Обучение ребенка счету: мама - первый учитель

Назад
Обучение ребенка счету: мама - первый учитель
- {{rating.rating | number}} +

Мама может стать для ребенка настоящим учителем и помочь крохе освоить мир цифр. Что нужно для этого приобрести и какие детские игрушки помогут? Как научить ребенка считать и освоить счет - расскажет психолог Светлана Иванова.

Кем бы ни был по натуре ваш ребенок – естественником, гуманитарием или технарем – ему необходимо овладеть азами математических дисциплин. И самое главное – научиться считать. Хорошо, если первым учителем сможет стать мама, ведь для малыша она – самый важный человек. А «преподавать», конечно же, нужно весело и интересно.

Не волнуйтесь, если у вашего ребенка еще недостаточно развита речь. При обучении счету важно только, чтобы он повторял за вами движения, эмоциональную информацию и пытался воспроизвести названия цифр.

Почти как в школе

Прежде чем приступить к началу обучения, хорошо бы вам обзавестись подручным материалом, а именно двусторонней доской. На одной стороне можно писать мелом, а на другой фломастерами и приклеивать магнитные буквы и цифры.

Если у вас нет возможности купить такую доску, приспособьте ваш холодильник для наклеивания магнитных пособий и возьмите какую-нибудь ненужную в хозяйстве деревянную панель, чтобы писать мелом. Купите обычный мел.

Доска хороша тем, что на ней можно рисовать цифры и буквы большого размера. Детям сложно начинать писать и рисовать маленького размера символы, поэтому лучше всего работать на доске. Кроме того, многие дети очень ревниво относятся к своим начинаниям, им не нравятся их первые шаги в письме и рисовании, работая же на доске всегда можно стереть непонравившееся.

Единственный минус работы на доске – то, что приходится все стирать. Для многих маленьких трудяг это большое разочарование, так как, по их мнению, плоды их трудов должны сохраняться долгое время. В таком случае попросите повторить ребенка «для истории» продублировать написанное на доске, на листке бумаги. Подпишите на листке дату и положите его в отдельную папку.

Если вы научите ребенка уважать плоды его труда, он сможет в дальнейшем уважительно относиться к плодам трудов других людей. Естественно, что, поощряя малыша, нужно соблюдать чувство меры, то есть не слишком увлекаться превознесением его успехов и культивированием его «необыкновенного таланта». Должное уважение, но не более того!

Малыши гораздо лучше запоминают материал, если «уроки» эмоционально окрашены, а наглядные пособия яркие, интересные и «говорящие».


Итак, счет...

В период раннего детства у ребенка начинает активно развиваться наглядно-действенное мышление. Малыш манипулирует предметами, тщательно исследуя, сравнивая и изучая их свойства, поэтому при обучении счету в качестве подручного материала нужно использовать предметы, хорошо знакомые ребенку.

  • Для начала нужно пояснить, что есть понятие «много» и «ничего». Используйте для иллюстрации сказанного любимые игрушки малыша, ведь именно игрушки – самый близкий к ребенку мир.
  • Затем вы можете ввести понятие «количество» и научить ребенка отвечать на вопрос: «Сколько?» В ответ он должен сказать «много» или «нисколько (ничего)».
  • Теперь переходим к более подробному знакомству с понятием «много». При этом не забудьте показывать руками «как много». Разведите руками, описывая ими, например, круг в воздухе. Ваше лицо мимически должно выражать слово «много».

Таким же образом покажите «ничего». Это первые шаги в мотивации обучения – интерес к огромному миру, который можно посчитать, и эмоциональная окраска, обязательное условие интереса к изучаемому материалу.

Начинаем считать

После понятия «много» вводите «как много». «Много» бывает по-разному.

  • Начинаем с числа «один». Начните с предмета в комнате ребенка, который находится в единичном экземпляре в квартире. Будьте внимательны, это не должен быть, к примеру, диван, так как в квартире могут быть еще диваны. Это может быть детская кроватка (если ребенок в семье один) или еще что-то. Понятие «один» имеет много значений, познакомьте ребенка сначала со значением «одного экземпляра». Объясните так, чтобы у ребенка не возникло путаницы, чтобы он не решил, что «один» – это собственно название предмета. Сначала назовите предмет, а потом скажите, что он один. Можно показать один палец на руке и потом, в противовес, показать уже знакомое ребенку понятие «много»: «Вот одна кроватка (указываете на предмет и потом поднимаете один палец), а вот много всего (описываете руками круг)». Начиная счет с предметов мебели, вы знакомите ребенка с миром взрослых, в который он так стремится попасть. Потом на примерах других вещей закрепите это понятие.
  • Постарайтесь доказать малышу, что понятие «один» есть везде в окружающем его мире. На доске можно мелом начертить одну палочку и сказать «один». Если ребенок будет дорисовывать рядом, сотрите свою палочку и оставьте ту, которую нарисовал малыш. Понятие «один» должно четко усвоиться.
  • После усвоения понятия «один» переходите к понятию «два». Здесь можно показать на себя и ребенка и посчитать «один (показали на себя) – два (показали на ребенка)», потом обобщение – «ты и я – это два человека». Закрепите материал на предметах, на доске нарисуйте две палочки.
  • Если вы начали заниматься с малышом 1,5 лет, не спешите нагружать его информацией, но и не делайте больших перерывов в занятиях. Достаточно изучать по два числа в неделю.
  • Если ребенок до 3 лет освоил счет до десяти, можно смело покупать книги, журналы, развивающие игры со счетом до десяти.

