Лучшие сказки для детей

Назад
Лучшие сказки для детей
- {{rating.rating | number}} +

Наш книжный обозреватель Марина Щукина выбрала лучшие сказки для детей. Сейчас много выходит сборников сказок, в которые включены проза и стихи, отобранные по принципу «классика для малышей». Но выбрать хорошее издание сказок далеко не так просто, как кажется.

 

Качественный ширпотреб – и такое бывает

Домашней библиотеке дошколенка трудно обойтись без сборников. Особенно незаменимы подобные издания летом на даче или во время дальней поездки – не потащишь же с собой в дорогу «всего» Чуковского или «всего» Маршака... И куча тоненьких книжечек, вечно теряющихся или разваливающихся после нескольких прочтений, – тоже не вариант. Так что сборник, способный утолить разнообразные литературно-художественные интересы человека, проживающего очень длинную дошкольную эпоху, – это прежде всего удобно. И вопрос, как выбрать хорошо составленный, качественный во всех смыслах – и содержательном, и иллюстративном – сборник, далеко не праздный.
Давайте не будем лукавить: большинство книг подобного типа – проекты, преследующие исключительно коммерческую выгоду. Выходят они на рынок огромными тиражами. Крупные издательства-монополисты, обладающие эксклюзивными правами на самые популярные тексты и картинки, пекут сборники-близнецы как блины, каждый раз чуть-чуть меняя состав, название обложку. Но оставим в стороне однотипные многостраничные фолианты огромного формата, часто безвкусные, аляповатые, которыми буквально завалены полки магазинов, а поговорим о тех книгах, которые, может быть, придется и поискать или заказать по интернету.

Начнем со сборников сказок

Как известно, сказки бывают адаптированные и неадаптированные. В сборниках далеко не всегда указывается, откуда взят тот или иной текст. Между тем, неадаптированные версии, порой, вовсе не рассчитаны на детскую аудиторию. Например, «Русские народные сказки» в сборнике А. Н. Афанасьева (это классический свод русского сказочного фольклора, подготовленный ученым, филологом и этнографом) вполне могут содержать ненормативную лексику, подлинный Андерсен способен и взрослого человека погрузить в глубокую депрессию, а оригинальные сказки Шарля Перро, да еще с черно-белыми гравюрами Гюстава Доре, мало общего имеют со знакомыми всем сюжетами.
Но и с адаптированными сказками не все так просто. В конце 1920-х гг. С. Я. Маршак специально приглашал для такой работы в детский отдел Госиздата квалифицированных, вдумчивых литераторов, которые учитывали детскую психологию и при этом очень бережно относились к материалу. «Пересказы» Т. Габбе (она и сама была сказочницей – может быть, кто-то видел фильм «Город мастеров» по ее одноименному произведению), А. Ганзен, А. Введенского, А. Н. Толстого, А. Любарской, Н. Касаткиной стали эталонными. Их продолжают печатать и сегодня. Прекрасным «пересказчиком» был и поэт-сказочник Б. Заходер, но у него собственная безудержная фантазия часто до неузнаваемости меняла оригинал.
Однако, стремясь ввести в обиход малышей все более широкий круг сказочных наименований, издатели, случается, донельзя упрощают всемирно известные сюжеты. Есть очень большая категория сказок, ставящих проблемы добра и зла, справедливости с такой остротой, что для их понимания нужен жизненный опыт, который накапливается никак не раньше, чем к 7–8 годам.
Но вот кому-то пришло в голову превратить в сладенькую историю для малышей «Русалочку» – трагическую сказку Андерсена о любви и самопожертвовании.

А поскольку у сказки для самых маленьких не должно быть плохого конца, Русалочке придумали почетную посмертную должность доброй феи сна: она прилетает поздно вечером к детишкам и убаюкивает их своими песенками.

Удачные сборники современных сказочников
С. Козлов «Все о Ежике и Медвежонке» (СПб., Азбука-классика, 2010).
К сожалению, автора сборника уже нет в живых, но сказки его, написанные все-таки относительно недавно, живут, и не только благодаря снятым по их мотивам всенародно любимым мультфильмам. Сергей Козлов – писатель камерный, уютный, в компании его героев хочется пить чай с вареньем, любоваться закатом, выходить утром на покос…
Если ребенку нужна разрядка, он устал от проделок жестокого Кащея, вездесущей Бабы-яги и другой нечисти, сказки из этой или любой другой книги Козлова подарят ему чувство защищенности, помогут ощутить гармонию мира.

