Ребенок в немецкой семье

Назад
воспитание в немецкой семье
- {{rating.rating | number}} +

Как найти золотую середину между свободой ребенка и вседозволенностью? Такой вопрос предстоит решать немецким родителям.

Две крайности

Во второй половине XX века немцы в ужасе отшатнулись от авторитарности – любого намека на нее, от жесткости иерархии и дисциплины, от всего, что может навести на мысли о тоталитаризме. Они повернулись лицом к ребенку, но при этом впали в другую крайность, и вот в последние годы немецкие психологи бьют тревогу: выросло поколение инфантильных безответственных взрослых, не способных и не желающих работать или учиться, не умеющих распознавать свои потребности и желания, зато следующих сиюминутным порывам «а я хочу!».

К чему приводит отсутствие авторитетов

Родитель, воспитатель, учитель перестали восприниматься как значимые авторитетные личности, которые могут от ребенка что-то требовать. Нередко даже в детских садах, а тем более в школах, дети решают, что им делать, а что нет, как одеваться, когда спать, когда есть. Они привыкают принимать решения в тех сферах, которые им на самом деле неподвластны. Детско-родительские отношения становятся партнерскими с младых ногтей. Перегруженный непосильной для него ролью партнера в раннем детстве, ребенок не может прийти к ней, взрослея. Просто потому, что не может повзрослеть.

Полная загруженность или пустота

Одновременно детей загружают таким количеством занятий, что у них нет времени почувствовать свои желания и распознать интересы. Нет времени и возможности просто оказаться на улице и поиграть, нет времени поскучать. Причем внезапное исчезновение нагрузки вызывает пугающее ощущение пустоты.

Родители – «белки в колесе»

Так характеризует современных немецких родителей автор ряда популярных книг о проблемах воспитания Михаэль Винтерхофф. Он и его коллеги-единомышленники призывают осознать сложившуюся ситуацию и найти золотую середину между авторитарностью и вседозволенностью, между иерархией, системой правил и свободой личности.

Другая концепция отношений

Михаэль Винтерхофф в книге «Почему наши дети становятся тиранами» отмечает, что плохое поведение детей во многом объясняется концепцией детско-родительских отношений. Часто родители воспринимают ребенка как партнера или в их отношениях возникает некий симбиоз, когда родитель воспринимает ребенка как часть себя самого, – и это неправильно. Винтерхофф призывает вернуться к концепции отношений «родитель – ребенок». Так, например, если вы хотите, чтобы восьмилетний ребенок убрался у себя в комнате, то ему так и нужно сказать об этом, а не ждать, пока он сам догадается сделать это, или выполнять это вместо него.

Михаэль Винтерхофф предупреждает, что тиранами часто становятся дети из благополучных семей, где родители стараются сделать для ребенка все возможное.

Справка

Михаэль Винтерхофф – немецкий психиатр, психотерапевт, специализирующийся на лечении детей и подростков. Книги автора основаны на богатом клиническом опыте.

 

Материал подготовлен на основе статьи Дарьи Марковой «На разных языках», опубликованной в журнале «Мой Кроха и Я», 2014, № 11.

 

  • Автор: Редакция журнала «Мой Кроха и Я»

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться