Почему «удобный» ребёнок и спокойный ребёнок – не одно и то же

Назад
Мама и ребенок
- {{rating.rating | number}} +

Каждая мама хочет видеть своего ребёнка счастливым, успешным, уверенным в себе, любящим и любимым. Как известно, основы здоровой гармоничной личности закладываются с самого начала жизни маленького человека. Почему режим может подорвать доверие ребёнка к миру, рассказывает на Krokha.RU психолог Татьяна Поляк.

 

Жизнь как пирамида


Ответ на вопрос о том, как формируется психика человека, давали и дают многие знаменитые психологи. Одной из самых известных теорий является концепция развития личности Эрика Эриксона. Получившая широкое признание теория не только соответствует современным представлениям о родительстве, но и обладает прикладным характером – то есть отвечает на вопрос о том, что делать родителям, чтобы вырастить счастливого человека.

Эриксон считал, что личность каждого человека развивается по общему пути. Этот путь делится на восемь стадий – возрастных этапов. На каждом из этапов ребёнок должен решить специфическую возрастную задачу и научиться определённым, важным для этого периода вещам: например, быть самостоятельным, создавать доверительные отношения с близкими и т. д. Если у ребёнка с помощью его окружения задача решается успешно, то малыш переходит на следующий возрастной этап с набором качеств, позволяющим успешнее развиваться дальше.

Путь развития личности по Эриксону можно представить в виде пирамиды из восьми колец, где основанием будет период младенчества – от рождения до 1–1,5 лет. Как и в любой пирамиде, нижние кольца определяют устойчивость колец, находящихся выше. Очевидно, что самый ранний период будет фундаментом для всей последующей жизни.

Задача первого, младенческого периода – формирование базового доверия к миру или, упрощенно говоря, появление у малыша установки: «Мир – безопасное место, доброе ко мне, я могу ему доверять». Ребёнок, доверяющий миру, склонен строить отношения с ним на основе сотрудничества.

При сформировавшемся базовом недоверии к миру возникает установка: «Мир – враждебное место, опасное для меня, я не доверяю ему». Человеку с такой установкой труднее вступать в близкие отношения, он больше ориентирован на борьбу и конкуренцию.

Базовое доверие к миру – фундаментальное психологическое основание, которое в дальнейшем, даже в моменты острых кризисов будет основой эмоциональной стабильности человека и позитивного восприятия мира и себя.

Естественно, что ребёнок, успешно прошедший первый период, легче решает дальнейшие жизненные задачи – доверяет себе, адекватно оценивает себя как личность, устанавливает контакт с другими людьми и т. д. Ему не нужно тратить значительную часть своих душевных или психических сил на борьбу с тревогой, возникающей от ощущения опасности окружающей среды.

 

Внимательная забота


Как же формируется эта установка? Только родившийся младенец полностью зависит от мамы: сначала он даже не отделяет себя от неё, у малыша нет чувства своего «Я». Но у него есть потребности, которые доставляют ему ощущение комфорта или дискомфорта: тепло или холод, голод или сытость и т. д. Если окружающий мир (то есть мама или другой взрослый, ухаживающий за ребёнком) адекватно реагирует на потребности малыша и удовлетворяет их, то у крохи формируется ощущение, что мир – безопасная и доброжелательная среда, на которую он может положиться.

Поэтому важнейшая задача родителей с первого дня – изучать своего ребёнка, стараться распознавать его сигналы и отвечать на них, выяснять, чем вызван плач малыша. Важно понимать, что контакт не может быть установлен с первого дня. Это путь, который мама и малыш будут проходить день за днём. Самое лучшее, что мама может сделать для себя и своего ребёнка, – спокойно идти по этому пути, не занимаясь лишней самокритикой, внимательно вглядываться в своего ребёнка, изучать его индивидуальность. Тогда, шаг за шагом, малыш начнёт чувствовать, что его принимают таким, какой он есть, – это ощущение станет основой будущей здоровой самооценки и психики.

На практике концепция внимательной заботы может воплотиться в кормлении по требованию, совместном сне, ношении ребёнка на руках (то есть обеспечении тесного телесного контакта).

 

Соблюдаем режим?


Камнем преткновения или яблоком раздора в семье может стать вопрос режима. Следовать ли ритмам ребёнка или приучать его к чёткому режиму дня? И то и другое. Не секрет, что повторение одних и тех же действий изо дня в день с учётом активности ребёнка благотворно для его развития и психики. Но поскольку все дети разные, режим малыша лучше построить, учитывая его индивидуальность (и, разумеется, жизненно важные потребности взрослых).

 

Кормление малыша


Кормление ребёнка грудью – это мощный ресурс для установления контакта мамы и малыша. Если есть возможность, то кормить ребёнка грудью однозначно стоит. Но что делать мамам, у которых такой возможности нет? Не означает ли это, что без грудного вскармливания ребёнок в будущем нет-нет да и взглянет на мир с недоверием? Лучше всего на этот вопрос ответил Эриксон, который подчёркивал, что если ребёнка берут на руки, укачивают, разговаривают с ним, то у него формируются все достижения первой возрастной стадии.

 

  • Автор: Редакция журнала «Мой Кроха и Я»
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

у меня еще мама говорила, что если ребенок излишне спокойный, это не очень хорошо

:D