Современное дополнительное образование для детей

Назад
Современное дополнительное образование для детей
- {{rating.rating | number}} +

Новым детям нужно и новое развитие. «Раскрываем возможности личности», – таков основной тренд современного дополнительного образования.

Перемены - к лучшему

Системы дополнительного образования в разных странах различны. Например, в Скандинавии работа детских центров оплачивается государством, ребята посещают их бесплатно, а в США кружки и секции обычно частные, и родители вкладывают немалые средства в развитие своих детишек. Малышей в Германии воспитывают не так, как в Японии.

И тем не менее есть общие тенденции в подходах к организации детского досуга в развитых странах. Российские родители и педагоги постепенно подстраиваются под новые реалии и, в частности, берут на вооружение некоторые зарубежные тренды.

Уйти от шаблонов

Есть мнение, что на наше дополнительное образование все еще влияет советская эпоха, когда кружки были призваны сделать всех ребят похожими. Тем временем на Западе в каждом ребенке старались и стараются увидеть личность; там педагоги исходят из принципа «минимум принуждения - максимум свободы».

Однако сегодня и у нас от «прямого инструктирования» переходят к «развивающему взаимодействию». В изостудиях детям уже не навязывают шаблоны (так нужно рисовать солнышко, а так - домик), а предлагают придумать что-то свое. Уникальность каждого ребенка поощряется.

Зачастую шаблон задается не столько педагогом, сколько родителями. Папа не стал знаменитым хоккеистом - значит, сын пойдет в хоккейную секцию. Мама не выбилась в звезды шоу-бизнеса - дочку отдадут в хор. От этой практики пора отойти: ребенок сам вправе выбрать, в каком направлении развиваться, а маме и папе нужно помочь ему себя найти.

Дети + родители

Типичная ситуация: мама или папа приводят малыша в детский центр, а сами уезжают по делам. Вроде ребенок при деле и под присмотром. А между тем совместные с родителями занятия - залог успешного развития малыша. Как часто приходится слышать: «Он не хочет идти без меня в бассейн», «Без мамы не может усидеть на занятии». Так почему бы не пойти в бассейн или в кружок вместе? Хотя традиционно наши студии и детские центры не ориентированы на семейный досуг, здесь приходят к пониманию важности общения родителей и детей в рамках занятий. Мамы и папы все чаще приходят с детьми на танцы, рисование, музыку - причем не только наблюдают, но и активно помогают своим малышам.

Старое новое развлечение

Отличная идея для взрослых - учиться петь и рисовать вместе с детьми. При дефиците их общения - ведь большую часть дня малыш проводит в садике - это актуально. Кстати, саму концепцию детских садов придумал в начале XIX века немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Но ему принадлежит и еще одно замечательное изобретение - конструктор, или «дары Фрёбеля», весьма популярные сегодня не только в Европе, Америке и Японии, но и в России, где активно заимствуется опыт западных фрёбелевских центров. «Фрёбелевские дары» - это конструкторы, которые дети создают сами - вместе с родителями. А за основу берут любые природные материалы или объекты (к примеру, фрагменты фотографий).

Научить ребенка чувствовать цветовую гармонию, а также формы изображаемых объектов можно только на занятиях с реальными материалами.



Современные технологии

С помощью новых технологий и медиа родители обычно общаются друг с другом или с преподавателями. В социальных сетях они узнают об успехах своих детей, договариваются о совместном походе в музей, обращаются за консультацией к психологу, логопеду или педагогу. А еще делятся опытом и участвуют вместе с педагогами в разработке и изменении программ детского развития. Но вот «подключать» своих малышей к Интернету наши мамы и папы не торопятся. И это скорее плюс - ведь наши педагоги имеют возможность учиться на ошибках западных коллег. Известно же, что в Японии после неудачного опыта с тамагочи и прочими виртуальными игрушками пришлось свести к минимуму цифровую составляющую развития и досуга малышей. И признать, что компьютерная грамотность детей, особенно дошколят, - дело второстепенное. В детском творчестве новые медиа и компьютерные технологии, конечно, используются, но скорее как вспомогательное средство. К примеру, научить ребенка рисовать в адаптированных для детей графических программах несложно. Но научить его чувствовать цветовую гармонию, формы изображаемых объектов можно только на занятиях с реальными материалами, таких как рисование красками, лепка из глины и пластилина. Когда малыш будет уметь смешивать краски на бумаге, компьютер станет для него усовершенствованной кисточкой, еще одним инструментом.

«Минимум принуждения - максимум свободы» - сегодня это важнейший принцип дополнительного образования.

Новое время - новые дети

Из-за «информационной пресыщенности» детей трудно заинтересовать стандартным набором кружков. И появление новых форм досуга и занятий закономерно. И не важно, что это: фрёбелевские конструкторы или создание скульптур из пластмассовых бутылок. Важно, чтобы преподаватели находили общий язык с малышами и родителями, чтобы у детей был выбор, куда записаться: в театральную студию, кружок гончарного мастерства или на уроки капоэйры.

Чтобы помочь детям и их родителям определиться с выбором, а заодно познакомиться с педагогами, 18 августа в ЦПКиО им. А.М. Горького состоится Большой детский фестиваль, где лучшие столичные педагоги представят свои программы. А сайт проекта яркие-люди.рф станет первой интернет-площадкой, на которой можно будет узнать о детских центрах и кружках.

В России есть прекрасные педагоги и талантливые дети. Важно, чтобы они нашли друг друга.

Новые ценности

Российские города растут, и состав населения в них меняется. Москва и Санкт-Петербург уже стали «мультикультурными» мегаполисами. И в новых условиях детей необходимо учить терпимости и взаимопониманию, чтобы не допустить ненужных конфликтов. Детям желательно объяснять, что непривычный акцент или другой цвет кожи у соседа по песочнице - не повод для насмешек. А помогут в таком воспитании специальные «антистереотипные курсы». Совсем как во Франции, где детишки нормально воспринимают присутствие в группе товарищей по играм с неевропейской внешностью. Там это не вызывает проблем - ведь с малышами занимаются психологи, социологи и даже философы. Впрочем, и экологическому воспитанию там уделяется должное внимание.

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

4 комментария к записи

:) :) :) :) :) класс!

Привет девченки. После родов так поправилась, что только не пробывала, ничего не помогало. А тут нашла сайт... расчитывает твои параметры и состовляет персональную диету! Сбросила уже 7,5 кг. Очень довольна - xudetka.blogspot.com

Интересная статья, спасибо, автор, почитала с удовольствием. Я хочу свою девочку записать в центр развития Технорама на Юго-Востоке, там, я читала отзывы на Суперинформ Baby (информационно-поисковый портал для родителей), как раз не шаблонное, а развивающее обучение. И направлений достаточно, чтобы ребенок мог выбрать именно то, что ему интересно. Прямо сейчас нас интересует звездное небо, планеты и их жители, поэтому мы выбрали астрономический кружок. После каникул начнем заниматься.

А мы начали заниматься в Технораме с сентября. Сергей выбрал для себя видео - кружок, мечтает снять фильм о живой природе, как он говорит. Пока все отлично. Были небольшие проблемы с электронной записью, но сотрудники центра нам помогли оформить все правильно. Насчет обучения, то оно в Технораме на самом деле развивающее способности ребенка. О каких-то шаблонах там и речи нет. Во всяком случае, в нашем кружке так.