В 3 года ребенка можно знакомить с цифрами. Берете одну игрушку, ставите ее на стол, говорите «один» и крупно пишете на доске «1». Объясняете малышу: «Вот мишка сидит один, «один» пишется вот так». Затем постепенно выставляйте игрушки на стол сами или просите это сделать ребенка и пишите цифры на доске. Такие занятия можно превратить в игру, но если ребенок настроен на серьезный лад, лучше провести занятие в спокойной форме. Не забывайте: все зависит от индивидуальных качеств ребенка.

Посчитаем пальчики

По схеме, описанной для понятий «один» и «два», дойдите до числа «пять». Теперь вы смело можете посчитать пальчики на руках малыша. Потом вместе посчитайте пальцы у себя и у каждого члена семьи. Таким образом вы даете представление не только о количественном значении слова «пять», но и показываете ребенку, что он такой же, как и все, только маленький. Когда вы будете считать пальчики у ребенка на руке, обратите внимание на то, что у него они маленькие, а у вас – большие. Прокомментируйте, что у ребенка пальчики тоже вырастут.

Когда малыш хорошо усвоит счет до «пяти», продвигайтесь дальше и осваивайте счет до «десяти».

Если малыш заинтересуется и будет просить вас считать дальше, считайте, но не заставляйте его повторять – для него это еще рано.

Начальная арифметика

Дальнейшее знакомство с цифрами и азами арифметики должно зависеть от желания ребенка. Если оно есть – смело можно продолжать ваши занятия, если его нет – не забывайте ранее изученный материал, постоянно возвращайтесь к нему. Как только почувствуете, что ребенок готов к дальнейшему изучению материала – приступайте. Я бы посоветовала начать изучать основы арифметики, то есть простые математические действия (сложение, вычитание) в пределах десяти.

  • При обучении сложению имеет смысл сначала использовать слово «прибавилось, появилось, посадили на стол и т. д.». Когда вы будете делать соответствующую запись на доске, обязательно объясните, что существует специальный язык для этой записи. Что слово «прибавилось» заменяется символом «+», а слово «получилось» – символом «=».
  • Начинайте с цифры «1». Прибавляйте к ней «1» и вычитайте «1» (понятие «ничего» записывайте нулем). Потом переходите на «2». Сначала прибавляйте к «2» «1», потом вычитайте из «2» «1». «1» – это знакомая цифра и проводить с ней элементарные математические действия ребенку будет несложно. Потом переходите к арифметическим действиям с «2» и «2». Каждое действие записывайте на доске. Не спешите с освоением новой информации. Тщательно закрепляйте и записывайте изучаемый материал.
  • После того как вы освоили минимальные арифметические навыки, смело покупайте детские издания (книги для развития, журналы для более старшего возраста, развивающие игры), где нужно считать и записывать результаты счета в пределах «десяти».

Удачи! Главное – помните, что вы самый первый учитель для вашего ребенка. От качества вашей работы будут зависеть его дальнейшие успехи. И в этой работе не должно быть ваших «не умею» и «не хочу», как часто, к сожалению, приходится слышать от мам.


Цифры в окружающем мире

Чтобы закрепить материал и усилить интерес ребенка к миру чисел и цифр, показывайте ему цифры везде, где вы их видите. Например, покажите на номер квартиры и объясните, что эти цифры нужны для того, чтобы посчитать все квартиры в доме, ведь каждый должен знать, где он живет. Обратите внимание малыша на табличку с номером вашего дома, на цифры, написанные на машинах. В магазине покажите ценники и объясните, что на них.

Ребенок должен понять – его обучение необходимо для дальнейшего познания мира взрослых. Показывая на таблички с цифрами, вы образами (машины, ценники) и символами (собственно цифры) подтверждаете свои слова. Так вы постепенно переходите на стадию развития наглядно-образного мышления. К тому же вы зарождаете мотивацию, необходимую для дальнейшего обучения.

  • Автор: Светлана Иванова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться