Читать, считать, писать: в каком возрасте начинать обучение

Назад
Читать, считать, писать: в каком возрасте начинать обучение
- {{rating.rating | number}} +

Многие родители убеждены, что чем раньше научить ребенка обращаться с буквами и цифрами, тем лучше: мол, вырастет умненьким, да и в школе ему будет легче. Это мнение более чем спорное.

Уместить пятилетку в три года

С точки зрения большинства детских психологов, усаживать трех- а то и двухлетнего ребенка за стол писать циферки и учить буковки так же малополезно, как ставить восьмимесячного ребенка на ножки и заставлять ходить. Нет, есть, конечно, дети, которые сами начинают бегать в восемь месяцев – и те, которые без особых усилий со стороны взрослых учатся читать в три-четыре годика. Но это исключение, а не правило. Всем остальным подобный подход способен здорово навредить.

Природой обусловлена этапность созревания мозга. В два-три года идет бурное развитие сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка – то есть малышу нужно бегать, прыгать и играть. Если принудительно переключить его на учебную деятельность (для которой время должно прийти к семи годам), будут давать сбои эмоциональные процессы и соматическое, то есть телесное, развитие. Вместо умненького эрудированного ребенка мы получим нервного, плохо спящего по ночам малыша, который к тому же часто болеет.

Еще один закон развития: в норме оно идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если малыша, который еще не отличает бабочку от птички и не усвоил понятие «много-мало», учить писать буквы и цифры, этот закон переворачивается с ног на голову.

А вот в четыре-пять лет ребенка вполне можно начинать знакомить с цифрами и буквами.

Другой вопрос – как.

Что жизнь дошкольника? Игра!

Есть такое понятие – ведущая деятельность. Это такая деятельность, в рамках которой ребенок данного возраста наиболее эффективно развивается. До года, например, это эмоциональное общение с мамой, с года до трех – предметно-манипулятивная деятельность (малыш учится держать ложку и ставить кубик на кубик). А в дошкольном возрасте, с трех лет до семи, ведущей деятельностью ребенка становится игра. Именно в рамках игры он учится действовать по правилам, понимать инструкции, в игре развивается его речь и образное мышление.

Так что, знакомя малыша с буквами и цифрами, можно добиться гораздо большего, если учить его играя. Лепить буковки из пластилина и знакомить друг с другом, водить цифры друг к другу в гости – все это намного эффективнее, чем усаживать за стол перед тетрадкой. Тетрадки, ручки, парты – это все атрибуты учебной деятельности. А ее время придет в школьном возрасте – в районе семи лет.

Поем, танцуем, лепим

Многие современные родители убеждены: умеющий читать и знакомый с цифрами ребенок не будет испытывать в школе никаких трудностей – он к ней в общем-то готов. А ведь подготовка к школьным задачам не сводится к обучению чтению-письму. Скажем, если в дошкольном возрасте у малыша не развивать пространственное мышление, ему это аукнется в старших классах: задачку по геометрии не решить без умения оперировать образами. А освоение письма невозможно без развития моторики, ритмики. Вот почему в каждом детском садике обязательно есть вакансия музыкального работника. Пение и танцы под музыку как ничто другое помогают сформировать правильное дыхание, фонематический слух, который необходим при обучении грамоте.

Очень важное занятие – конструирование из бумаги и природных материалов. При этом необходимо показать малышу способы, позволяющие самостоятельно придумывать и мастерить разные игрушки. Если ребенок может понять сложные условия игры и обсудить их с другими детьми, сконструировать игрушечный мост через реку так, чтобы под ним мог проплыть кораблик, – в будущем он едва ли станет складывать землекопов с лопатами.

  • Автор: Анна Бойко

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Мы с внуком без всяких усилий выучили буквы (а затем и цифры) за пару недель в его три с небольшим года. Гуляя, мы проходили мимо сотен припаркованных машин. А надо сказать, что все, связанное с машинами, для него - приоритетнейшая информация. Я показывал на номере машины букву "O" и просил его найти такую же на номерах других припаркованных машин, при этом как можно чаще повторяя название буквы. Ребенок с восторгом находил "кружочки" на других машинах, а уж если на номере оказывалось две буквы "O", то у него вырывались просто индейские победные кличи. Так мы "разобрались" с буквами, а затем и с цифрами... Сразу же он научился складывать буквы в слоги и довольно бегло (для ребенка) читать крупные вывески и рекламные щиты. Увы, это не привело к тому, что он стал читать книжки - я уверен, что этому мешало лишь одно обстоятельство - мелкий шрифт в детских книжках. Он с удовольствием читал названия и заголовки, но напрочь отказывался читать тексты (хотя, конечно, его никто и не принуждал это делать). Сейчас внуку шесть с половиной лет; он, конечно, бегло читает, но никакой тяги к чтению, которую я помню в своем сравнимом возрасте, у ребенка я, увы, не наблюдаю...

Комментарий удален

Все правильно,если ребенка заставлять писать буквы и учить цифры в 2-3 года-это ни к чему хорошему не приведет:( А вот если в игровой форме,то очень даже заинтересует малыша. Мы развиваемся с помощью отличной методики доктора Лазарева. Это простой ,увлекательный способ сделать своего малыша умным,музыкальным,физически развитым.