Что советуют пособия по уходу за ребенком?

Назад
Что советуют пособия по уходу за ребенком?
- {{rating.rating | number}} +

Время от рождения до трех лет – важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка. По мнению специалистов, в это время закладывается «фундамент» личности. Нужны ли для молодых мам в этот период пособия по уходу за ребенком? Советует детский психолог Наталья Семаго.

Некоторые родители стараются с первых месяцев жизни развивать интеллект малыша: кладут в манеж специальные буквы, которые ребенок должен, по их мнению, запоминать, рано начинают учить чтению, письму, иностранным языкам. Но количество эмоционально-тактильного взаимодействия, крайне важного для психического развития младенца, в результате научно-технического прогресса уменьшается.

Одна из причин «тактильного дефицита» – одноразовые подгузники. Именно эти широко разрекламированные «штучки», как считают психологи, часто нарушают нормальный режим взаимодействия малыша с матерью. Подгузник на несколько часов избавляет от необходимости переодевать ребенка (следовательно, дотрагиваться до него, прикасаться – а это и есть столь важное для развития тактильное взаимодействие).

Общайтесь!

Следующий важный момент. Личностное общение необходимо человечку с самого нежного возраста, поэтому ребенок обязательно должен получать от мамы (или другого взрослого) отклик на свое (пусть пока бессловесное) обращение. Именно поэтому многие современные пособия по уходу за младенцами рекомендуют обязательно реагировать на детский плач. Некоторые мамы и бабушки до сих пор считают, будто крик полезен – мол, развивает легкие, а если бежать на каждый «писк», ребенок якобы избалуется. Это педагогика вчерашнего дня.

Сегодня доказано, что «спартанское воспитание» вредит и психике, и нервной системе, а любовь и внимание еще никого не избаловали. Надо больше носить малыша на руках, в специальной перевязи или в сумке-кенгуру, можно даже спать иногда вместе с ним – чем чаще дитя ощущает тепло материнского тела, тем лучше. Крик малыша сначала является просто сигналом «мне холодно, мне мокро, хочу есть!». Но вскоре он становится попыткой общения: младенец хочет увидеть родное лицо, зовет: «подойди, побудь со мной!».

Очень важно как можно больше общаться с ребенком вербально – то есть с самых первых месяцев постоянно с ним разговаривать. Конечно, малыш еще не понимает смысла ваших слов, зато прекрасно улавливает интонацию и ценит само «общение».

Не раньше и не позже...

Раннее или слишком позднее моторное, то есть двигательное, развитие (особенно сопровождающееся «перескакиванием» определенных этапов) должно насторожить родителей.
Что же считать нормой? Сначала ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, потом – через положение на спинке, через поворот на живот – присаживается. И лишь потом встает, держась за опору. Стоя, учится топать. Потом начинает ползать. Причем ползет вначале назад и, как правило, с помощью рук. И лишь потом – вперед – с помощью ручек и ножек. Только после этих нормальных этапов ребенок должен начать ходить.

Но у современных детей последовательность этапов иногда меняется. Некоторые молодые мамы даже хвалятся подружкам, что их малыш рано стал садиться, рано начал вставать: «сразу встал на цыпочки, быстро пошел». На самом деле «рано» – тоже не слишком хорошо!

К сожалению, к семи-восьми годам, когда ребенок становится школьником и у него появляются проблемы, а родители, спохватившись, привозят его к психологу, эти важные для диагностики моменты оказываются забытыми. Человеческая психика так устроена, что в целях самозащиты память «вычеркивает» все плохое. И родители «забывают» об отклонениях в развитии ребенка. Даже если малыш в семье не один, и родителям есть, с чем сравнивать, серьезных сравнений, как правило, не делается. Раннему моторному развитию обычно сопутствует высокая возбудимость: ребенок плохо засыпает, много кричит. Из таких малышей вырастают так называемые гиперактивные дети с дефицитом внимания (речь идет об их неспособности сосредоточиться).

Давай поговорим

Но во всякой ситуации эмоциональное взаимодействие малыша с родителями очень важно. Постоянное взаимодействие и общение, а не просто обучение (скажем, надеванию колец пирамидки) может в дальнейшем смягчить проблемы детей такого типа. Кроме того, помните, что малышу необходимо сочувственное отношение (фраза-пример: «Я понимаю, что ты не хочешь есть кашу, но завтракать надо»). Активное речевое общение ведет к навыку речевой регуляции поведения. В школе, когда нужно будет услышать и запомнить слова учителя, навык окажется крайне важным.

Взаимодействие может быть не только речевым.

Часто родители раздражаются, если малыш выбрасывает из манежа игрушки. Он просит дать их обратно, плачет, а замученной бессонницей и делами маме такая «возня» кажется утомительной. Однако этот двигательный акт тоже является для ребенка попыткой взаимодействия с родителями, способом общения с миром. Малыш доступными ему методами осваивает окружающее пространство, учится вступать в контакт. И взрослым надо не раздражаться, а поощрять ребенка, откликаясь на его высказанные или «немые» просьбы.

  • Автор: Елена Серова, Наталья Семаго
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться