Дуглас Доман: «Нет волшебных методов развития, есть волшебные дети»

Назад
Как воспитать развитого ребенка и чем ему может навредить школа
- {{rating.rating | number}} +

Как работает и на что способен клан педагогов

 

Считается, что Гленн Доман совершил в педагогике «мягкую революцию». Его идеи и методы раннего развития уже больше полувека пользуются популярностью, критикуются и применяются по всему миру. Как воспитывались дети и внуки известного физиолога? Что связывало Гленна Домана и Марию Монтессори? Испортит ли развитого ребенка школа? Обо всем этом в эксклюзивном интервью Krokha.RU рассказал сын основателя и вице-директор Институтов достижения человеческого потенциала (США) Дуглас Доман.

 

Еще по теме: «Доман, сын Домана: «Мы 60 лет боремся против термина «умственно отсталый»

 

По семейным обстоятельствам

 

На форумах не утихают споры о плюсах и минусах раннего развития детей. И у сторонников, и у противников, как водится, есть свои несокрушимые аргументы и железобетонные доводы. Каково же быть сыном одного из основоположников идеи раннего развития?

— Дуглас, когда вы поняли, кто ваш отец, чем он занимается, и насколько это важно?

— Наша штаб-квартира в Филадельфии, дом, рабочий кабинет, где я сейчас сижу, — здесь раньше работал мой отец. Эта комната называется «военный кабинет». Она наполнена всевозможными памятными предметами, которые отец сохранил еще со Второй мировой войны.

Он ушел на фронт добровольцем, был капитаном пехотной роты. По возвращении он, наверное, был самым титулованным жителем Пенсильвании. Солдаты очень любили отца, потому что он всеми силами пытался сохранить им жизнь. А вокруг погибало много людей.

Вернувшись, отец объявил новую войну — повреждениям мозга, основал Институты достижения человеческого потенциала.

Он продолжал сражаться до конца своих дней. Те открытия, которые отец сделал во время исследовательской и врачебной работы, легли в основу его методик раннего развития.

За дверью «военного кабинета» — гостиная. Здесь отец встречался с учеными и врачами, с которыми обсуждал свою работу. Меня и мою старшую сестру Дженет всегда приглашали на эти встречи. Нас захватила работа, которую вел отец. Мы выросли на территории Институтов. И мы до сих пор воюем.

 

Дуглас Доман рассказывает о методиках Институтов

 

Мои четверо детей (сыновья Марло, Спенсер, Ноа и дочь Морган) тоже воспитывались здесь и учились по системе раннего развития.

— А вы сами успели испытать на себе обучение по методу раннего развития? И одинаково ли проходила работа по этой системе с вашими детьми?

— Мне было 10 лет, когда вышла книга отца «Как научить своего малыша читать». К тому моменту я уже успел стать плохим учеником, школа мне не нравилась. И я, конечно же, хотел, чтобы у моих детей был другой жизненный опыт.

Всю программу раннего развития с нашими детьми проходила в основном моя жена, а я был помощником.

Программа универсальная и работает со всеми детьми — хотя, конечно, следует учитывать то, что у каждого ребенка свой характер.

Мы с женой прилагали все усилия, чтобы дети получили максимальную пользу от наших программ. У нас есть и программа раннего развития для младенцев, и международная школа на территории Институтов, в которой дети обучаются до 14 лет. Ее выпускники готовы поступать в университет. И наши дети прошли все эти этапы, правда, в 14 лет мы не стали торопить их с высшим образованием.

 

Рабочие будни Розалинды Доман

 

Мы решили, что полезнее отправить детей на год в другую страну, чтобы они познакомились с другой культурой, выучили язык. Сыновья ездили в Мексику. Я и сам в студенчестве бывал там и просто влюбился в Латинскую Америку. У нас есть семья друзей в Мексике, так что мы «поменялись» детьми. Их ребята год жили у нас. Когда подросла дочка, мы отправили ее в Италию.

После годичной «стажировки» за рубежом наши дети поступили сначала в местный колледж, а потом в  другие университеты. Я не хочу ими хвастаться, но все они выросли замечательными. Особенно меня радует, что дети очень близки между собой, несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте между старшим и младшим.

— Сколько Доманов сейчас работает в Институтах?

— Много (смеется)! Моя мать, ей 92 года, но она продолжает трудиться и помогать нам. Потом моя сестра Джанет — директор Институтов достижения человеческого потенциала. Моя жена Розалинд — директор Института достижения физического совершенства, занимается вопросами физического развития детей с повреждениями мозга и здоровых ребят.

 

Спенсер Доман после завершения обучения стал работать в Институтах

 

Дочь Морган, сын Спенсер и его жена тоже наши сотрудники. Младший сын помогал нам, но сейчас ему надо продолжать обучение в Голландии. 

И еще племянница, Румико Доман. Она сначала была сотрудницей нашего представительства в Японии, а потом вышла замуж за нашего племянника и таким образом тоже стала Доман.

 

Со школой работа не закончится

 

— Многие родители хотели, чтобы их дети благодаря вашим программам стали маленькими гениями. И они с некой обидой говорят о том, как сначала радовались невероятному прогрессу, но потом ребенок пошел в школу – и стал таким же, как сверстники, ничего выдающегося. Стоило ли тогда тратить столько усилий на обучение раннему чтению, счету…   

— Я понимаю, где тут может крыться проблема. Так может произойти где угодно, универсальный случай.

Прежде всего, родителям, которые занимаются с детьми по нашей программе, следует быть очень аккуратными в выборе школы: пообщаться с педсоставом, рассказать об успехах.

И если встретят энтузиазм у учителя, то можно отдавать туда ребенка. Если нет — то лучше поискать другую школу.

Посудите сами, вы отправляете своего 6-летнего ребенка в первый класс, а он читает как 12-летний. Что может сделать учитель? Например, дать вашему ребенку книжку, которая соответствует его умениям, пока остальные дети будут заниматься по другой. Здесь школа должна помочь ребенку сохранить все то, что он уже умеет — и продвинуться дальше. Каждый ли учитель захочет так заниматься? Нет. И тогда получается трагическая ситуация, и ребенок теряет все то, чего добился вместе с родителями. 

 

Обучение по карточкам Гленна Домана

 

Так что, если вы занимаетесь со своими детьми с младенчества, это еще не значит, что можно отдать их в школу с мыслью: «Все, моя работа выполнена, дальше другие научат!»

В международной школе при Институтах в Филадельфии, куда пошли учиться наши дети, мы сами преподавали.  Мы продолжали уделять им внимание и следить, чтобы приобретенные знания не потерялись и развитие не останавливалось

В России некоторые дети уже с года ходят в ясли. Большинство в три года начинают ходить в детский сад. Потом школа. Может ли такая ранняя социализация помешать обучению по системе Домана? И если самый эффективный способ — домашнее обучение, как быть тем родителям, которым приходится работать?

— В России ситуация с детскими садами и школами такая же, как и в других странах мира. Верно, некоторые родители работают полный день. Можно ли успешно сочетать работу и выполнение программы? Да.

Работающие родители тоже хотят проводить время с детьми, и хотят, чтобы это было качественно проведенное время. Значит, им нужно быть очень организованными в планировании.

И родителям надо тщательно подойти к вопросу выбора яслей, детского сада, школы, если они вынуждены пользоваться их услугами, найти для своих детей самые лучшие из тех, что имеются в их распоряжении. Преимущество же родителей, которые имеют возможность быть дома с детьми, заключается в том, что они могут создать идеальную среду, в которой ребенок будет успешно развиваться в физическом, интеллектуальном и социальном плане.

 

Сила волшебства

 

Можно ли сочетать систему раннего развития Домана с какими-нибудь еще методиками?

