Хэллоу, айм спикинг! Обзор основных методик раннего обучения иностранным языкам

Назад
Малыш учит иностранный язык
- {{rating.rating | number}} +

Очевидно, что без знания хотя бы одного иностранного языка нашим детям будет намного сложнее найти себя в обществе. Какую методику обучения иностранным языкам использовать, когда пора начинать и как сделать обучение не только полезным, но и радостным? Педагог-лингвист Евгения Бахурова помогает найти ответы на эти вопросы.

 

Мал, да удал, или КОГДА?

Чем раньше вы начнёте занятия с ребёнком, тем реальнее станут ваши цели. Ведь ещё Гленн Доман в своих исследованиях пришёл к выводу, что ребёнок в возрасте до трёх лет способен показывать удивительные результаты в вопросах обучаемости.

Если вашему малышу нет ещё и года, считайте, вам повезло: вы находитесь в идеальном с точки зрения лингвистов возрасте для начала обучения малыша иностранному языку! И неважно, какому именно: английскому, испанскому, немецкому или португальскому.

Все методики и советы будут одинаково работать применительно к любому языку. Главное – занятия на регулярной основе и вера в успех.

 

Основные методики, или КАК?

Несмотря на то что представленные методики раннего обучения иностранным языкам отличаются друг от друга, в своей основе они имеют общий способ стимулирования мозга: аудиометод, или воздействие через органы слуха. Поэтому вы можете начать применять их буквально со второго месяца жизни вашего малыша.

 

Методика Гленна Домана
 

Наверняка вы уже как минимум слышали о методике Гленна Домана. Этот педагог доказал, что ребёнок способен успешно запоминать большие объёмы информации и даже может научиться читать слова ещё в младенчестве. Методика заключается в демонстрации наборов карточек, на каждой из которых красным крупным шрифтом написано одно слово. Показывая карточки и чётко произнося слово, мы активизируем процессы запоминания и стимулируем развитие мозга.

А если же мы несколько трансформируем методику Домана и используем её применительно к обучению ребёнка иностранному языку? Успех будет тот же.

Давайте разберёмся, как именно можно заниматься с ребёнком дома по Доману.


 

Практические рекомендации:

Для успешных занятий вам нужно сделать заготовки карточек, на которых вы напишете самые распространённые слова иностранного языка.

  • Используйте плотный картон, а не обычную бумагу.
  • Напишите слова заглавными буквами красным маркером/фломастером.
  • Выберите только самые используемые слова того иностранного языка, которому начнёте обучать вашего ребёнка.
  • Поделите карточки на тематические группы (члены семьи, основные цвета, любимые игрушки и т. д.)
  • Показывайте карточки только в те моменты, когда ребёнок находится в хорошем расположении духа, иначе возникнет ложная психологическая связь «занятие – неприятие» и цели не будут достигнуты.
  • Помните о «правиле одной секунды»: одна карточка – за одну секунду времени. Показали и сменили новой. Не стоит задерживаться, весь смысл в быстрой смене зрительных образов.
  • Произносите слово громко и чётко.
  • Чуть позже к слову можно добавить красочную картинку-иллюстрацию, и карточка будет выглядеть так:

Результат:

Практика показывает, что при регулярных (ежедневных!) занятиях с ребёнком, вскоре малыш сможет безошибочно определить, на какой карточке написано нужное слово, а впоследствии – правильно его произнести и прочесть. Нужно лишь дождаться нужного возраста и правильной стадии формирования речевого аппарата.

 

Методика языкового погружения
 

На мой взгляд, одна из самых результативных и хорошо зарекомендовавших себя методик раннего обучения иностранным языкам. Задача родителей – постараться сделать так, чтобы их ребёнка окружала аутентичная иностранная речь. В наш век глобализации и развития информационных технологий добиться этого не так и сложно.
 

Практические рекомендации:

  • Настройте радио на иноязычную волну и используйте его в качестве ненавязчивого фона в течение дня. Сделайте свой выбор в пользу такого канала радиоэфира, где чередуются и блоки повествования (новости, обзоры и т. д.), и музыкальные произведения. Личный опыт: в своё время я использовала радиостанцию, где транслировались классические музыкальные произведения и параллельно давались комментарии и обсуждения концертов.
     
  • Решите для себя, какой промежуток времени в течение дня вы готовы выделить под ваши аудиозанятия (1 час, 1,5 часа, 2 часа). Здесь главное не менять правил: если вы решили слушать радио в течение двух часов в день сразу после завтрака с 10:00 до 12:00, то будьте верны самим себе.
     
  • Вы можете использовать аудиозаписи со сказками на иностранном языке или ролевыми сценками (специально для маленьких), где дикторы довольно утрированно, но очень чётко и эмоционально зачитывают диалоги.

