Чтение: обязанность или игра

Назад
Чтение: обязанность или игра
- {{rating.rating | number}} +

Одни дети начинают читать сами, и никто даже не успевает заметить, как это случилось, другие дети учатся читать долго, и для них приходится подыскивать разные методы и игры, которые помогут им овладеть этим сложным навыком.

Ключ в волшебную страну

Выбирая между букварями, кубиками и разными играми, помните о том, что чтение – это не только технический навык, но и радость. И взрослые люди, которые много читают, делают это для удовольствия, для получения новых знаний, а не потому, что их заставляют. Какой бы метод обучения вы ни выбрали, помните о том, что в конечном счете чтение – это ключ в волшебную страну, и от родителей зависит, сможет ли их ребенок увидеть и почувствовать это волшебство – или же обучение будет столь утомительным, что он и потом не захочет сам взять книгу в руки.

Дети, которые уже умеют читать отдельные слова и даже фразы, еще не готовы к чтению целых книг, и поэтому очень важно, чтобы родители много читали своим детям вслух, рассматривали с ними картинки, обсуждали прочитанные книжки, сопереживали героям книг и сказок.

Первые игры, помогающие детям подойти поближе к чтению, – это игры с буквами. Для них отлично подходят магнитные буквы, которые можно прикреплять на холодильник, или карточки с буквами, или самодельные буквы, которые вы сделаете вместе с детьми. Вы можете складывать буквы из счетных палочек или веревочек, лепить их из пластилиновых колбасок или из соленого теста.

Называйте детям не «имя» буквы, а ее звук, так проще переходить потом к чтению. Если ребенок знает именно названия букв, то он поначалу может читать так: «Ка. О. Тэ. Каотэ?» И ему сложно будет понять, какое отношение имеет это странное «каотэ» к слову «кот».

Буквы на листе

Многие дети сначала учатся писать имена и отдельные слова и только потом начинают читать. Это отличный способ, и вы можете научить ребенка подписывать свое имя под картинками, а можете под его диктовку подписывать и название каждой из картин. Детям нравится смотреть, как произнесенные ими слова превращаются в буквы на листе бумаги.

Вы можете сочинить общую сказку – и записать ее вместе, а потом перечитывать время от времени. А можете сшить несколько листочков и сочинить даже целую самодельную книжку! Можно вместе с ребенком сделать фотоальбом с портретами всех близких и дальних родственников и потом приклеить карточки с именами на нужных страничках.

Слоги и слова

Некоторые дети учатся читать по слогам, но есть и такие, которые не понимают, зачем им читать отдельные бессмысленные слоги типа «Го» или «Ми», они хотят читать что-то осмысленное. Таким детям можно предложить задание: соединить слова и картинки. На одном краю листа вы пишете короткие простые слова, на другом краю размещаете картинки к этим словам, но в перепутанном порядке.

Некоторые дети столько сил тратят на прочтение каждого слога, что забывают начало слова к тому моменту, когда дочитывают последний слог. Можно поиграть с такими детьми в медлительного робота. Робот произносит слова без выражения и очень медленно, по слогам, а ребенок должен догадаться, что за слово он сказал:

Ма. Ли. На.

Ма. Ши. На.

Во. Ро. Та.

Во. Ро. Бей.

Ко. Ле. Со.

Вообще, устные словесные игры очень способствуют развитию языкового чутья и помогают ребенку освоить чтение и письмо.

Вы можете придумывать цепочки слов, начиная новое слово на последнюю букву предыдущего. (В «Города» детям играть сложно, а в любые слова – проще.) Цепочка может быть такая:

Сова – автобус – слон – нос – стена – арбуз – зебра – акула – арка…

Заодно дети учатся выделять первую и последнюю буквы, подбирать слово, начинающееся на нужную букву, и произносить слово по буквам.

В эту игру можно играть устно, а можно и с карточками, на которых написаны разные слова.

Загадки и дразнилки

Можно придумывать свои простые загадки на заданную букву. Например, мы договариваемся придумывать загадки на букву «С».

– Это то, что варят из овощей и едят на обед! – Суп!

– Это тот, кто сторожит дом и кусается. – Собака!

– Это такой кусок теста с дырочкой. – Сушка!

– Это как репка, но красная и большая. – Свекла!

– Это папа, мама и дети. – Семья.

А потом подобные загадки можно будет предлагать ребенку для чтения – загадки многим детям нравится читать куда больше, чем тексты из букваря. Если дети уже умеют читать отдельные слова, то вам нужны очень простые и смешные фразы. Подойдут загадки, скороговорки, дразнилки, сборники детских анекдотов.

Книжки с логическими заданиями тоже можно рассматривать как обучение чтению: «Обведи самую большую птичку», «Зачеркни лишнего зверя», «Соедини одинаковые фигурки».

Мои первые книжки

Некоторые дети очень легко переходят от чтения отдельных слов к фразам и книгам, другие на этом этапе застревают надолго. Постарайтесь подобрать такие книги, ради которых ребенок захочет читать САМ! Одни дети перечитывают знакомые и известные им наизусть стихи или сборники детских песен, другие начинают читать вслух младшим братьям или сестрам, третьи хотят непременно начинать читать с длинных новых книжек. Кому-то из ребят нравятся маленькие книжечки Марка Беденко с рассказами из одной фразы, другие начинают читать с книжек про Пипа, которые сочинила Юля Луговская. Наверняка понравятся детям «Азбука превращений» Даши Герасимовой, «Буква заблудилась» Александра Шибаева, а также книги про Квака и Жаба Арнольда Лобела.

Малышам, которые умеют уже читать отдельные слова и любят посмеяться, рекомендуем книжку-разрезалку «Веселая яблоня сидит на диване». Многие дети любят читать смешную чепуху, которая получается при перелистывании таких книжек-разрезалок. В этих книжках четыре маленькие части странички собраны на пружинке. Дети могут перелистывать каждую часть страницы отдельно, и в итоге получаются смешные фразы типа:

Бабушка пилит малиновый пирог.

Маша моет снежный дуб.

Кошка читает гороховый носок.

Многие знакомые мне дети начали читать длинные книги с «Тома Сойера» или «Гарри Поттера». Мой сын начал читать с «Хоббита», а дочь для начала прочитала толстый том стихов Маршака. И даже тогда, когда мои дети уже прекрасно умели читать сами, я продолжала читать им вслух разные книги. Иногда получалось так, что я читала им первые 2–3 главы, потом они дочитывали сами, но… просили меня почитать дальше, потому что им нравилось слушать, как я читаю.

Читайте книги детям, читайте их вместе с детьми!

Как я учила Гришку читать

Когда учишь ребенка читать, самое главное – объяснить, зачем ему это нужно. То есть необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша. А чем же заинтересовать ребенка, если не увлекательной, захватывающей игрой?

Моему сыну было скучно читать азбуку, где Нина и Инна у окна. Во многих азбуках и букварях прибавляют по одной букве за урок, а Гришке это было не так важно, потому что он знал почти все буквы. И я начала для него придумывать короткие рассказы, причем такие, которые ему было бы интересно прочесть, – про мальчиков, которые строили шалаш, про корабль, который плыл в Африку. Эти рассказы я писала печатными буквами на обычном листе бумаги, причем новое слово появлялось не раньше, чем Гриша читал все предыдущие. Сын старался прочитать поскорее, чтобы узнать, что было дальше.

Первый опыт чтения очень труден для ребенка, особенно пока каждое слово он читает долго и с трудом. Помогите ему, поддержите на этом этапе! Многие дети, умея складывать буквы в слова, не читают сами потому, что стесняются взрослых – боятся, что над ними будут смеяться или дразнить…

Чему бы вы ни учили своих детей, результат будет не один, а несколько. Предположим, вы учите малыша читать. Первый результат очевиден – малыш начал читать сам. Ура! Второй результат: ребенок смог изменить свое отношение к учебе в целом, например, теперь он считает, что учиться чему-то новому – это очень интересно (или, наоборот, что это очень скучно). Третий результат: меняются ваши отношения с ребенком. Если вы успешно научили его читать, но далось это ценой угроз, криков, скандалов, то, возможно, лучше было бы не учить – но оставаться друзьями…

Давай поиграем!

Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами.

Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: «Ма. Ма». Что получится? Правильно, «мама»! Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.

Кош. Ка?

Ма. Ши. На? Ка. Ша?

Ру. Баш. Ка? Ав. То. Бус?

Полезный совет

Собирая библиотечку дома, полезно познакомить детей с библиотекой. Многие дети любят выбирать там книги, рассматривать разные иллюстрации к одной и той же книге, слушать советы библиотекарей. В библиотеку очень полезно ходить начиная уже с 4–5 лет. Во многих библиотеках бывают занятия, во время которых читают или показывают спектакли по книгам. Да и просто ходить и выбирать книги довольно интересно: сравнивать разные издания, разные иллюстрации к одной сказке. Даже если у вас дома множество разных детских книг, малыш может найти для себя массу интересного в ближайшей библиотеке!

Игры

  • Закреплять навыки чтения дети могут в увлекательных играх с интригующими записками.

Дети, которые уже могут прочитать фразы из 3–4 слов, с большим удовольствием ищут клады по нескольким запискам с подсказками – на первой записке они читают: «Поищи на красном диване». Там они обнаруживают второй листочек, где написано: «Ищи на столе у папы под толстой книгой», а оттуда записка приводит в шкаф, где и прячется сюрприз или конфета.

  • Важно показать ребенку, что умение читать дает ему много преимуществ и может приносить много радости.
  • Оставляйте друг другу смешные записки, пишите письма и открытки друзьям, составляйте вместе списки интересных дел или покупок. Некоторые дети любят мастерить по инструкциям или готовить еду по рецептам – это тоже отличная тренировка в чтении!

Упрямые факты

Все дети разные, одни начинают читать в 3–4 года, другим и в 7–8 еще сложно бывает читать длинные тексты. Старайтесь поменьше сравнивать детей друг с другом и побольше читать вслух те книги, которые радуют и вас, и их.

Статья опубликована
в журнале "Мой Кроха и Я"
07/2014

  • Автор: Женя Кац, педагог, специалист по раннему развитию, автор книги «Игры для начинающих мам»

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

все зависит от родителей

Olga_T, и от детей тоже