Раз, два, ТРИЗ-игра! Как вырастить ребенка, не знающего слова «проблема»

Назад
Ребенок играет
- {{rating.rating | number}} +

Раннее развитие детей и его методики – заслуженный участник хит-парада родительских обсуждений и тревог. Что выбрать? С какого возраста? А вдруг оно не подойдет? А вдруг не понравится? А вдруг разовьет что-то не то или вообще ничего не разовьет?

 

Специально для Krokha.RU Екатерина Зорина-Лавровская, ТРИЗ-педагог и ведущая блога igra-triz.ru, рассказывает об уникальном подходе, в котором одновременно участвуют и математическое мышление, и творческое начало, и воображение, и даже пуговицы. Освоив его, можно не просто держаться на плаву в сумасшедшем объеме информации, – но и быть при этом счастливым. Этому не научат в детсаду и школе! 

Екатерина
Зорина-Лавровская

Если бы я решила составить перечень «суперэффективных методик развития», он занял бы несколько страниц печатного текста: традиционные и новаторские, зарубежные и российские, узконаправленные и развивающие «все и сразу». В общем, глаза разбегаются, как будто в кондитерском магазине, где столько всего вкусного… 
А что же самое-самое лучшее? Наверное, если бы и был всего один правильный ответ на этот вопрос, то не было такого разнообразия выбора. Каждый родитель и педагог выбирает для себя то, что находит в нем наибольший отклик, и то, что соответствует особенностям его ребенка.

Мой выбор – это ТРИЗ-педагогика


Я хотела бы рассказать о том, что это, и объяснить, почему я считаю ее лучшим средством для раскрытия творческого потенциала.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) – это технология развития творческого мышления, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Для этого ТРИЗ располагает конкретными инструментами и приемами активации творчества.

А, собственно, почему сегодня важно быть творческим?

Во-первых, это требование современного мира. Количество задач, с которыми приходится сталкиваться человеку, возросло в сотни раз. Для их решения необходимы обширные знания, выходящие за пределы конкретной специальности, и более эффективные приемы мышления. Я думаю, все родители хотят видеть своего ребенка активным, думающим, реализовавшим свои таланты.

Во-вторых, обратная сторона многозадачности современной жизни – это огромные потоки информации, в которых необходимо научиться лавировать, критически их оценивать, иначе есть риск стать простым потребителем, которым так легко управлять.

Можно ли надеяться, что всему самому необходимому ребенка научат в детском саду и школе? Нет, программы не успевают за быстрым изменением темпа жизни, а значит - не позволяют обучить ребенка навыкам, необходимым в будущем.

О том, что школа не сможет научить ребенка тому, о чем сама не имеет представления, говорил еще во второй половине прошлого века автор и создатель ТРИЗ, советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

 

Историческая справка о Теории решения изобретательских задач
 

ТРИЗ выросла из придуманного Альтшуллером набора изобретательских приемов, помогающих инженерам работать более продуктивно. Невозможно решать изобретательские задачи, не расшевелив фантазию. Для стимуляции этого процесса был составлен курс РТВ (Развитие творческого воображения), считающийся подготовительной ступенью к ТРИЗ.

Практикам РТВ довольно быстро стало понятно, что, помимо фантазии, творческому человеку создающему новое, меняющему мир к лучшему, нужна целая совокупность качеств. Так появилась ТРТЛ – Теория развития творческой личности.

Постепенно ученики Альтшуллера начали переносить приемы РТВ и ТРИЗ в воспитание собственных детей, в школы и детские сады. Так возникла ТРИЗ-педагогика. Сегодня можно узнать о лучших разработках для детей от 3 лет, прочитав книги специалистов по ТРИЗ: А.А. Гина, Г.И. Иванова, А.В. Кислова, Е.Л. Пчелкиной, Т.А. Сидорчук, М.Н. Шустермана.

 

Что дают занятия ТРИЗ?
 

  • Дети становятся менее скованными и застенчивыми, начинают смело предлагать свои идеи, не боясь критики.
     
  • Речь становится более яркой и выразительной, дети сами сочиняют сказки, загадки, метафоры.
     
  • Развивается основа  креативного мышления – умение подбирать ассоциации и видеть в абстрактных объектах образы.
     
  • ТРИЗ-мышление позволяет задавать вопросы про любой предмет.

Для чего он нужен? Чем полезен? Как его улучшить? Какие его части можно изменить, чтобы было удобнее? Формируется такой «взгляд Робинзона», который позволяет видеть новые возможности в привычном.

  • Дети могут самостоятельно решать проблемные ситуации, не отступают при первых неудачах, а пробуют разные варианты. Они воспринимают встречающиеся трудности не как «проблему проблем», а как интересную задачу.
     
  • Уходит инерция мышления, дети «учатся думать» разными способами.

 

Всем ли детям подходит ТРИЗ?


Я считаю, что методы обучения, применяемые для дошкольников, младших и средних школьников, – универсальны, разнонаправленны и подходят всем (я знаю, что есть опыт применения элементов ТРИЗ в коррекционных занятиях). Если же углубляться в ТРИЗ для инженеров (например, в обучении старшеклассников и студентов), то он больше «зайдет» людям логического склада ума, «технарям».

 

Где учат ТРИЗ и можно ли добиться результатов, просто занимаясь дома?
 

К сожалению, массовое образование не торопится перенимать приемы из ТРИЗ-педагогики. Конечно, школы и детсады, работающие по ТРИЗ, есть, но их единицы. Если вы живете в крупном городе, то, скорее всего, сможете найти один-два частных образовательных центра, где обучают творческому мышлению на основе ТРИЗ.

К счастью, сейчас много возможностей для самообразования в этой области - материал изложен понятным языком, что позволяет освоить основные подходы ТРИЗ-педагогики. Поэтому ТРИЗ-овский тип мышления при желании может выработать у себя каждый взрослый.

Безусловно, настрой на творческую жизнь дает семья. Все начинается со взаимного интереса, с вовлеченности в жизнь друг друга. Основы сильного, творческого мышления в детях можно закладывать в общении, в повседневных играх, в прогулках, в совместном стремлении узнать новое. Стремитесь видеть в окружающем мире любопытные явления, противоречия и открытые задачи.

В следующей колонке я опишу несколько идей для творческих занятий с детьми.

 

  • Автор: Екатерина Зорина-Лавровская
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

бедные наши дети! Теперь играть приходиться по технологиям!

Спасибо за статью и сайт.
У меня даже старая книжка есть "Как стать изобретателем" для школьников, наверное из неё потом всё выросло и для дошколят, это 80-е годы, там уже ТРИЗ упоминается.
Мне такое направление близко и интересно.

сейчас, в принципе, в школах такой же подход практикуют

Нужно учить детей размышлять.

Здравствуйте. Многие мамы уверены, что лучше логопеда знает бабушка или соседка): во сколько малыш заговорит, хорошо развит для своего возраста...Как следствие, мамы малышей выбирают пассивную позицию-они ждут, пока малыш вырастет и САМ ЗАГОВОРИТ, ОН ЕЩЕ ВЕДЬ МАЛЕНЬКИЙ. Современные специалисты утверждают, что лучше привести малыша в 1,5 года и успокоиться всей семье(если ничего не обнаружат у ребеночка). Все дело в том, что в 1,5 года гораздо легче задержку речи у малыша вылечить, чем в 3 года, когда уже поздновато. Пожалуйста, расскажите об этом молодым мамам.

интересно)