Ребенок 6 лет: адаптация к школе

Назад
Ребенок 6 лет: адаптация к школе
- {{rating.rating | number}} +

Адаптация к школе у любого ребенка проходит негладко, ведь ребенок 6 лет может быть не готов к смене режима дня и питания. Oб особенностях жизни первоклассника рассказывает врач психофизиолог Марьяна Безруких.

Этот процесс сложен и, главное, длителен. Ребенок 6 лет, прийдя в первый класс, адаптируется к новому режиму в среднем 6–8 недель.

Золотое правило

Соблюдение режима дня – золотое правило для семьи, где есть первоклассник.

  • Ребенок 6 лет должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра.
  • Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день.
  • Обедаем в 13.30–14.00. После обеда – обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки.
  • Даже ребенок 6 лет, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.
  • После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления – в промежутке от 15 до 17 часов.
  • После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия – в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.
  • Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае.
  • Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, – на самом деле это просто перевозбуждение. Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, очень полезно погулять с ребенком перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то выходить гулять лучше всего около 19.30, сразу после ужина.
  • После вечерней прогулки принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) – и ложимся спать.
  • Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно – без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Физиологи делят процесс адаптации на несколько периодов

  • Первый период адаптации к школе – «физиологическая буря» – длится 2–3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок 6 лет сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2–3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливее.
  • Период неустойчивого приспособления. В это время организм уже не реагирует на новые воздействия так бурно, ищет и находит варианты реакций, лучше соответствующие ситуации, учится экономить ресурсы.
  • Период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения. Но все же и на этом этапе нельзя сказать, что ребенок окончательно приспособился: на самом деле весь первый год обучения в школе – своего рода испытательный срок для ребенка и его семьи.

Завтрак, обед, ужин

Одна из важнейших составляющих распорядка дня – режим питания.

  • Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин.
  • Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это – горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком, если ребенок предпочитает их. Конечно, вариантов множество – это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки.
  • Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.
  • Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп.
  • Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат.
  • Полдник – это время есть булочки, а также оладушки, блинчики и так далее. Хороши на полдник и свежие фрукты.
  • Ужин должен быть сытным, но легким – ребенок 6 лет не должен наедаться вечером за весь день. Если вы рассчитываете, что он должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна.
  • Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку.Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

 Татьяна Мангушева

врач-педиатр

«Облегчить процесс адаптации, поддержать нервную систему маленького школьника поможет профилактический курс приема витаминно-минерального комплекса. А вот давать успокоительные препараты без рекомендации врача нельзя! Для детей с ослабленным иммунитетом (такими считают тех, кто в последний год перед школой более 5 раз болел ОРЗ) лечащий врач может подобрать специальный препарат, укрепляющий защитные силы организма. Если у ребенка есть какое-то хроническое заболевание (например, ЛОР-органов), желательно осенью пройти профилактический курс лечения. Обязательно обсудите со школьной медсестрой и учительницей вопрос о том, как ребенок будет питаться в школе: что сможет есть в буфете, а что нужно приносить из дома, если он страдает гастритом или другими заболеваниями ЖКТ».

 Продленный день?

Конечно, работающим родителям продленка часто бывает необходима.
И все же следует понимать, что есть дети, которые просто не могут выдержать ситуацию постоянного пребывания среди сверстников и чужих взрослых. Не трудно предсказать, что ребенок, не ходивший в детский сад или не сумевший адаптироваться к саду, не сможет выдержать продленки. В такой ситуации нужно искать любой вариант, чтобы хотя бы в первом классе кто-то забирал его после школы. Скорее всего, так ему удастся пройти этот самый тяжелый период адаптации – и, возможно, во втором классе он уже сможет ходить на продленку.
Если же ребенок 6 лет ходил в сад, спокойно чувствует себя в детском коллективе, не болеет слишком часто и не страдает хроническими заболеваниями, то он может ходить в группу продленного дня. Но вечером, приведя ребенка домой, ни в коем случае сразу не усаживайте его за уроки, независимо от того, приготовил он их или нет на продленке. Сначала надо поужинать, погулять. Конечно, если родители или кто-то еще может забирать ребенка с продленки пораньше, то этой возможностью надо пользоваться.

Драмкружок, кружок по фото?

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.
Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание.
А, например, с танцами не все так просто: танцы – такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

Оставить его в покое

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего ребенка по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы – «Садись обедать». Пообедал – «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку – многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.
Но самое главное – детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Когда бить тревогу: признаки нарушения адаптации к школе

  • Беспокойство ребенка.
  • Беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно).
  • Страхи.
  • Навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом, покряхтывание и покашливание).
  • Появление запинок в речи.
  • Резкая смена настроения.
  • Повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие.
  • Потеря аппетита.
  • Резкое снижение массы тела.
  • Отказ идти в школу, нежелание учиться.
  • Возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.

Если вы заметили какие-то из этих признаков у своего ребенка – прежде всего проанализируйте режим, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.

  • Автор: Дарья Рыбина, Марьяна Безруких
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

9 комментариев к записи

Спасибо, замечательные советы!
Нам в щколу на следующий год, а в этом году ребенок пошел впервые в дет.сад. Трудностей с адаптацией очень много...

Можно ли применять детский тенотен при адаптации ребенка к саду. Если его целенаправленно не назначали? Поведение значительно ухудшилось, истерика на истерике.

Samael, А почему нет? Мы пили совершенно самостоятельно. Адаптация прошла очень гладко, я довольна.

Metafora,
А мы обошлись без тенотена. Педиатр посоветовала давать сироп зайчонок, он на основе трав, с магнием и витаминами С и В6, прекрасно укрепляет нервную систему и организм в целом. Прям отлично действует, даже аппетит улучшился.

Спасибо за советы! нам они пригодятся очень.. мы в саду адамтировать толком не можем, а тут еще и в школе адаптация будет.

Комментарий удален

Нас это к счастью практически миновало - в школу пошли тем же составом, что были в группе в саду.

Попробуй к такому графику приучить себя, а это не так просто:yes:

Да, график очень тяжелый