Оно того стоит? Что дают и чего лишают платные занятия в детсаду

Назад
дети рисуют
- {{rating.rating | number}} +

К дополнительным занятиям в садиках родители относятся по-разному. Одни радуются, что не нужно водить ребенка куда-то еще, другие переживают – ведь за кружки нужно платить, а образование в России заявлено как бесплатное. Автор журнала «Мой Кроха и Я» Людмила Потапчук и главный редактор журнала «Дошкольное образование» Дмитрий Тютерин разбираются, что к чему в капиталистических взаимоотношениях родителей и детского сада.

 

Существует определенная программа для детских садов – так называемая основная сетка занятий. Вернее существуют несколько рекомендованных «свыше» программ, из которых каждый сад выбирает наиболее ему подходящую. При этом на практике получается, что 60% занятий диктуются текстом программы, а оставшиеся 40% формируются на месте. Все, что не входит в эту программу, и называется дополнительным образованием.

 

Жесткие условия

Тонкость заключается в том, что образование у нас в стране официально бесплатное, но детские сады поставлены в довольно жесткие условия: сокращение финансирования и при этом требование удерживать зарплату педагогов на прежнем уровне. В этой ситуации остается только получать деньги с родителей.

Деньги детский сад имеет право собирать только за дополнительное образование. Соответственно, перед администрацией детского сада встает такая рыночная задача: как можно больше занятий вынести в дополнительное образование и как можно меньше оставить в обязательном.

Выводы, которые делают думающие родители: образование медленно, но верно становится платным. Это не совсем корректно: образование всегда было платным. Ни один педагог не станет работать за «спасибо» – он тоже человек, ему нужно на что-то жить и кормить семью. Другой вопрос что раньше за образование платило исключительно государство, а сейчас эти расходы потихоньку перекладываются на плечи родителей. Хорошо это или плохо, но факт есть факт.

 

Заказчик = родитель

Плюс создавшейся ситуации в том, что родители могут сами решать, какие кружки нужны их детям. Есть возможность договориться между собой и заявить на родительском собрании: хотим, чтобы наши дети изучали английский язык (занимались валянием из шерсти, карате, восточными танцами). И администрация должна пойти навстречу: кто платит, тот и заказывает.

Минус ситуации – у родителей и у педагогов часто расходятся мнения насчет того, какие занятия детям действительно нужны.

Наиболее популярное среди родителей направление дополнительного образования связано с физической активностью детей: танцы, околобоевые искусства, ритмика и т.д. Многие мамы и папы справедливо полагают, что один из главных врагов современных детей – гиподинамия; и тут педагоги с ними солидарны.

Также очень популярны кружки, связанные с развитием интеллекта. Тут начинаются сложности: нынешние родители в массе своей под интеллектом понимают знание двух несложных сигнальных систем – цифр и букв, которые к интеллекту имеют весьма опосредованное отношение.

Получается, что представление о том, что нужно знать и уметь дошкольнику, у многих взрослых несколько искажено. Родители хорошо помнят, что, принимая ребенка в школу, его могут попросить прочитать некий текст. Вывод делается такой: нужно как следует выучить буквы, овладеть навыком чтения – и ребенка возьмут в хорошую школу. И это неправильный вывод. Как раз в хорошей школе учитель, попросивший ребенка почитать, в первую очередь обращает внимание не на технику чтения, а на другие факторы:

  • умение ребенка слушать задание, которое дает ему чужой взрослый;
  • умение правильно выполнять это задание;
  • усидчивость;
  • внимание;
  • концентрацию и т. д.

Количество знаков, которые ребенок может прочесть в минуту, если и играет какую-то роль для определения уровня его интеллекта, то максимум третьестепенную. В этом смысле гораздо важнее поддержание в ребенке познавательного интереса за счет занятий, которые ему нравятся, всестороннее развитие, а не механическое натаскивание.

 

Сохрани мою речь

Часто в область дополнительного образования вытесняются занятия с логопедом. Хотя согласно здравому смыслу на текущий момент как раз логопедические занятия должны входить в тот образовательный минимум, который предоставляет детский сад. Если пару поколений назад ребенок с нарушениями речи был редкостью, исключением из правил, то сегодня исключением скорее является ребенок, у которого речь развивается без нарушений.

При этом под логопедическими нарушениями имеется в виду не столько невыговаривание каких-то звуков, сколько спутанный порядок слов в предложении, умение связно выстроить речь, распознавание текста (умение не просто прочесть, но и понять, о чем идет речь) и т.д. Все это можно скорректировать, если начать работу вовремя – то есть до школы.

Научить читать можно и в семь, и в восемь лет – поздно не будет. А в случае с логопедическими нарушениями после определенного возраста вполне может быть «уже поздно». Например, научить правильно выговаривать звук «р» взрослого человека практически невозможно.

 

Бить в одну точку

Есть расхожее мнение, что сейчас век ранней специализации, и чем раньше настроить ребенка на какой-то один конкретный вид деятельности, тем лучше. ВРЕЗ Все чаще встречаются родители, которые о своем трехлетнем карапузе говорят: «Мы уже сейчас понимаем, что он будет великим математиком (музыкантом, спортсменом)». При том, что как раз в этом-то возрасте малышу крайне важно получать самые разнообразные знания, знакомиться с разными видами деятельности – и танцевать, и рисовать, и петь, и просто бегать со сверстниками наперегонки.

Разнообразить детские впечатления о мире так же важно, как разнообразить детский рацион. Не кормите же вы малыша одной морковкой, несмотря на то, что это исключительно полезный овощ? «Кормить» его одной только музыкой (хоккеем, фигурным катанием) столь же неправильно. Если вы ухитряетесь добавить некое дополнительное занятие, не перегружая ребенка, – это нормально. Если же ради занятий французским языком он пропускает прогулку – это катастрофа.

 

Осторожно, перегрузка!

В книге американки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой» приводится термин, который в ходу среди французских родителей, – «мама-такси». Имеется в виду мама, которая целыми днями возит ребенка с занятия на занятие, не давая передышки ни себе, ни малышу. При обилии кружков в детском саду очень легко совершить похожую ошибку – записать малыша на все занятия подряд: пусть, мол, развивается, нечего без дела бегать. Его и возить никуда не нужно – воспитатель отведет.

Иногда стремление отдать в кружок может быть обусловлено соображениями вроде «все побежали – и я побежал»: «Все идут на кружок, а мой будет один сидеть? Пусть вместе со всеми отправляется на макраме».

Между тем количество знаний, которое может впитать в себя ребенок, жестко ограничено его физиологией.

Представим себе некую условную чашку, объем которой равен объему информации, воспринимаемой ребенком в течение дня. Когда эта чашка переполнится, можно вылить в нее хоть десять ведер – все равно объем останется тем же. Так, может, лучше предоставлять малышу знания в объеме этой самой чашки?

 

Сигнальные звоночки

Понять, что кружков для ребенка многовато или какой-то кружок категорически не нравится, – это важная составляющая искусства быть родителем. Судить нужно по плодам. Если ребенок радостно рассказывает, что происходило в детсаду, что интересного было на занятиях, и при этом производит впечатление здорового, хорошо кушающего и высыпающегося, – все в порядке. И логично предположить, что в детсадовской жизни малыша что-то не так, если:

  • малыш вдруг стал капризным, на самые безобидные вещи реагирует плачем или вспышками гнева;
  • кроха не отходит от мамы, цепляется за нее, боится отпустить;
  • малыш проговаривает страхи вслух («Ты же меня не бросишь, правда?»);
  • у него нарушился сон, появились кожные высыпания, резко нарушился аппетит или сменились пищевые привычки.

Дошкольники очень, что называется, физиологичны и на любое «не так» реагируют телесно. К тому же тревога и усталость у них написана на лице. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что ребенок попросту устает. Общий принцип: лучше недобор, чем перебор.

Если, скажем, блюдо недосолено, его можно досолить потом – не проблема. А если пересолено – уже ничего не исправишь. Если вы не отвели малыша на кружок оригами, можно научить его складывать фигурки из бумаги и позже. А если у ребенка уже сформировалось стойкое отвращение к музыке (слишком сложные занятия, отсутствие контакта с педагогом, повышенные ожидания родителей), исправить ситуацию будет крайне сложно.

 

Потому что я так хочу

Бывает, что мамы и папы настаивают, чтобы ребенок посещал нелюбимый им кружок, руководствуясь принципом «застегнись, мне холодно». Например: «Меня в детстве не водили на скрипочку, а ты, сынок, у меня будешь виртуозом». Или наоборот: «Я в детстве ходила на бальные танцы, и это было самое счастливое время в моей жизни; тебе надо просто распробовать, тогда и понравится». В таких случаях родителям нужно в первую очередь разобраться в себе: чем они руководствуются – своими нереализованными амбициями или интересами ребенка. Если первое, то, возможно, имеет смысл отказаться от нелюбимого кружка.

Правда, здесь тоже есть нюанс: не стоит делать это слишком резко. Лучше всего найти некую точку: дорисовываем эту картину – и тогда заканчиваем; выступаем на отборочных соревнованиях – и тогда уходим. Если точка никак не находится, поставьте хотя бы временные границы: еще две недели – и, если не передумаешь к тому времени, мы уйдем. Подобный подход учит планировать, доводить любое дело до логического конца. А еще терпению. И это, согласитесь, важные качества, которые пригодятся ребенку во взрослой жизни.

 

Родителям на заметку

Одних кружков, даже самых лучших, ребенку мало: у него должно быть продуктивное время, проведенное с родителями. Делайте с малышом то, что вам интересно: изучайте историю, рассматривайте жуков под микроскопом, собирайте грибы. Любой кружок вторичен по сравнению с родительской заботой. Это как с натуральными продуктами: вроде бы люди знают, из чего они состоят, но любая попытка получить продукт в лабораторных условиях приводит к созданию чего-то неполноценного. Любой кружок – это суррогат. А полноценный продукт – это общение с родителями.
 

  • Автор: Редакция журнала «Мой Кроха и Я»
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

10 комментариев к записи

Очень полезно, прямо очень-очень!

Спасибо за статью. Интересна и полезна!

Главное с нагрузками не перестараться. На первоклашек сейчас смотреть жалко – буквально с порога и такие нагрузки! Я своей даже витамины давать стала, пиковит – педиатр посоветовала как средство поддержки при умственных нагрузка.

Хорошая статья! Спасибо! Во многом виноваты родители. Стараются научить читать ребенка с пелёнок. Всё должно соответствовать возрасту.

irish132, Всегда хочется что бы твой ребенок был самым самым вот и выходит, то что выходит.

Мы ходим на плавание в детском саду. Детям очень нравится.

спасибо за статью...

Подарить ребенку сказку на Новый год ЛЕГКО! :) Зайди на сайт http://yperepelitsa.wix.com/podarok Найди имя своего малыша и закажи именную видео открытку!:yes: :P

Последние тезисы в самую точку

жаль, конечно, что почти все кружки платные в дет садах, но что поделать.