Если вы сами владеете иностранным языком, присоединитесь к диктору, возьмите мягкую игрушку или игрушку, надевающуюся на руку, вместе с диктором произносите слова или фразы, обращаясь к ребёнку. Улыбайтесь, покажите вашему малышу, что вам тоже интересно, – и ваш настрой передастся и ему.
 

  • Для владеющих иностранным языком родителей не составит особого труда зачитать малышу потешки, выразительно прочесть сказку или пропеть несложные песенки. Уж песенку «Happy Birthday to You» знают практически все!
     
  • Если вы бегло владеете иностранным языком, попробуйте общаться с малышом только на нём. Расскажите, какое у вас настроение, что вы видите вокруг, какая сегодня погода, чем вы будете заниматься в течение дня, – просто говорите, а малыш пусть слушает. Описывайте каждое своё действие, скажем, в течение часа исключительно на иностранном языке.
     
  • Перед сном можно взять за правило петь ребёнку колыбельную на иностранном языке. Вы можете сделать это сами или воспользоваться аудиозаписью. Но, опять же, повторюсь: важна регулярность – малыш должен слышать песню/потешку/колыбельную изо дня в день.
     

Результат:

При регулярном использовании методики языкового погружения сознание вашего малыша сможет самостоятельно заполниться нужными языковыми образами и конструкциями именно того языка, который вы изучаете. В приятной обстановке, вместе с родителями, а не за партой в школе, когда многое кажется таким сложным, – что же может быть лучше и эффективнее! Даже если ваш малыш ещё не умеет говорить, языковые конструкции отложатся в ячейках долговременной памяти и по достижении определённого возраста смогут быть успешно использованы в речи.

 

Методика запоминания речевых образцов


Под речевыми образцами подразумеваются самые распространённые фразы иностранного языка, которые нам приходится слышать в повседневном общении и которые в будущем сможет использовать и ваш ребёнок. Минимальный набор фраз может включать следующие реплики, объединённые в мини-диалоги, например:
 

-Привет! Как дела?

-Хорошо. А ты?
 

-Как тебя зовут?

-Саша. А тебя?
 

-Сколько тебе лет?

-Мне 4. А тебе?
 

-Откуда ты?

-Я из России. А ты?
 

-Пока!

- Увидимся!


Эта методика подходит тем семьям, в которых родители обладают достаточным уровнем знаний, чтобы правильно произносить самые распространённые фразы изучаемого иностранного языка. Если же вы не совсем уверены в правильности произношения, учили давно или что-то подзабыли, осмелюсь порекомендовать мой разговорник английского языка, где приведены все необходимые фразы с произношением, записанным русскими буквами («Универсальный английский разговорник. Общаемся без проблем!», изд-во АСТ, 2015).

Просьба обратить внимание: родители должны не только произносить эти фразы, но и каким-то образом обыграть их, поскольку дети эффективно запоминают новую информацию (на любом языке) в игре.


Практические рекомендации:

  • Возьмите игрушку, надевающуюся на руку, дайте ей имя, которое используется в стране изучаемого языка (если учим английский язык – пусть это будут Мэри или Джек, немецкий – Ханна или Кристиан). Используйте эту игрушку только для ваших игровых уроков по иностранному языку, чтобы у ребёнка в сознании оформилась чёткая связка: вижу Мэри – значит, сейчас мама заговорит на английском.
     
  • С помощью игрушки разыгрывайте мини-диалоги с вашим участием: говорите разными голосами и за себя, и за неё.
     
  • Произносите фразы громко и эмоционально.
     
  • Используйте фразы, подставляя их в «контекст дня»: утром поприветствуйте ребёнка на английском, спросите у него, как дела. Вечером от лица малыша пожелайте папе спокойной ночи и т. д.
     
  • Повторяйте эти мини-диалоги и игры изо дня в день, не меняйте последовательность слов – таким образом, вы активизируете пассивное запоминание.


Результат: 

Если ваш ребёнок уже умеет говорить, совсем скоро он сможет дать вам логически и грамматически верную ответную реплику в вашем с ним диалоге на иностранном языке. Если же он ещё совсем мал, то активное слушание предоставит ему впоследствии возможность комфортно чувствовать себя в иноязычной реальности, просто дайте ему время.

 

Игровая методика


Аккумулирует в себе все основные моменты перечисленных выше методик, объединённых одним обязательным условием: действие должно происходить в игре. Подходит родителям с развитой фантазией. Несомненный плюс этой методики в её гибкости: здесь нет чётких правил и условий реализации – родители могут полностью положиться на своё воображение при условии регулярных занятий.


Практические рекомендации:

  • Обзаведитесь карточками с яркими картинками. На них могут быть изображены, к примеру, животные. Показывайте ребёнку карточки, называйте животное, произнесите, какие звуки оно издаёт (звуки, издаваемые иностранными животными, зачастую несколько отличаются от их отечественных собратьев).

Если вы достаточно хорошо владеете иностранным языком, вы сможете на иностранном языке рассказать ребёнку, что сами знаете об этом животном, где оно обитает, чем питается, – всё, что угодно. Непременное условие – повествование ведётся только на иностранном языке. Потом вы можете перемешать несколько карточек и спросить: «Where is the cat?»/Где котик?/[уэ*а из зэ кэт?]. Для начала сами можете найти нужную карточку и показать ребёнку. Впоследствии он сможет cделать это сам.

  • Приобретите большеформатную красочную книгу сказок на иностранном языке. Всем известны чудесные свойства обучения и воспитания сказкой.

Повествование сказки очень мелодично, для ребёнка оно звучит как музыка. Сядьте вместе с ребёнком, эмоционально зачитывайте диалоги (лучше на разные голоса): если это волк, то пусть он звучит громко и грубовато, если это поросёнок – неуверенно и тихо. Водите пальчиком малыша по словам в предложении. Читайте достаточно медленно. После прочтения сказки вы можете рассказать малышу, о чём вы прочли, какие герои вам встретились в сказке, кто был положительным, а кто отрицательным героем. Показывая на картинку, спросите: «Who is it?»/Кто это?/[ху из ит?]. Старайтесь читать короткие сказки каждый день и задавайте одни и те же вопросы; когда ребёнок научится говорить, он сможет сам дать вам верный ответ.

  • Мои рекомендации по выбору английских сказок для самых маленьких:

The Bun – «Колобок»

The Little Red Hen – «Курочка Ряба»

The Turnip – «Репка»

Henny-Penny – «Курочка Пенни»

The Three Little Pigs – «Три поросёнка»

Johnny-Cake«Джонни-Пончик»

Red Riding-Hood«Красная Шапочка»

Обратите внимание, что сказки могут иметь такое же название, как и в нашей родной культуре, но их интерпретации могут несколько отличаться.  

  • Дети с удовольствием принимают участие в игре на иностранном языке, если она проходит в активной форме. Вы можете раздать детям карточки с изображением предметов или же предметы-игрушки (овощи, фрукты и пр.). Спрашивайте: «Who has an apple?»/У кого яблоко?/[ху хэз эн эпл?] Сначала отвечайте за ребёнка: «I do!»/У меня./[а*й ду]. Потом ребёнок сможет отвечать сам, и вскоре вы сможет поменяться ролями: он спрашивает – вы отвечаете.
     
  • Также во время беседы с ребёнком о выбранном предмете вы можете побуждать его к действию просьбой: «Sasha, give me a pig, please!»/Саша, дай мне, пожалуйста, поросёнка./[са*ша, гив ми э пиг, пли:з]. А далее заинтересовать ребёнка рассказом о поросёнке, например: «A pig is pink. It lives on a farm. It says: «Oink-oink!»/Поросёнок розовый. Он живёт на ферме. Он говорит: «Хрю-хрю!»/[э пиг из пинк. ит ливз он э фа:м. ит сэз онк-онк].


Результат:

Ваши занятия проходят всегда в активной форме, ребёнок заинтересован, у него отличное настроение, следовательно, и процесс обучения и запоминания движется динамично. При прослушивании сказок развивается усидчивость и внимание, закладывается способность анализировать, развивается умение задавать вопрос и давать на него верный ответ.

В арсенале современных педагогов и лингвистов существует ещё немало способов и секретов для обучения малышей основам иностранного языка. Какую методику выбрать – решать маме и папе. Но мнения всех специалистов сходятся в одном: главное – это личная заинтересованность родителей в обучении, регулярность ваших занятий и, конечно, вера в успех.

 

  • Автор: Евгения Бахурова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

10 комментариев к записи

;)

все верно и по делу!

:D фотка малыша в наушниках забавная

Узнал много нового для себя.
Будем пробовать))

Познавательная статья!

:D

:)

Хорошие методики описаны, но при условии, что мама сама владеет неплохо языком. В нашей семье таких навыков нет, поэтому, когда ребенок более-менее начал говорить нормально на русском языке, мы его отдали на курсы английского. Хорошие курсы, детки полностью погружаются в англоязычную атмосферу, группы не большие поэтому достаточно внимания уделяется деткам и между собой они общаются хорошо, строго на иностранном языке, поэтому язык дается легко и непринужденно.

Kalganova, интересные курсы, я бы тоже свою стрекозу на такие поводила. Мы пока еще языками не занимались, не знаю, как воспримет. Вдруг не понравится?!

panina, если хотите попасть на те курсе, где мы занимаемся yescenter.ru/english/ то можно просто попробовать. Существует пробный бесплатный урок, где вы можете посмотреть, как ребенок будет себя вести и как будет себя чувствовать. Если все нормально, то тогда уже можно и остаться на обучение.