— Конечно. Мой отец часто повторял: «Если бы Мария Монтессори была жива, либо она присоединилась бы к нашей команде, либо мы — к ее». Интересно, что вначале она тоже работала с детьми с повреждением мозга, а позднее ее деятельность распространилась и на здоровых малышей. У нас все так же. Мой отец всегда говорил, что волшебство заключается не в методе, а в ребенке.

 

Гленн Доман с воспитанниками Институтов

 

— Уделяет ли внимание методика Домана развитию творческих и исследовательских способностей малыша? Или основной упор делается на развитие возможности мозга усваивать энциклопедические данные?

— Наша программа уделяет огромное внимание развитию творческих способностей детей. Основной наш постулат заключается в том, что детей никогда нельзя ни к чему принуждать, говорим ли мы о физической, интеллектуальной или социальной программе.

Детей нужно побуждать учиться, применяя принцип самоопределения, и изучать предметы, которые интересуют именно их, а не кого-то другого.

Мы доказываем это все время, с того момента, как была основана наша международная школа и появились программы раннего развития в Филадельфии в 1976 году.

Наши дети всегда были очень креативными, многие стали артистами балета, музыкантами или, к примеру, нашли выражение своих творческих способностей в таких занятиях, как выездка лошадей. Это все ключевые компоненты, которые помогают сохранить любовь к учению у детей на всю жизнь.

— Какое место в жизни ребенка, занимающегося по методу Домана, должна занимать игра? Как в Институте относятся к игрушкам?

— Как я уже сказал, хорошее обучение – радостное, занимательное, игровое. Но с самими игрушками может быть несколько проблем, которые нас беспокоят.

 

Обучение счету по методу Гленна Доман

 

Некоторые игрушки придуманы специально для того, чтобы дети отвлекались на них и не беспокоили взрослых. Это игрушки не для детей, а для того, чтобы избавиться от детей. Мы не одобряем такой подход.

Другие игрушки оглупляют детей. Они привлекают их внимание, но при этом никак не помогают детям развиваться интеллектуально, улучшать социальные навыки. Красноречивый пример – различные электронные игры, от которых некоторые дети становятся зависимыми. Разве можно считать подобное правильным? 

— На родительских форумах мне несколько раз попадалась информация о нобелевских лауреатах, которые занимались по программе раннего развития Домана. Но никакой подтвержденной информации об этих людях я не нашла.

— Честно признаюсь, я никогда об этом не слышал. И в литературе Институтов нет упоминаний о чем-то подобном. Однако я знаю похожую историю.

Я читал биографию Марии Кюри, написанную одной из ее дочерей.

Мария Кюри была настоящим гением и работала с другими гениальными исследователями, в числе которых был и ее муж. И у них у всех были дети.

Так вот исследователи приняли решение, что один из их группы будет сидеть со всеми детьми в понедельник, второй – во вторник и т.д. По сути, у них получилось что-то похожее на нашу международную школу в Филадельфии.

Конечно, в нашей школе специалисты по развитию мозга обучают родителей, как заниматься с детьми, однако интересно отметить следующий факт: Мария Кюри — первая женщина, получившая Нобелевскую премию, и (до прочтения этой книги я этого не знал) одна из ее дочерей Ирен Жолио-Кюри тоже получила Нобелевскую премию по химии. Так что очевидно, что их метод воспитания детей был очень хорошим.

— Институты работают как часы, дети во всем мире учатся и развиваются. А чем сейчас занимаетесь вы?

— Огромные возможности нам дает интернет, через него можно делать множество обучающих вещей. У нас сейчас большое количество наработок и проектов, связанных с интернетом. Но подробнее я о них рассказать не могу. Это все равно, что совершить самоубийство. У нас существует большая проблема с хищением интеллектуальной собственности. И чтобы как-то ее защитить, мы хотим сделать так, чтобы наш продукт шел непосредственно к родителям. Так что есть задумки, и они будут реализовываться как раз через Москву. Скоро услышите. 

 

 

 

 

  • Автор: Татьяна Меньщикова
  • Фото: Shutterstock, фото из архива Дугласа Домана

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

:)