Выучить наизусть

Назад
Мама и ребенок учат стихи
- {{rating.rating | number}} +

Зачем учить стихи? Да потому, что они «строят» душу по законам гармонии, делают ее красивее. Так давайте научим первоклашку любить стихи!

Предварительная работа

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Поэтому первое, с чего нужно начать, – это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо.

Алгоритм работы:

  • вы сами с выражением читаете текст;
  • затем его с выражением читает ребенок;
  • обязательно ищете в тексте незнакомые или не совсем понятные ребенку слова и объясняете их значение;
  • ребенок сам еще раз читает стихотворение – медленно, расставляя смысловые акценты;
  • затем можно показать ребенку портрет поэта и рассказать что-то интересное из его биографии;
  • обратите внимание ребенка на иллюстрации, которые нарисовал художник, и обязательно прочтите стихотворение вслух еще раз.

После такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию стихотворения.

Смотрю и запоминаю

Есть несколько методов заучивания стихов, и каждый из них основан на особенностях памяти ребенка. После предварительной работы ребенок построчно читает стихотворение, а вы на чистом листе изображаете то, о чем говорится. При этом вы отделяете на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ребенка устраивает схематичное изображение содержания, на качество запоминания текста ваши «художества» особенно не влияют. Затем по «картинному» плану малыш несколько раз воспроизводит стихотворение. Как только вы почувствовали, что «процесс пошел», картинку-опору следует убрать.

Такой план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, хорошо помогает детям с хорошей зрительной памятью. Позже ребенок самостоятельно будет рисовать для себя план-подсказку.

К сожалению, далеко не каждое стихотворение, которое надо выучить, удается «переложить» на рисунки-символы.

Двигаюсь и запоминаю

После проведенной предварительной работы вы предлагаете ребенку взять толстую нитку или веревочку и «смотать клубок» из стихотворения. Малыш читает текст и как бы ритмично наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове». А затем читает еще раз и разматывает, а потом снова наматывает клубок: одна строка – один оборот. Когда малыш проделает это несколько раз, предложите ему спрятать ручки за спину и «намотать понарошку».

Такие действия дают ребенку, которому нужно не только послушать, посмотреть, но и потрогать, необходимую опору: он подкрепляет запоминание двигательным актом. В качестве варианта малыш может класть в блюдце горох (строчка – горошина, а затем вынимать по одной и снова класть).

Слушаю и запоминаю

После предварительной работы вы учите стихотворение с ребенком по следующей схеме: сначала он слушает вас, затем вы повторяете этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова вы. В данном случае малыш опирается не на строчку, как в двух предыдущих методах, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Происходит слухоречевая опора на рифму. Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается все стихотворение целиком.

Этот метод оптимален для ребенка с ведущей слуховой памятью. Такому малышу два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но иногда даже мешают запоминать стихотворение.

Размышляю и запоминаю

После предварительной работы малыш читает первые строки произведения, а потом останавливается и своими словами рассказывает, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читает часть произведения и подробно рассказывает, что было дальше.

Такой способ работы побуждает ребенка опираться на смысловые связи. Во второй-третий раз после прочтения четверостишия он, скорее всего, запомнит, какими именно словами и как автор говорит о человеке, явлении, событии. Метод подходит для детей с ведущей логической памятью.

На первых порах при заучивании стихов с ребенком попробуйте использовать каждый из описанных методов, и вы поймете, как вашему первокласснику легче запоминать стихотворные произведения. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у него является ведущим. 

Татьяна Порецких, психолог

  • Автор: Редакция журнала «Мой Кроха и Я»

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться