Обучение детей, страдающих дислексией, чтению

Назад
Обучение детей, страдающих дислексией, чтению
- {{rating.rating | number}} +

«Безграмотность», как и леворукость, не зависит от воли ребенка или качества преподавания в школе, потому что она – врожденная. Это непременно следует учитывать как при подготовке к школе, так и уже в школьном возрасте. Узнаем об обучении детей с дислексией.

Почему одни дети легко запоминают буквы и читают с удовольствием, а других приходится заставлять делать это из-под палки?

По данным института Гэллапа, только 10% людей способны по-настоящему понимать смысл прочитанного текста и получать от этого удовольствие. Еще для 10% «расшифровка» букв алфавита на любом языке – подлинное наказание. Потому что они – дислексики. Остальные 80% людей находятся по шкале дислексии где-то посередине, вернее, кто-то из них чуть ближе к «книжным червям», а кто-то – к «генетически безграмотным».

Дислексия, как определяют специалисты, – «частичное отсутствие навыков чтения, связанное с особенностями некоторых участков коры головного мозга».

В общем, ребенок, а позднее и взрослый, никак не могут научиться хорошо читать. Дислексики разбирают буквы медленно, причем скорее угадывают их, чем «видят» по-настоящему. Они путают порядок букв и слогов в слове (например, вместо «орел» могут прочитать «реол»), а главное, плохо улавливают смысл прочитанного.

То есть в буквальном смысле «смотрят в книгу, а видят фигу». Но почему?

Покажи, что ты хочешь сказать

Еще в 1998 году ученые из Оксфордского университета выяснили: дислексия имеет генетические корни. Американцы и англичане в данном случае едины во мнениях: как дислексика ни тыкай носом в книгу, мозг не переделаешь. Причем некоторые особенности нейронов головного мозга вызывают трудности не только с чтением, но и с речью. Такие люди не могут грамотно построить предложение, путают род, число и падеж. А некоторые даже вместо «холодно» могут сказать «горячо». Логопеды уже давно разрабатывают целые системы упражнений для «генетически безграмотных». С помощью постоянных тренировок, действительно, кое-каких улучшений достичь можно. Но, к сожалению, не радикальных.

Проблема в том, что буквы отличаются друг от друга настолько – «искусственно» или, если угодно, «противоестественно», – что мозг большинства вполне нормальных людей не способен долго фокусироваться на этих различиях. Кстати, для нормального взаимопонимания важна не столько речь, сколько язык жестов и телодвижений. Словами можно обмануть, а позой, поворотом головы, выражением глаз, даже положением рук и ног, которые мы принимаем в процессе общения бессознательно, сами того не замечая, врать очень и очень трудно. Благодаря молчанию или откровенной лжи можно утаить или исказить информацию, факты. Но язык жестов выдаст опытному взгляду все ваши эмоции, симпатии и антипатии, просигналит, что вы врете «вербально» (словесно).

Есть даже теория, что первобытные люди общались вовсе не каким-то там «мычанием», пока у них не развилась речь, а телепатически. Но потом у части особей этот дар стал пропадать, и для поддержания коммуникации им пришлось учиться передавать информацию с помощью произнесенных звуков. Так что развитие речи, согласно этой теории, было, скорее, вынужденной мерой, а не «прогрессом».

Таланты пробьются!

Дислексики гораздо лучше, чем «книжные черви», ориентируются в пространстве, обладают пространственным воображением, способны к визуализации. Поэтому они становятся архитекторами, художниками, музыкантами, спортсменами, артистами, танцорами. Опять же: по данным исследователей, дислексики (например, знаменитый архитектор Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже) в большинстве своем счастливы. Особенно, если их не слишком «закомплексовали» в свое время в школе. Видимо, нынешняя система образования должна учитывать подобные особенности человеческого мозга. Было бы странно требовать, чтобы на уроках музыки все дети были моцартами, а на уроке физкультуры все ставили спортивные рекорды. Но почему-то «читать на скорость», в соответствии с нынешними методиками, должны уметь все ученики начальной российской школы. Даже те, кто генетически на это не способен. И если ребенок не укладывается при прочтении текста в заданное время, то его могут посчитать... ущербным.

Для нормального взаимопонимания важна не столько речь, сколько язык жестов и телодвижений.

Помощь дислексику

Но ведь нельзя же совсем не учить дислексиков чтению?! Современный мир «построен» на буквах и цифрах, и пока еще нельзя другим способом получить знания. Хотя, впрочем, сейчас есть «звуковые» книги: инсценировки литературных произведений на аудиокассетах и дисках. Тот, кто «не любит» читать, сможет включить свой плеер, надеть наушники и по дороге домой в общественном транспорте приобщаться к сокровищам мировой культуры. Так же, как сейчас подростки слушают музыку в метро. Возможно, уже в ближайшем будущем «на слух» можно будет осваивать и другие школьные дисциплины. А специальный корректор грамотности в компьютере проверит ваши орфографические ошибки.

  • Автор: Елена Дрожженова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Не поняла, а где конкретные рекомендации, упражнения?Успокаивать себя мыслью что возможно когда-то мой ребенок станет гением,пока его одноклассники и учительница высмеивают его за низкую скорость чтения?Судя по названию статьи обещали помочь конкретными рекомендациями,упражнениями.А пока - дырка от бублика!