С. Седов «Сказки «Детского мира» (М., Самокат, 2008). Художник А. Флитман.
А это сказки ультрасовременные, что понятно уже из названия. Сказки про судьбу «живых» игрушек из так давно закрытого на реконструкцию магазина «Детский мир», который располагался на Лубянке. Интересен феномен этой книги: в ней столько смысловых пластов, что дети и в 2 года, и в 12 лет находят в ней что-то для себя.

Классические сборники сказок

«Русские сказки» (СПб., Детгиз, 2008). Рисунки Ю. Васнецова.
Эту книжку еще можно найти в продаже (например, в «Лавочке детских книг» на Арбате). Ее приятно взять в руки человеку любого возраста: тут и тексты, к которым не придерешься, и рисунки бесспорного мастера русской сказки (здесь они представлены в спокойном двухцветном – черно-голубом – варианте), и великолепное полиграфическое исполнение. Картинок не так много, но они дают простор фантазии, не мешают собственному толкованию разных эпизодов.

Ш. Перро «Сказки» (М., Издательский Дом Мещерякова, 2010). Рисунки Б. Дехтерева.
Если существуют идеальные сборники сказок, то это издание – абсолютный идеал. Цена книги, конечно, немаленькая, но, по крайней мере, ясно, за что платишь. Во-первых, адаптированный перевод с французского сделан И. С. Тургеневым, так что о чистоте «великого, могучего и прекрасного» русского языка, на котором рассказываются сказки о «Спящей красавице», «Красной Шапочке», «Золушке» и «Коте в сапогах», можно не волноваться. Во-вторых, оформлена книга человеком, более 30 лет работавшим на посту главного художника издательства «Детская литература», – и оформлена деликатно, с любовью к французской сказке и своему делу.
И, наконец, в-третьих, качественная, как будто слегка пожелтевшая от времени бумага придает изданию такой вес и значительность, что на какую-нибудь «трехкопеечную» глянцевую «Золушку» после этого и смотреть не захочешь.

«Марья Моревна»: Русские народные сказки из собрания А. Н. Афанасьева (М., Московские учебники и Картолитография, 2009). Художник А. Петрова; Х. К. Андерсен «ОлеЛукойе» (М., «ТriМаg», 2010). Художник Н. Федотова.
Это книги с очень красивыми иллюстрациями художников нового поколения. Крупный шрифт привлечет внимание детей, которые уже начинают самостоятельно разбирать слова. Сказки не самые простые, их можно начинать читать лет с пяти, но и в школьном возрасте тут будет над чем поразмыслить.

Часто родители, озабоченные воспитанием вкуса и кругозора своих детей, впадают в другую крайность: покупают им исключительно классику, а современных сказочников (с которыми иногда сами не очень-то и знакомы) игнорируют. Между тем, уже пятилетние дети остро нуждаются в том, чтобы сказка проникала в окружающую их реальность, чтобы герои говорили на современном языке и решали те же повседневные вопросы, которые волнуют самих читателей. Пожалуй, самый известный детский поэт, песенник и сказочник – наш современник – Андрей Усачев отлично это понимает: он сам является генератором идей и составителем многих сборников.
Один из них – «Большая книга богатырей» (М., ОНИКС, 2010) – довольно нетрадиционен по составу и, наверняка, уже востребован мальчишками, увлеченными богатырской тематикой. На страницах этой книги былинные богатыри соседствуют со сказочными, причем как фольклорными (Фома Беренников), так и порожденными фантазией писателей Э. Успенского, С. Седова, самого Усачева (сказка «Иван – коровий сын»). Составитель сборника без излишней натуги убеждает малышей в том, что богатырь – герой не только «преданий старины глубокой», но и сегодняшнего дня и очень даже может затесаться в группу детского сада или повстречаться на детской площадке.

Веселые и страшные, занимательные и поэтичные – знакомясь в детстве с волшебными сказками, мы вспоминаем их потом всю жизнь и рассказываем своим детям.

