Какие музыкальные, танцевальные и спортивные занятия не навредят?

Назад
Какие музыкальные, танцевальные и спортивные занятия не навредят?
- {{rating.rating | number}} +

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали»... Сегодня эти слова первоклассницы из известного стишка Агнии Барто вполне можно было бы вложить в уста мамы малыша-дошколенка.

Складывается ощущение, что количество кружков и секций, которые ребенок посещает чуть не с самого рождения, становятся едва ли не главным критерием, по которому оценивают заботливых родителей. Спору нет, сегодня существует масса чудесных студий и секций, где мягко и любовно развивают творческие, интеллектуальные и физические способности малышей, а родители получают бесценный опыт общения с добрыми, мудрыми и тонкими педагогами.

Однако само по себе посещений занятий в том или ином кружке или детском центре далеко не всегда является гарантией всестороннего и гармоничного развития крохи. Ведь наряду с занятиями безусловно полезными существуют и бесполезные и даже вредные для маленького человечка.

Студии раннего развития

Студии раннего интеллектуального развития давно уже стали неотъемлемой частью нашеи жизни. Разнообразные «потяготушки» и «топотушки» для грудничков, «знайки» для двухлеток, «интеллектуалы» и «вундеркинды» для дошколят обещают превратить вашего кроху в настоящего чудо-ребенка. Однако группы, где действительно пытаются искусственно форсировать интеллектуальное развитие детей, в лучшем случае – совершенно бесполезная трата времени и сил, которые можно потратить на игры. В худшем же – если программа занятий достаточно интенсивна и насыщенна, и вовсе могут нанести малышу непоправимый вред.

Конечно, при достаточном терпении можно научить двухлетку узнавать буквы и слова. А четырехлетку – решать арифметические задачки и ориентироваться в географической карте. Однако в этом случае активизируются еще не созревшие отделы мозга (например, отвечающие за восприятие письменной речи), а зоны, которые должны развиваться в данном возрасте (например, отвечающие за эмоциональное и творческое развитие), подавляются. В итоге происходит перекос в развитии крохи, который в будущем может привести – и, увы, приводит – к весьма серьезным последствиям.

Есть ряд признаков, по которым вы без труда сможете определить, что никакой пользы крохе занятия не принесут.

✽ При поступлении ребенку необходимо пройти отбор.

✽ В программу включены соревнования, экзамены и любые другие формы тестирования и оценки детей.

✽ От малыша требуется освоение навыков и умений, не соответствующих его возрасту. Задают домашние задания.

✽ На занятиях либо ограничивается двигательная активность малыша, либо болезненные упражнения вызывают у него дискомфорт.

✽ Ребенок выходит с занятий расстроенный, подавленный.

✽ Преподаватель регулярно жалуется на несоответствующее поведение или недостаточные успехи крохи.

✽ Занятия не оставляют крохе времени для прогулок, игр, нарушают его режим дня.

Чем заменить В принципе, нет никакой необходимости водить в кроху на занятия раньше, чем ему исполнится 3, а то и 4 года.

✽ Если все же вы настроены на раннее развитие, выбирайте центры и студии, где создается активная развивающая среда, в которой дети могут выбирать игры и занятия по своему вкусу (например, Монтессори-группы или группы ранней социализации «Зеленая дверца»).

✽ Отличный вариант – группа гармоничного развития, где основной упор делается на развитие творческих способностей (пение, ритмику, рисование).

Спорт

Любые виды спорта, связанные с повышенным травматизмом, потенциально опасны для маленького ребенка.

✽ Безусловно лидируют по травмам, причем серьезным, модные горные лыжи.

✽ Немногим уступает спортивная гимнастика, которой традиционно начинают заниматься очень рано – в 4–5 лет.

✽ Небезопасны и виды спорта, связанные с катанием на коньках: хоккей и фигурное катание.

Чем заменить Для маленьких детей подойдут любые безопасные виды спорта.

✽ Плавание – мягко развивает все группы мышц, способствующие формированию правильной осанки, закаливает кроху, снимает напряжение, препятствует росту аденоидов. Можно заниматься с первых месяцев жизни.

✽ Восточные единоборства (айкидо, таэквондо, карате) – положительно влияют не только на все группы мышц, связок, суставы, но и регулируют работу внутренних органов, способствуют развитию координации движений, формируют связь «глаз–рука». Начинать заниматься можно уже в 4 года.

✽ Теннис – укрепляет мышцы рук и ног, развивает быстроту реакции. Можно начинать заниматься с 4–5 лет.

Если вам обещают, что ваш двухлетка в рекордные сроки превратится в универсального гения или хотя бы к 4 годам освоит программу начальной школы – это как минимум серьезный повод насторожиться и задуматься: а туда ли вы попали?

Танцы

Занятия хореографией и бальными танцами связаны с утомительными и довольно болезненными тренировками у балетного станка, нудным многократным повторением одних и тех же па, поэтому, как правило, не нравятся большинству детей. Надо сказать, что такие занятия и способствует развитию не столько творческих, сколько исполнительских навыков. Еще одним существенным минусом является и то, что часто занятия ориентированы не на саморазвитие, а на подготовку к различным показательным выступлениям.

Чем заменить? Идеальная замена классической хореографии – танцевальные студии, работающие по системе Айседоры Дункан. Свободная пластическая импровизация под классическую музыку великолепно развивает музыкальные и творческие способности, чувство ритма. Система Дункан позволяет мягко скорректировать координацию движений, гиперактивность и другие эмоциональные нарушения.

Малыши могут начинать заниматься уже с 2 лет, а в некоторых студиях есть специальные группы для молодых мамочек с грудничками. Если рядом с вами нет такой студии, поищите группу аэробики для малышей, которые есть почти во всех крупных фитнес-центрах. Необременительные гимнастические упражнения, выполняемые под зажигательную ритмичную музыку, нравятся, как правило, и мальчикам, и девочкам.

Как выбирать учителя танцев

Необходимо посетить занятия. И желательно несколько раз. Дети должны быть увлечены процессом. А если отвлекаются, значит не так уж им и интересно. Педагог не должен кричать на детей, ругаться. Также важно, чтобы он обращал внимание на всех, а не только на любимчиков. Подходил к каждому ребенку, смотрел, поправлял! Еще хороший педагог отрицательно относится к пропускам.

Музыка

Музыкальную школу, конечно, к вредным занятиям никак не отнесешь. Однако прежде чем отвести кроху «на музыку», стоит хорошенько взвесить все за и против. Ведь, по сути, это полноценная школа, которую нужно будет посещать несколько раз в неделю, ежедневно заниматься дома. И для малыша, и, что немаловажно, для родителей это серьезная дополнительная нагрузка.

Поэтому если вы не уверены, что у вас и вашего малыша хватит сил, времени и терпения на протяжении многих лет ежедневно уделять занятиям музыкой по меньшей мере столько же времени, сколько и общеобразовательной школе, остановитесь пока что на менее обременительной форме обучения музыке.

Чем заменить Для деток от 1,5–2 лет прекрасный выход – детские центры эстетического воспитания, где гармонично развивают способности детей, делая основной упор на предметы эстетического цикла: музыку, танец, рисование.

✽ С 4 лет кроху можно отдать в хоровую студию. Здесь дают всестороннее музыкальное образование, однако основной упор делается на хоровое пение. Занятия инструментом и сольфеджио чаще всего тоже входят в программу, но требования при этом менее строгие, чем в музыкальной школе.

✽ Если ваш малыш – явный неформал, его с удовольствием примут в студию игры на этнических ударных инструментах. Здесь без особого труда добьются успеха даже те, кого сходу забраковали в музыкальнои школе. Пользы же от игры, например на дарбуке, старинном ударном инструменте, масса – развиваются чувство ритма, координация движений, творческие способности, умение играть в ансамбле.

Однообразие утомляет ребенка. Например, если маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или, скажем, карандаши, процесс рисования может ему быстро наскучить. Нужно постоянно поддерживать интерес ребенка к определенному делу.

Рисование

Рисование, казалось бы, едва ли не самая безобидная сфера детского творчества. Ну кому могут повредить занятия в изостудии? Однако очень часто неправильная методика может раз и навсегда отбить у ребенка желание рисовать или превратить его из смелого и раскованного творца в унылого подражателя. Так случается. Если детям вместо того, чтобы предоставить возможность для спонтанного творчества, навязывают темы и сюжеты для рисования, заставляют рисовать с натуры, соблюдать законы перспективы и правила сочетания цветов.
Особенно вредно, если педагог показывает сам, как, с его точки зрения, требуется рисовать, а детям предлагается копировать. Случается, что преподаватель даже дорисовывает детские работы сам, чтобы они выглядели более презентабельно. К сожалению, именно такие студии – с нарядными детскими работами, развешанными
по стенам, как правило, очень нравятся большинству неопытных родителей

Чем заменить Если вы хотите приобщать кроху к искусству непосредственно с пеленок – ищите развивающую группу типа «художников в памперсах». Большого проку от этого не будет, но малыш сможет вволю повозиться с пальчиковыми красками, а вы – насладиться совместным с крохой творчеством.

✽ Для деток от 2 лет подойдут развивающие группы при вальдорфских детских садах, где с большим пониманием относятся к спонтанному детскому творчеству.

✽ Начиная с 4 лет, вы можете устроить малыша в изостудию при художественном музее (в Москве такие студии есть при Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ имени А.С. Пушкина). В этих изостудиях не столько учат рисовать, сколько любить и понимать искусство. И именно поэтому чутко и тактично относятся к любым – пусть даже самым неожиданным проявлениям детского творчества.

Рисовать можно чем угодно: пальцами, перышком, ватной палочкой, поролоновой губкой, ниткой. Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

✽ Возьмите лист бумаги или картона, сложите его пополам.

✽ Конец шерстяной нитки на 10 см опустите в гуашь, затем зажмите окрашенную нитку между согнутой бумагой и поводите ею там.

✽ Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков.

✽ Можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и получить многоцветную абракадабру.

✽ Рассмотрите вместе с крохой получившееся изображение, подумайте, на что оно похоже, дайте ему название.

  • Автор: Ася Штейн, педагог, специалист по раннему развитию
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Комментарий удален

:) очень своевременная информация-благодарю:D

Nadina01, :yes: :yes: :yes: