Речь ребенка: норма и задержка развития

Назад
Речь ребенка: норма и задержка развития
- {{rating.rating | number}} +

Как родителям понять, что у их ребенка задержка развития речи? Что такое возрастная норма? Логопед Ксения Беленкова отвечает на эти вопросы и рассказывает о словарном запасе детей разного возрасте и об обучении ребенка речи.

 

Возможны варианты

«Мой племянник Вася молчал до пяти лет, а потом сразу о мироустройстве заговорил…» – подобные разговоры часто ведутся на детских площадках, когда кто-нибудь из родителей начинает высказывать беспокойство по поводу затянувшегося молчания своего двух- или трехлетнего чада. Бывает ли такое или это сказки? Случается, конечно, всякое, но родителям не всегда стоит полагаться на авось в выборе линии поведения. Счастливый случай с Васей, не гарантирует такого же чуда в вашем случае. Конечно, очень подкупает простота решения – взрослым практически ничего не надо делать, только ждать и надеяться. Такую информацию стоит воспринимать лишь как один из вариантов возможного развития событий. Есть и другие... Родителей почему-то пугают призывы сходить к логопеду: «Там на ребенка повесят ярлык», «будут втискивать в какие-то нормы, а он индивидуальность». Никто не хочет услышать от специалиста, что его малыш «не такой», «хуже других».

Посоветуйтесь с логопедом

Избавьтесь от предубеждений. Совсем не обязательно результатом посещения специалиста станет пугающий диагноз. Может быть, вы действительно зря волнуетесь, а ребенок развивается по возрастной норме!
Вас успокоят, расскажут, когда и чего следует ожидать. Иногда небольшое отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию малыша, считая, что все произойдет само, без их помощи. Однако у каждого ребенка свой потенциал: один впитывает знания и навыки, как губка, ежедневно удивляя окружение новыми выражениями, другому все дается не так легко – с ним взрослым приходится настойчиво проговаривать одно и то же слово, добиваясь запоминания и повторения. В последнем случае логопед подскажет, как нужно организовать домашнюю работу по развитию речи, чтобы преодолеть отставание.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вариант задержки у малыша речевого развития. В этом случае обязанность родителей – не упустить момент и заняться коррекционной работой как можно раньше, чтобы полностью решить проблему к школе.
Не стоит бояться посещения специалиста, как для подтверждения того, что ребенок развивается в соответствии с нормой, так и в случае выявления отставания, – только знание всех аспектов проблемы приведет к ее благополучному разрешению.

Развитие речи малыша проходит три важных этапа

  • Примерно к трем месяцам младенец начинает выражать свои эмоции и контактировать с окружающими, произнося нараспев звуки а-а-а, у-у-у, э-э-э… Этот первый этап развития речи называется гуление.
  • Около шести месяцев малыш активно осваивает согласные звуки «б», «п», «м» и начинает формировать первые слоги «па», «бу», «мэ»… Иногда родителям начинает казаться, что ребенок произносит слова «ма–ма», «па–па», «ба–ба», но пока это еще неосознанный лепет.
  • Только к году или чуть позже ребенок осваивает первые осмысленные слова. Обычно это «мама», «папа», «дай», «на»…

Возрастная норма

Что следует понимать под возрастной нормой, и как в соответствии с ней должна развиваться речь ребенка?

Первый год жизни характеризуется накоплением большого пассивного словаря. На этом этапе родителям очень важно обращать внимание на то, как ребенок воспринимает обращенную к нему речь. И хотя сказать он может еще очень мало, короткие внятные инструкции вполне доступны его пониманию.

Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка десяти слов. (Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около пятнадцати слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести пять!) На протяжении всего второго года жизни разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень заметной.

К концу второго года жизни норме соответствует использование как ста слов, так и трехсот. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой – фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из двух–трех слов: хочу есть, идем гулять, мама, дай мяч…
На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что заметно также и в неточной координации движений общей и мелкой моторики.

Возрастной период от 2 до 3 лет становится наиболее показательным в плане различия уровня речевого развития одних детей от других. Среди ровесников могут встречаться очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным – смягченным – звуковым оформлением). Рядом с ними – другая категория: дети, говорящие короткими аграмматичными фразами, – выглядит весьма уныло. Ощутимое несоответствие ребятишек одного возраста некоему среднему уровню речевого развития порождает массу волнений и вопросов. Когда же родителям стоит начинать бить тревогу?

Что такое дислалия? Дислалия – нарушение звукового произношения – может быть наследственной или вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата. Иногда она возникает, когда взрослые мало занимаются с ребенком. Дислалия проявляется обычно к четырем годам. Как правило, параллельно идет нарушение фонематического слуха: часть звуков ребенок не слышит, а поэтому и не произносит их. Если вы видите, что малыш испытывает сложности в речи, тянуть с лечением не стоит. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше надежды, что к школе проблему удастся решить. Дислалия может плавно перейти в дисграфию (неспособность грамотно писать) и дислексию (неспособность к чтению). Если малыш не выговаривает один звук, например «р», это простая форма, и проблема решается за три месяца. Если ребенок неверно произносит почти половину существующих звуков, тогда работать придется год или больше.

Не опоздайте!

Многие родители заблуждаются, считая, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, и эту коррекцию (то есть визит к специалисту) можно отложить до пяти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения – лишь вершина айсберга в комплексной работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха.
Неправильно думать, что до пяти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.

Как провести условное разделение нижней границы возрастной нормы от отставания в речевом развитии? Точный и квалифицированный ответ на этот вопрос может дать только специалист. Родителям не стоит брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально, и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.
Настоятельная рекомендация: если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду!
Что следует понимать под «фразовой речью»? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Если эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, ничего страшного, все недостатки произношения оправданы физиологией и исправимы.

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

10 комментариев к записи

нам через месяц 3 годо и У нас эта проблема присутствует , практически можно сказать нет и только из-за того что в доме разговаривают на трёх языках и это ужасно. хотя как я только не убеждала наших бабушек, что надо разговаривать на одном языке. Прочитав статью незнаю даже что делать дальше?

, А ещё говорят, что билингвы более способны к усвоению речи..:ag:

Может быть адресовать этот вопрос нашему психологу Евгении Александровне Калашниковой? Посмотрите в разделе эксперты.

Пусть разговаривают на трёх языках. Это здорово. Я выросла в семье, где на двух говорили. Мне очень нравилось слушать своих бабушек и пробабушек-немок. Они говорили между собой я ничего не понимала, но мне это так нравилось. Я фонтазировала. Не решайте за ребёнка не обедняйте его среду. А по поводу малышей-молчунов - правда так бывает. Я много и с удовольствием занималась со своими дочками. Старшая даже и не гулила, а заговорила только в два года. Но сразу осмысленными предложениями -все диву давались. Стихи с лёту, азбука , первые слова прочитала на четвёртом году жизни.

Очень большая проблема.Моему сыну скоро 4 года,а он еще не разговаривает.Он приловчился все показывать жестами.Заметно.что он в общем развитии не отстает,а вот в речевом.Просто ужас.Наши логопеды не хотят им заниматься.Им нужна какая-нибудь база,на которую можно было бы опираться.Ребенок говорит разные слоги и слова,но они мало похожи на нашу речь,Или же его просишь повторить какое -нибудь слово.он его повторит,но не пользуется в разговоре.Принуждением пробовала,так он меня бояться начинает.Дело в том,что у нас в роду уже были случаи,когда мальчики начинали говорить после 4 лет.Сейчас это взрослые люди у которых отсутствует дефект речи.Ваша статья меня очень огорчила.Звучит ,как приговор.Опираюсь на слова Спока,где он все же учитывает индивидуальные особенности ребенка,и дает родителям надежду.Практического совета для родителей я не услышала.А вот значимость логопедов очень сильно подчеркнута.К сожалению не все они тактичны и влюблены в свою профессию

, Если вы также НАЛОВЧИЛИСЬ понимать его жесты, то ему и не было необходимости что-то менять в общении с вами!:yes: :wink: Говорили бы ему: а я тебя не понимаю, что ты говоришь? что хочешь? (даже если вы прекрасно догадываетесь!), у него был бы посыл попробовать объяснить вам другими способами кроме жестов):)

Моему ребенку 6 лет. У нее нашли генетический синдром Секкеля, она отстает в речевом развитии. Она говорит только отдельные слова, предложения может только повторять по словам, но самостоятельно - нет. Если для таких детей специальная программа по развитию речи? Буду ,Вам, очень благодарна!

Инна, напишите мне, пож-та, на siberiya2007@rambler.ru Моему ребенку тоже поставили синдром Секкеля. Ищу родителей таких же детей.

Я считаю, до 3х лет ОБЯЗАТЕЛЬНО надо вести к логопеду, и не ждать!:yes:
Моя дочь все нормы побила по количеству слов. К полутора годам мы насчитали (записывали) более 200 слов, после чего бросили следить...утомляло...:iz:

Все дети разные моей дочки уже 13 она начала говорить рано в 1.5 года говорила много слов кроткие стишки. А вот сынок ему уже 1.5 он всего мама, папа, вот так