Сказки в воспитании детей: сочиняем сами

Назад
Сказки в воспитании детей: сочиняем сами
- {{rating.rating | number}} +

Практически каждому родителю время от времени приходится выступать в роли сказочника. А иногда возникает необходимость самостоятельно придумать увлекательную и поучительную историю. Знаете ли вы, что с помощью такой сказки можно поддержать ребенка или помочь ему избавиться от детских комплексов и страхов.

Решить проблему, морально поддержать в трудную минуту ребенка могут помочь терапевтические сказки и сказки, придуманные вами. Историей, рассказанной с учетом определенных правил, можно даже вылечить малыша! Яркие сказочные образы воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, он проживает жизнь героя – чувства, которые он испытает, впечатления и выводы, которые останутся в его памяти и душе, зависят от мастерства рассказчика (и основной идеи рассказанного).

Существует разница между сказками и «историями из жизни». Сказки по большей части (обобщенно) помогают донести до детей идеи любви, добра, справедливости. А истории, например про девочку из соседнего дома, подсказывают ребенку способ решения конкретной проблемы, выбор линии поведения (например, ссора с другом, конфликт во дворе – как с этим справиться, почему стоит делать так, а не иначе, к чему это может привести и т. п.). Для достижения нужного эффекта (чтобы рассказанная история не осталась просто забавной выдумкой) нужно, чтобы ребенок соотносил себя с героем. Постарайтесь, чтобы содержание рассказа (характеры, события, обстановка) было созвучно мироощущению вашего малыша.

К примеру, вы живете в центре города, в девятиэтажном доме. У вас две девочки – младшая родилась совсем недавно. В таких ситуациях часто приходится иметь дело с детской ревностью, и в решении этой проблемы вовремя рассказанная история способна помочь. Начать рассказ для старшей можно словами: «Маша жила с родителями в высоком доме на шумной улице большого города. Квартира у них была уютная и светлая. Маше очень нравилось кататься на лифте, ведь жили они высоко – на восьмом этаже. У Маши была хорошая, дружная семья, в которой однажды случилось радостное событие – в дом принесли крошечную девочку – младшую сестренку Маши».

Практически вы описываете ребенку вашу ситуацию, лишь слегка меняя детали. Для главного героя придумайте имя, близкое по звучанию к имени вашего ребенка. Например, если дочь зовут Ксения, в сказку можно ввести персонаж – принцессу Есению, а для историй «из жизни» выбрать девочку Лушу (если дома вы зовете дочку Ксюшей). Лучше, чтобы в придуманных историях эти персонажи действовали постоянно.

В дальнейшем их можно использовать для общения с ребенком, чтобы лучше узнать о его чувствах – дать ему возможность выразить себя, говоря от третьего лица. Таким способом можно снять психологическую защиту. Например, рассказывая сказку, в какой-то ситуации можно спросить: «Как ты думаешь, что чувствовала Луша? Почему она боялась признаться, что...? Чего она на самом деле хотела?»

Если что-то случается, можно спрашивать: «А что бы в этом случае сказала (сделала) Луша?» Конечно, очень важно, чтобы сам рассказ и проблема, которую вы хотите решить, были изложены понятным ребенку языком. Старайтесь описывать ситуацию так, как воспринимает ее ребенок, а не с позиции взрослого – «так не бывает». Например, в случае страха темноты не так: «Мальчик спокойно засыпал и ничего не боялся, ведь чудовищ в комнате не было, потому что они никогда не живут в домах, а прячутся далеко в лесу...» А так: «Мальчик очень боялся заходить в комнату, думал, что там полно чудовищ и они могут…» Описывать страх нужно максимально близко к тому, что чувствует ребенок, чтобы он понял: «Все, как у меня, он чувствует то же самое». Опишите страх, но затем обязательно предложите выход, модель поведения, способ решения проблемы.

Во время повествования должны произойти изменения ситуации и победа над ней. Очень важен счастливый финал и чествование героя-победителя. Помните, проблемы, требующие участия взрослых, возникают у детей на каждом шагу. Попробуйте решать их творчески.

Нередко случается, что сказочные истории обладают совершенно неожиданным – лечебным – эффектом, помогают ребенку избавиться от страхов, стрессов и прочих неприятностей.

Десять шагов к полезному волшебному рассказу

  • Обдумайте проблему ребенка, настройтесь на его волну. Постарайтесь взглянуть на происходящее с детской точки зрения.
  • Сформулируйте основную идею рассказа. Какие идеи вы хотите донести до сознания ребенка? Какие решения собираетесь предложить ему – посредством рассказа? Только они не должны быть сложными.
  • Начните свой рассказ с представления героя (героини), у которого схожие страхи и тревоги или конфликтные ситуации. Пусть ребенок отождествит себя с героем истории.
  • Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то проблемой, то забываем о своих способностях, хороших качествах и талантах. О них нелишне напомнить. Для этой цели используйте не только главного героя, но и других персонажей – сильных, храбрых, веселых.
  • Опишите в начале рассказа конфликт, затем переходите к рассказу о его положительном и удачном для героя разрешении.
  • Рассказывая, наблюдайте за настроением ребенка. Обращайте внимание, увлечен ли он рассказом или ему стало скучно. Если вы заметили, что малыш потерял интерес, завершайте рассказ. Сказку или историю можно сделать «многосерийной».
  • Если ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по содержанию, не оставляйте это без внимания. Вопросы помогают заглянуть во внутренний мир малыша. Если затрудняетесь с ответом на вопрос, можно переадресовать его ребенку: «А ты что думаешь?» Если он отвечает: «Не знаю», попробуйте поиграть с ним в игру типа «Угадай-ка». Догадки детей помогут понять, о чем они думают.
  • Если вы не знаете причин беспокойства или тревоги ребенка, можно воспользоваться историей, чтобы разобраться. Вставляйте вопросы по ходу рассказа: «Как ты думаешь, чем была встревожена Луша в тот момент?» или «Чего она испугалась?», «На что обиделась?», «Что, по-твоему, могло произойти?»
  • Если после вымышленной истории, ребенку не удается добиться положительного результата, действуя, как было подсказано, поддержите его. Расскажите историю про героя, у которого сначала что-то не получалось, но в конце концов он все же смог найти выход из положения. И если сразу не получается, в этом нет ничего страшного.
  • Не забывайте о юморе. Призовите на помощь фантазию, находите яркие и понятные слова, придумывайте смешных и нелепых персонажей (какую-нибудь собаку-вертолет), воспоминание о которых в дальнейшем сможет поднять настроение ребенка.
  • Автор: Людмила Цацкина (психолог)
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

5 комментариев к записи

Поучительная статья.

отличная статья!:D

Да, уж сколько у нас таких многосерийных сказок, Андерсон "отдыхает"

Я обычно сочиняю только песни и пою Диме:)

Хорошая статья, правильная )