни на чем (кроме телевизора и компьютера) сосредотачиваться, при любом занятии он постоянно отвлекается, и его внимание перескакивает то на одно, то на другое
  • Неразвитость игр, их однообразие, преобладание эффектных манипулятивных игр (нажать кнопку и запустить машину) часто в сочетании с элементами агрессии
  • Ребенок не умеет и не хочет играть в сколь-нибудь сложные игры, с трудом запоминает их правила; может испытывать трудности в усвоении норм и правил в повседневной жизни
  • Ребенок не любит и не умеет придумывать, фантазировать или представлять что-то «внутри себя»
  • У ребенка нет ни желания, ни привычки совершать интеллектуальные усилия, он быстро утомляется при выполнении любых заданий, где надо подумать, категорически не хочет напрягаться
  • Ребенок не любит, чтобы ему что-либо читали, ему это неинтересно
  • Ребенок редко задает вопросы, ему мало что интересно, ничто его не удивляет
  • Ребенок не любит книжки с занимательными заданиями
  • Ребенок не умеет себя занять, оставаясь один, он либо «приклеивается» к телеэкрану, либо совершает чисто манипулятивные действия (многократно воспроизводит одно и то же действие, не выстраивая никакого сюжета или повторяя один и тот же примитивный сюжет)

Угасание интереса

Если естественное стремление ребенка познакомиться с окружающим миром не находит достаточного подкрепления и понимания у родителей, его интерес к исследованию постепенно угасает. Вместо интеллектуальной активности у него проявляется интеллектуальная пассивность – он не только не стремится самостоятельно узнать что-то новое, но и неосознанно сопротивляется попыткам взрослых научить его чему-то.

  • Автор: Марфа Гончарова, Екатерина Патяева, Алексей Новиков

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться