10 правил для родителей, мечтающих вырастить творческого человека

Назад
Ребенок рисует
- {{rating.rating | number}} +

«Всякий раз, когда я замечаю, что наша творческая мастерская работает, то вспоминаю десять правил, которыми давно руководствуюсь в своей родительской практике», признается американский преподаватель искусств и художественного творчества Ракель Дорли. - "Не то чтобы я твердила эти правила постоянно, но, обустраивая рабочее пространство, беседуя с детьми, поощряя их к независимым суждениям, я руководствуюсь именно этими принципами. Конечно, дети способны многому научиться и без посторонней помощи, но, если родители, учителя, дедушки с бабушками и воспитатели будут тщательно подбирать информацию, которой можно поделиться с детьми, и поощрять их к действию, дети узнают и попробуют еще больше разных вещей».

 

Мы публикуем отрывок из книги Ракель «Творческая мастерская» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2016). Следуя десяти сформулированным ею правилам, вы сможете эффективнее устраивать провокации и подбрасывать детям продуктивные новые идеи! 

 

1. Создайте пространство для творчества


Первый способ создания пространства для творчества заключается в том, чтобы удовлетворить ваши собственные творческие потребности,  — ваши, а  не ребенка. Что вам нравится больше всего — петь, танцевать, рисовать, разыгрывать сценки? Есть ли у  вас на  это время? Пусть его будет немного, главное — в первую очередь позаботиться о себе. Когда ребенок видит, что окружающие его взрослые заняты творческой деятельностью, он привыкает к тому, что творчество — не пустая трата времени, а важное дело.

Есть и  второй способ создать пространство для творчества: обеспечить детям доступ к  материалам, инструментам и  месту, отведенному для работы. Конечно, главное условие  — это доступность материалов и  инструментов, но, пожалуй, еще важнее, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени для отработки разных идей. Что толку в прекрасно оборудованной мастерской, если у ребенка нет времени хорошенько обдумать и реализовать свой замысел? Дайте ребенку возможность изо дня в день спокойно и  без спешки исследовать одни и те же материалы, и он поймет, каковы их свойства и  на что эти материалы годятся. Как говорит преподаватель детского сада Парул Чандра, «если давать детям материал всего на один день, они просто не успеют выяснить, что же с ним делать»

 

2. Поощряйте вопросы


Если ребенок задает вопросы, значит, тема ему действительно интересна и он хочет узнать об этом больше. Его любопытство следует всячески поддерживать, но не менее важно задавать вопросы и самому ребенку, так, чтобы он задумался поглубже и сделал для себя важные выводы.

Чтобы поддержать творческое начало в ребенке, полезно говорить с ним о том, что его интересует, и задавать побольше вопросов. Например, малыш заявляет: «Мне не нравится, как сделана эта щетка». Можно попросить его объяснить: «Что в ней не так?» или «А как было бы лучше?» Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями.

Впрочем, не все вопросы одинаково полезны. Вопросы, на  которые есть только один ответ, — штука рискованная: ребенок может замкнуться, а вы так и не поймете, о чем он думает. Вопросы такого рода предполагают ответ «да», или «нет», или же другой однозначный краткий ответ. Примеры: «Ты рисуешь солнышко?» или «Какого цвета знак “стоп”?»

Задавайте ребенку открытые вопросы, и он начнет делиться с вами своими замыслами, примется рассуждать вслух, поймет, что вам интересно узнать, о  чем он думает. У  вопросов такого рода нет «правильного» ответа. Если немного видоизменить приведенные выше вопросы, то получится: «Что ты рисуешь?» или «А ты замечал, какие дорожные знаки есть на соседних улицах?»

Существует несколько разновидностей открытых вопросов, которые заставят ребенка задуматься. Вот некоторые из них.

Вопросы о знаниях. Могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о...» Например: «Что ты знаешь о деревьях?» Если ребенок чем-то заинтересовался, спросите для начала, что он уже знает об этом предмете.

Наблюдение за процессом. Эти вопросы могут начинаться со  слов: «Я  заметил, что ты...» Например: «Я заметил, что ты смешиваешь белую и зеленую краски» или «Я заметил, что ты склеиваешь трубочки скотчем». Когда ребенок с головой ушел в процесс исследования, полезнее всего говорить о  видимой части его деятельности, причем комментировать ее безоценочно и не предлагать собственных объяснений. Описывайте увиденное максимально объективно. Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями.

Вопросы-рассуждения. Могут начинаться со  слов: «Расскажи мне побольше о...» или «А как ты сделал...» Например: «Расскажи, что это за фиолетовая фигура внизу листа?» или «Как ты соединил эти детали?» Постарайтесь воздержаться от каких-либо интерпретаций, по крайней мере явных, и в ответ на вопросы ребенок объяснит вам, какие цели он преследовал. 

 

3. Старайтесь слушать активно


Есть слушание, а  есть активное слушание. При активном слушании мы прилагаем особые усилия, чтобы понять, что хочет сказать нам говорящий, и  часто повторяем его собственные реплики, перефразируя их. Активное слушание — мощный инструмент, способствующий установлению контакта с детьми и укрепляющий связь ребенка с родителями.

Обратная связь указывает на то, что говорящего слушают внимательно; кроме того, для родителей обратная связь  — это возможность познакомить ребенка с  новыми понятиями или грамматическими конструкциями. Когда ребенок говорит что-то о погоде или делает замечание относительно своего завтрака, собеседник, практикующий активное слушание, может повторить сказанное, но другими словами.

Если сын говорит: «М-м-м, обожаю пиццу», в ответ можно сказать: «Я не знала, что ты так любишь пиццу. Надо будет еще раз ее приготовить на днях». Если дочь говорит: «Смотри, что я нарисовала», собеседник может ответить: «Ух ты, я смотрю, ты смешала красный и желтый, чтобы получился оранжевый». В последнем примере слушатель объективен и комментирует то, что видит, но не говорит о том, что, по его мнению, изображено на рисунке. 

 

4. Проявляйте любопытство


Дети великолепно умеют подмечать детали, и, если мы будем побуждать их к внимательному наблюдению, они станут замечать явления или предметы, которые мы перестаем видеть, став взрослыми.

Гуляя пешком или отправившись куда-нибудь на  машине, заметьте вслух, как пожелтели и покраснели листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шар, попросите самого ребенка рассказывать обо всем, что он встретит. Почувствовав ваш искренний интерес к окружающему миру, малыш и сам начнет воспринимать его более остро.  Особое внимание ко всему, что есть вокруг, поможет воспитать в ребенке чувство удивления и любопытство, а значит, пробудит в нем творческое начало.

 

5. Воспринимайте ошибки как благо 


Разумеется, поражения своему ребенку не желает никто, но  небольшие неудачи могут быть очень полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования.

Профессор психологии Стэнфордского университета и автор книги «Мышление: новая психология успеха» Кэрол Дуэк отмечает, что творческое мышление чаще наблюдается у тех детей, которые воспринимают провалы как преодолимые препятствия. Когда у  нас дома кто-то совершает ошибку, мы первым делом смеемся над случившимся, а потом пробуем еще раз. Если ребенок не поймал мячик, шутим насчет дырявых рук. Не удался рисунок  — дадим новый лист бумаги или позволим исправить ошибку. Если приучить ребенка считать «неудачи» не ошибками, а частью процесса познания, оплошности превратятся для них в возможности для совершенствования. Кроме того, ребенок поймет, что ошибки — это часть жизни, и привыкнет думать о них как о ступеньках к «правильному» результату.

Если, совершив ошибку, ребенок не в силах справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе?» или «Как ты поступишь в следующий раз, чтобы добиться другого результата?» Иными словами, считайте, что ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста. 

 

6. Полюбите творческий беспорядок


Собственно, зачастую нас пугает не беспорядок как таковой. Страшно подумать, сколько времени придется возиться с  уборкой потом, когда все самое интересное закончится. Одна моя подруга недавно запретила у  себя в доме краски — у нее трое мальчишек, и они мазали красками абсолютно все, но только не холст и бумагу. Знаю женщину, которая выбросила весь пластилин, потому что у нее везде ковры. Да, конечно, желательно, чтобы дети помогали нам с уборкой, но в этом вопросе они проявляют куда меньше энтузиазма, чем хотелось бы.

И все же постарайтесь на миг отбросить свой страх и послушать, что я скажу про беспорядок. Когда ребенок охвачен духом творчества, содержимое корзин летит на пол, диванные подушки превращаются в крепость, а на стол льется пенная струя уксуса с содой. Беспорядок — неотъемлемая часть творчества, и  ничего с  этим не поделаешь.

Мне нравится сравнивать кавардак со шрамами от боевых ран — и то и другое безобразно, но кавардак своим существованием свидетельствует: ребенок воплотил в жизнь все, что задумал, и ему было весело. Когда мои дети хотят поснимать все простыни с кроватей, понастроить крепостей и превратить наш дом в  мини-цирк, нередко я первым делом думаю, как бы их побыстрее утихомирить. Но потом я возражаю своему строгому внутреннему критику: мои дочери что-то придумали и теперь хотят удовлетворить свое любопытство и узнать, что получится из их замысла на практике.

Кавардак можно обуздать, если поставить ему какие-то разумные границы, но проще всего допустить беспорядок в свою жизнь. Когда ваш ребенок в  следующий раз захочет порисовать или разбросать вокруг мешок тряпочных мячиков, освободите ему для этого место (и/или ступайте с ним на улицу). С  беспорядком придется смириться, но  польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, перевесит любые временные неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда. 

 

7. Примите скуку как путь к самосовершенствованию


Скука — прекрасная вещь. То есть не скука как таковая, а то, что она несет с  собой. Чтобы удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать, ребенку необходимо безделье. Пусть это будет час перед ужином или специально отведенное для игр с  воображением время в выходные дни — главное, чтобы ребенок столкнулся со скукой и преодолел ее.

 

8. Не мешайте ребенку пребывать в потоке
 

Знаете китайскую пословицу: «Учитель открывает дверь, но войти в нее каждый должен самостоятельно»? Давайте откроем нашим детям двери к самым потрясающим вещам, а потом отойдем в сторонку и понаблюдаем, с каким энтузиазмом они бросятся в процесс познания, практически не нуждаясь при этом ни в подсказках, ни во вмешательстве с нашей стороны.

Вспомните случай, когда вы полностью погрузились в  какую-либо деятельность (читали, писали, что-то строили, играли в игру) до такой степени, что отвлечь вас было невозможно ничем. Где это было? Чем вы занимались? Сколько прошло времени, прежде чем вы очнулись? Вспомните подобный момент, и вы поймете, что значит пребывать «в потоке».

Когда мои девочки заняты — тихо играют, рисуют или пишут, — я стараюсь не отвлекать их разговором и  не приставать с  вопросами: «А что вы рисуете?» Если ребенок чувствует, что за  ним постоянно наблюдают, он может реже проявлять инициативу и тем самым глушить в себе творческое начало. Поощряйте независимость, и вы увидите, что воображение вашего ребенка заработает в полную силу. А вы тем временем налейте себе чашечку чаю и насладитесь минуткой покоя! 

 

9. Почаще бывайте на свежем воздухе


В книге «Привычка к творчеству» танцовщица и хореограф Твайла Тарп пишет о привычке, которая помогала творить Бетховену: «Он был не особенно здоровым человеком, однако каждый день начинал с одного и того же ритуала: отправлялся на прогулку и на ходу записывал в блокнот любые, самые случайные обрывки мелодий, которые неизменно приходили ему в  голову. Прогулявшись, размяв мозги и войдя в некое подобие транса, он возвращался домой и садился за работу».

Активный отдых и пребывание на свежем воздухе — важная часть нашей жизни, однако мы не всегда сознаем, как полезны эти занятия для творческого роста. На природе ребенок получает массу сенсорных ощущений и воспринимает мир так остро, как никогда не будет воспринимать его в четырех стенах.

Природа полна чудес  — вот глубокая лужа, оставшаяся после дождя, вот след звериной лапы у тропинки, вот удобное дерево, на которое можно влезть,  — и  каждое из  этих чудес помогает ребенку воспринимать мир по- новому. В такие моменты он открыт, готов устанавливать новые связи и созерцать мир свежим и незамутненным взглядом. 

 

10. Относитесь ко всему как к эксперименту


Как-то раз моя двухлетняя дочка заявила, что собирается поставить эксперимент. Я спросила ее, что такое эксперимент, и она ответила: «Ну-у, эксперимент… это... ну, сама знаешь». Гм. Сказав это, она залезла ко мне в кровать, встала во весь рост посередине, плюхнулась в одеяла, вскочила и засмеялась.

Не знаю, что в этот миг происходило у нее в голове, но меня случившееся заставило задуматься о составляющих научного метода. Вот они: вопрос (что если я встану посреди кровати, а потом упаду?), собственно эксперимент (падение) и анализ результатов (ух ты, совсем не больно!). Так совершается открытие.

Эксперимент можно поставить с  чем угодно  — нужно лишь услышать вопрос и наблюдение, из которых вырастет желание посмотреть, что будет, если...

Задумавшись о солнце, ребенок может начать прорисовывать тени. Восхитившись ритмичностью речи  — сочинять песни. Если ребенок начинает расспрашивать вас о пауках, возможно, скоро он отправится на поиски паутины, примется рисовать пауков или читать о них книжки. Одно цепляется за другое, и с каждым новым открытием и экспериментом у него будут появляться новые вопросы.

Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и  должны учиться вместе со своими детьми. Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление.

 Возможно, вы еще только готовите место для самостоятельной работы ребенка или составляете список необходимых материалов и инструментов. Но творческому мышлению не нужны идеальные условия и идеальное время. Не поддавайтесь искушению, не говорите себе, что не можете пуститься в творчество и эксперименты прямо сегодня, потому что у вас еще не закуплены все «правильные» материалы или вы не уверены, что сможете успешно помочь ребенку. Не ждите  — беритесь за  дело.

Если все пойдет не так, как вы ожидаете, — не переживайте, это нормально. Ведь творчество — это эксперимент не только для ребенка, но и для вас. А где же и родится исследовательский, экспериментаторский дух, как не там, где ребенок вместе со взрослым пускаются открывать неизведанное?

 

  • Автор: Ракель Дорли
  • Фото: Манн, Иванов и Фербер

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

дети сами к творчеству тянутся, все без исключения):D

спасибо интересная статья!

Спасибо за статью! Очень интересная!

:)

Самое главное помнить, что творчество ребенка может отличаться от желаемого нами. Я так хотела, чтобы мой ребенок рисовал, а он в основном с конструктором химичит, а если и рисует, то схемы всякие и карты.

картонный замок мы делали, очень интересно и клеить, и обклеивать, и играть! Месяца два стоял