Детские стихи: развитие памяти и воображения ребенка

Назад
Детские стихи: развитие памяти и воображения ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Помните себя в детстве, когда в детском саду или в школе нужно было выучить стихотворение? А как родители внушали , насколько важно развивать свою память и воображение? Теперь и вам предстоит выучить вместе с ребенком детские стихи и заняться развитием его памяти. Советы дает кандидат филологических наук Татьяна Порецких.

Особенности детской памяти

Маленькие дети обладают удивительной способностью многое запоминать. Нередко малыш, едва научившийся говорить, своей прекрасной памятью и радует, и приводит в недоумение родителей, если его «талант» действует избирательно. Возможно, и вы замечали, что ваш ребенок с трудом запоминает новые детские стихи и песенки, а вот номера телефонов, марки автомобилей и даже иностранные слова, как говорится, схватывает налету. А уж папино обещание сходить в зоопарк или купить машинку будет помнить до тех пор, пока оно не будет выполнено.

Некоторым мамам трехлетних малышей, наверное, знакома подобная история. Вы читаете крохе перед сном сказку. Вдруг вас что-то отвлекает, и вы откладываете книгу в сторону. Ребенок говорит, что теперь он сам почитает. Открывает книгу и начинает читать. Вы не верите своим ушам. Научился? Сам? Не мог же он запомнить целую страницу текста? На самом деле малыш действительно запомнил, что написано на каждой странице. Детские книжки всегда хорошо и подробно иллюстрированы, и такие «говорящие» картинки помогали ему правильно воспроизводить текст.

В таком возрасте ребенок еще не умеет по собственному желанию пользоваться богатством своей памяти. Информация, которая запоминается сама по себе, без усилий со стороны малыша, также без усилий, но абсолютно непроизвольно им воспроизводится. Для того чтобы ребенок научился извлекать знания по собственному желанию, еще не настало время. Мозг созреет для этой трудной работы годам к семи-восьми.

Но вот незадача: научившись запоминать и извлекать информацию по собственному желанию, овладев секретом произвольной памяти, многие детки теряют волшебную способность к запоминанию. Поэтому домашнее задание – выучить детские стихи наизусть – не только портит первоклассникам настроение, но нередко вызывает у них слезы.

Не забывайте время от времени повторять с ребенком те стихотворения, которые вы учили в прошлом месяце или даже вообще в прошлом году: и вам, и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.


Помогите первоклашке

Безусловно, учить детские стихи нелегко, тем более, многострочные и содержащие не всегда понятные слова и выражения. Большинство из нас вспоминает, какой это было мукой – выучить стихотворение. Часами повторяешь строку за строкой, четверостишие за четверостишием, но утром понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину. Чуть позже, выйдя к доске, с ужасом обнаруживаешь, что даже начало стиха «вылетело из головы».

Конечно, не для всех первоклашек заучивание стихотворений является проблемой. Но есть и такие детки, которым запоминать детские стихи сложно, для которых это просто непосильный труд. Чаще всего это происходит потому, что стихотворения они учат неправильно.

Пока дети маленькие, они с желанием и радостью принимают наставления и подсказки родителей при подготовке домашнего задания, доверяют авторитету мамы. В этом возрасте их легче учить чему-то, прививать им какие-либо полезные навыки. Не ссылайтесь на занятость, найдите время, чтобы помочь своему ребенку выучить стихотворение. Каждому взрослому хватит на это знаний, сил и терпения, если он считает главным своим делом – вырастить человека тонко чувствующего, думающего и всесторонне развитого. А помогут вам в этом житейская мудрость и любовь к жизни, ребенку, литературе, поэзии. Разумеется, вам придется отложить в сторону вязание, выключить телевизор и учить детские стихи вместе с малышом.

Поверьте, вы получите истинное удовольствие от повторного знакомства с детской классикой в зрелом возрасте, когда ваше мировоззрение сформировалось.

От чего зависят способности к запоминанию?

Специалисты называют несколько факторов.

  • Возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыши запоминают предлагаемый материал, не прилагая особых усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше для запоминания прибегают к определенным приемам: связывают новую информацию с прежним опытом, образуют ассоциации, делают какие-то пометки или рисунки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм так называемой опосредованной памяти.
  • Помимо возраста, значение имеет накопленный багаж знаний, так как память развивается с увеличением объема знаний.
  • На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей. Чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.


Предварительная работа

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Говоря простым языком, внушение и самовнушение напрямую связаны с эффективностью запоминания. Поэтому первое, с чего нужно начать, - это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо.
Прежде всего, прочитайте сами стихотворение с выражением. Затем стихотворение должен прочитать сам маленький школьник. Вместе с ним следует обязательно найти в тексте незнакомые или не совсем понятные ему слова и объяснить их значение. Качество запоминания у ребенка напрямую зависит от интереса. Материал же интересен только тогда, когда он понятен. Когда все слова и выражения будут разъяснены, ребенку самому нужно прочитать стихотворение еще раз, медленно, расставляя в тексте смысловые акценты.

После такого осмысленного прочтения поговорите с ребенком о том, кто написал такое замечательное произведение, когда оно было создано, чему или кому посвящено. Можно показать ребенку портрет поэта и рассказать что-то интересное из его биографии. Такой подход приучает ребенка к культуре заучивания стихов и облегчает восприятие поэзии.

Обратите внимание ребенка на иллюстрации, которые нарисовал художник, и обязательно прочтите стихотворение вслух еще раз. Так у малыша формируется комплексный образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию стихотворения.

Смотрю и запоминаю

Есть несколько методов заучивания стихов, и каждый из них основан на особенностях памяти ребенка. После предварительной работы ребенок построчно читает стихотворение, а вы на чистом листе изображаете то, о чем говорится. При этом вы отделяете на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ребенка устраивает самое схематичное изображение содержания, на качество запоминания текста ваши «художества» особенно не влияют.
Затем по «картинному» плану малыш несколько раз воспроизводит стихотворение. Как только вы почувствовали, что процесс пошел, картинку-опору следует убирать.

Такой план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, хорошо помогает тем детям с хорошей зрительной памятью. Позже ребенок самостоятельно будет рисовать для себя план-подсказку.
К сожалению, далеко не все детские стихи, которые надо выучить, удается «переложить» на рисунки-символы.

4-5 лет – возраст, наиболее благоприятный для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной отрезок начинает быстро развиваться память малыша. Причем учить нужно как можно больше стихов – это самый лучший способ сформировать у ребенка необходимый для обучения объем памяти.


Двигаюсь и запоминаю

После проведенной предварительной работы вы предлагаете ребенку взять толстую нитку или веревочку и «смотать клубок» из стихотворения. Малыш читает стих и как бы ритмично наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове». А затем читает еще раз и разматывает, а потом снова наматывает клубок: одна строка – один оборот. Когда малыш проделает это несколько раз, предложите ему спрятать ручки за спинку и «намотать понарошку».
Такие действия дают ребенку, которому нужно не только послушать, посмотреть, но и потрогать, необходимую опору: он подкрепляет запоминание двигательным актом. В качестве варианта малыш может класть в блюдце горох (строчка – горошина, а затем вынимать по одной и снова класть).

Слушаю и запоминаю

После предварительной работы вы учите стихотворение с ребенком по следующей схеме: сначала он слушает вас, затем вы повторяете этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова вы. В данном случае малыш опирается не на строчку, как в двух предыдущих методах, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Происходит слухоречевая опора на рифму. Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается все стихотворение целиком.
Этот метод оптимален для ребенка с ведущей слуховой памятью. Такому малышу два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но иногда даже мешают запоминать стихотворение.

Размышляю и запоминаю

После предварительной работы малыш читает первые строки произведения, а потом останавливается и своими словами рассказывает, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читает часть произведения и подробно рассказывает, что было дальше.
Такой способ работы над стихотворным произведением побуждает ребенка опираться на смысловые связи. Во второй-третий раз после прочтения четверостишия он, скорее всего, запомнит, какими именно словами и как автор говорит о человеке, явлении, событии.
Метод подходит для детей с ведущей логической памятью.

Многие из нас уже и не вспомнят, как в раннем детстве учили стихи, но как в студенческие годы запоминали правила, законы, теоремы и т. д., пока не забыли. Одни из нас лучше усваивали информацию на слух на лекциях, другие обязательно несколько раз прочитывали ее в книгах, третьи зубрили ее, ритмично раскачиваясь на стуле, четвертые делали только им понятные конспекты из разных значков-символов... Эти особенности запоминания присущи не только взрослым, но и детям. Поэтому и существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. И не надо запрещать ребенку ходить по комнате и размахивать руками. Именно эти, возможно, странные для вас, движения и помогают ему запомнить стихотворение «Буря мглою небо кроет...»


Поэтическая «галерея» ребенка

На первых порах при заучивании стихов с ребенком попробуйте использовать каждый из описанных методов, и вы поймете, как вашему первокласснику легче запоминать стихотворные произведения. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у него является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться каким-то одним методом или сочетать несколько. Встреча с поэзией должна приносить вашему ребенку радость и удовлетворение от получения новых знаний, а процесс заучивания стихотворений должен проходить для него увлекательно, легко и результативно.
Обычно ребенок учит стихи не только по заданию учителя. День рождения кого-то из близких, 8 марта и 23 февраля, Новый год – все это поводы выучить еще одно стихотворение. Постепенно литературный багаж вашего маленького школьника будет пополняться. Но с течением времени выученные стихи частично стираются в памяти или даже навсегда забываются. Так, исследователи детской памяти установили, что если не повторять материал в день получения, то через день сохраняется в памяти 74% материала, через три-четыре дня – 66, через месяц – 58 и через шесть месяцев – 38%. А что такое 38% стихотворения!? Его, конечно, нужно твердо помнить целиком!

Для того чтобы замедлить процесс забывания, нужно своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Предлагаем вам воспользоваться проверенным советом.

Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение – сделайте вместе с ним своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папку. Периодически доставайте иллюстрации, рассматривайте всей семьей, вместе с гостями или друзьями ребенка. Пусть малыш вспоминает и читает наизусть все ранее выученные стихотворения.
Т

ак вы не только закрепите в памяти малыша стихи, будете формировать его поэтический багаж, но и предоставите ребенку прекрасную возможность испытать гордость за свои успехи. К тому же это действенный способ побороть страх публичных выступлений и замечательный момент общения, который сближает взрослых и детей.

Читайте также:

Колыбельные детские песни перед сном

  • Автор: Татьяна Порецких
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

5 комментариев к записи

Отличная статья, приму к сведенью

Очень поучительная статья. СПАСИБО!!!!

После частого рассказывания стишков и сказок на ночь пытаемся сами рассказывать, глядя на картинки.За статью спасибо, действительно так и есть, жаль раньше с ней не ознакомились.

Обожаю чтение вслух - это очень иочень полезно, потому как развивает не только детскую память, но как тренирует родителей! Я, кажется, даже в школе столько стихов и сказок наизусть не знала)) И заодно прививает у детей любовь к книгам.

Полезная статья, спасибо !