Все самое-самое

«100 любимых стихов + 100 любимых сказок для малышей» (М.: Планета детства, 2010).
В этом сборнике для детей до 5 лет представлено все самое-самое, те детские «шинельки», из которых когда-то вышли мы, взрослые, и без которых и по сей день немыслимо полноценное детство: «Колобок» и «Репка», «Уронили Мишку на пол», «Котауси и Мауси»… Из «молодых» в этот список избранных посчастливилось попасть поэтессе Марине Дружининой. Рисунки в книге хотя и очень разностильные, но все – на уровне, Сутеев и Конашевич соседствуют с современными художниками, выпестованными за многие годы московским «Малышом» и питерским «Детгизом».

Поэтические сборники

Покупателя сборника детских стихов часто подстерегают все те же издательские ловушки: ради коммерческой выгоды постоянно перепечатываются одни и те же тексты, одни и те же громкие имена. Выбор у наших издателей, слава Богу, предостаточный – но что они выбирают? Конечно, Агния Барто – прекрасный поэт, но читать ее полное собрание сочинений сегодня абсолютно невозможно: наряду с подлинными шедеврами, такими как цикл «Игрушки» (хрестоматийное «Наша Таня громко плачет» и прочее), у нее масса вещей откровенно устаревших, с явным идеологическим уклоном прежних лет. То же самое можно сказать и про огромное количество стихотворных виршей уважаемого Сергея Михалкова: редкий ребенок сегодня придет в восторг от «Дяди Степы», особенно от некоторых пассажей во второй его части. И даже рисунки, представляющие дело так, будто никаких октябрят и «первомаев» в стихах советских классиков не было, не спасают положение. (В этом смысле Корней Чуковский со своей петроградской «крокодилиадой» 1920-х годов выглядит куда современнее.)
В то же время есть немало поэтов, от которых осталось всего пять–шесть, а то и одно детское стихотворение, но эти строки так и просятся в сборник.
«Котик и козлик» В. А. Жуковского, «Бабушка и внучек» А. Н. Плещеева, «Зайчик» и «Ворона» А. Блока – известные примеры. А есть и авторы незаслуженно забытые: поэты конца ХIХ – начала ХХ вв. И. И. Косяков («Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит…»), Р. А. Кудашева (ей, в частности, принадлежит бессмертное творение «В лесу родилась елочка»), К. Льдов («Господин учитель Жук»), М. А. Пожарова («О чем ты плачешь, девочка, в задумчивой глуши…»).
Жаль, что эти шедевры редко попадают на страницы новых сборников. Кстати, знаете ли вы, какой сборник детской поэзии выдержал наибольшее количество изданий во всем мире? Это «Стихи и песенки матушки Гусыни» – собрание детского английского фольклора. У нас его переводили С. Маршак, К. Чуковский, а из более молодых – И. Родин (самое последнее издание: М., ЭКСМО, 2007; иллюстрации Н. Бугославской там очень хороши). «Дом, который построил Джек», «Робин Бобин», «Шалтай-Болтай» – это все оттуда.
Что-нибудь из «матушки Гусыни» почти всегда попадает в большие и полноценно отобранные сборники детских стихов. Английский юмор сюжетен и абсурден, для него чудаки всех видов и мастей – предмет неиссякаемого веселья, а дети ценят такие вещи в поэзии. Поэтому не обойтись сборнику детских стихов и без чудаков, выросших на русской почве: без Даниила Хармса с его «Вруном» («Вы знаете? Вы знаете?») и «Веселым старичком», смеявшимся «ха-ха-ха да хе-хе-хе». Без Саши Черного с его «Гномом», живущим под потолком. Без Олега Григорьева, Бориса Заходера, Генриха Сапгира, Романа Сефа, Вадима Левина, Ренаты Мухи, Марины Бородицкой, Михаила Яснова… – о каждом из них можно говорить до бесконечности.

Какие-нибудь четверостишия из этих сборников ребенок наверняка выучит наизусть и будет с ними выступать перед благодарной аудиторией любящих его взрослых:

Ю. Мориц «Крыша ехала домой», Издательство «Время», 2010;
«Колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки», Издательство «Мелик-Пашаев», 2009;
«Едем, едем на лошадке: детские народные песенки», Издательство «Махаон», 2010;
«Любимые стихи», Издательство «Махаон», 2010;
«Котовая книга», Издательство «Дрофа-плюс», 2010.

Из последних новинок мы бы рекомендовали:

«Колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки» (М., Издательство «МеликПашаев», 2009). Художник Е. Ватагина.
Книжка для самых-самых маленьких. Картинки в ней – важный компонент, и компонент замечательный. Особенно чудесно вышел Бука. Совсем не страшный, он то мешает детям спать, то, наоборот, укачивает их, играя на жалейке. Парочка «Сон» и «Сониха» очаровательна: он – «в сером халате ходит по хате», она – «под окном в сарафане голубом».
«Любимые стихи». Художник Б. Тржемецкий.
«Едем, едем на лошадке: Детские народные песенки». Художник М. Литвинова.
Обе книги, вышедшие в издательстве «Махаон» в 2010 г. в серии «Для самых маленьких», не толстые, но вместительные, с приятными иллюстрациями и стихами, не вызывающими вопросов. Диапазон первой: от Барто до Усачева; вторая поделена на три раздела: русские песенки и потешки; песенки разных народов; стихи для детей русских поэтов, начиная от Пушкина и заканчивая Ю. Кушаком.
«Котовая книга» (М., Дрофа-плюс, 2010).
Идея и состав принадлежат все тому же Андрею Усачеву. О «котовых» буднях и праздниках в поэтической (и не только) форме раздумывают Б. Заходер, Г. Сапгир, И. Токмакова, О. Кургузов, М. Яснов и еще много хороших людей.
Ю. Мориц «Крыша ехала домой. Стихи-хи-хи для детей от 5 до 500 лет» (М., Время, 2010). Художник Е. Антоненков.
Прочтя название книги, дети сразу же захотят узнать больше: откуда ехала крыша, каким образом она ехала, были ли у нее попутчики и т. д. Представлять автора нет необходимости, многие стихи знакомы родителям по старым пластинкам, диафильмам, мультикам.

Книжка без слов
Издание необычного жанра – «Рассказы в картинках» Николая Радлова (М.: Издательство «Мелик-Пашаев», 2010).
Эта книга не для чтения. Она для рассматривания. И рассказывания. И придумывания. Не все же детям быть пассивными слушателями. Пусть попробуют сами сформулировать фабулу историй, которые художник в далеком 1937 году поведал малышам без помощи слов. В 1938 г. этот альбом получил премию на международном конкурсе детской книги в Америке. И сегодня ясно: не зря!
 

  • Автор: Марина Щукина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

Во-первых, спасибо Марине за огромный и качественный проведенный труд! ;) Во-вторых абсолютно согласен по поводу сборников сказок. Летом наполучали в подарки кучу красивых, а самое интересное, что о-о-о-чень дорогих, красочных сборников сказок, но, несмотря на ошеломительно симпатичные картинки, тексты приходится адаптировать на ходу (благо Малипуська сама еще не читает и принимает все за чистую монету ;)))) ), потому как через слово то "убил", то "поженились" и т.д. да и фразы как то кривовато выстроены... Попробую поискать что то из того, что рекомендуете Вы. Удачи!!!!!!!

Спасибо за подборку! Это нам поможет при выборе новых книг во всем многообразии существующих сейчас изданий!!! ))) А мне также очень нравится серия "Любимые сказки малышей" от издательства "Книжный Дом". Это несколько книг со сказками, собранными под общей тематикой (напр. Волшебная страна или Заколдованное королевство). Сказки адаптированные для самых маленьких. Сынуля их обожает!!! )))

Огромное спасибо автору за труд! Действительно детских книжек огромное количество, а выбрать хорошую довольно трудно. В основном покупаю то, что запечатлелось еще с моего детства, но не всегда потом довольно покупкой, потому что некоторый текст уже начинаю переосмысливать по другому или сам текст не всегда адаптирован к детскому чтению.

Я скачала для себя тоже огромный список рекомендуемых книг по возрасту моей дочки)) Хочется собрать всю коллекцию и читать ей)

Ирина Свиридова, Могу посоветовать заглянуть ещё сюда:http://skazkoved.ru/ Нам понравилось - сказок много и на разный возраст, и в стихах и в прозе! Есть даже страшные сказки. Думаю - будем побольше - обязательно прочитаем.:)

Хорошая статья и подборка книг. Так приятно , что читаешь и ловишь себя на мысли, что тоже все-таки хоть что-то знаешь. Вот, например, Сказки Андерсена в переводе Ганзен, для меня эталон, дочке куплю только такую книжку.