Детский лепет или развитие речи с первых месяцев жизни

Назад
Детский лепет или развитие речи с первых месяцев жизни
- {{rating.rating | number}} +

Не многие родители знают, что развитие детской речи берет свое начало с самого рождения ребенка. От того, насколько часто и правильно общаются с малышом взрослые, во многом зависит и то, когда и как заговорит ребенок.

1-3 месяца


Казалось бы, что можно ожидать от совсем еще маленького?! Вроде бы плачет только, когда голоден или болит животик. Но ведь именно так младенец хочет донести до взрослых простую мысль – «мне плохо, неудобно, нужна помощь…». Детский крик – один из показателей развития речи.

На первом месяце жизни у малыша интенсивно развивается слух, и именно он отвечает за дальнейшее усвоение речи. Не менее важную роль играет зрение. Уже к концу первого месяца малыш может задерживать взгляд на конкретном предмете. Поэтому не забудьте подвесить над кроваткой малыша музыкальный мобиль – ребенок будет следить за движущимися игрушками и слушать музыку.

В полтора-два месяца ребенок начинает гулить. При этом он получает истинное удовольствие от звуков, которые издает сам. Взрослые должны уловить этот момент и отвечать малышу. Тогда ребенок ощущает, что его слышат и понимают. Если малыш задерживает взгляд на каком-то предмете, обязательно назовите этот предмет или имя человека: «да, это папа, а это братик Алеша» или «это мишка, ежик, собачка…» и т.д.

Ближе к трем месяцам малыш начнет поворачивать головку в ту сторону, откуда раздается звук, будет реагировать на голос. Очень важно развивать эту новую способность. Для этого чаще обращайтесь к малышу, называйте его по имени, зовите его из другого конца комнаты – ребенок должен среагировать поворотом головы и даже попытаться поднять головку, услышав голос близкого человека. Обязательно играйте с малышом – позвените погремушкой с разных сторон, и пусть ребенок ищет свою игрушку по звуку. Не забывайте хвалить кроху за каждый успех: «Ты умница! Ты сам нашел игрушку, угадал, где мишка, зайка спрятался,  а ты его отыскал…».

В три месяца малыш осознанно улыбается близким, умеет смеяться. Ребенок гулит разнообразными звуками, причем кроме гласных, уже слышны и согласные звуки, появляются длинные цепочки звуков – ребенок радуется взрослым и отвечает на их речь потоком эмоционально окрашенных «этюдов». В этот период малышу потребуется развивающий коврик с фактурными и звучащими игрушками – поющими, шуршащими, пищащими, гладкими, пушистыми и т.д.

Разумеется, что все действия должны сопровождаться комментариями взрослого – смена подгузника, массаж (особенно!), переодевания – абсолютно все требует объяснений: «одеваем носочки, погладим ножку, умываем щечки» и т.д.

 

4-6 месяцев


Малыш различает интонации взрослых и старается воспроизвести их. Это настоящая работа для младенца! На данном этапе малышу нравится звучание музыкальных инструментов. Приобретите несколько музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Звуки их должны быть разнообразными, не очень резкими и громкими, такими, чтобы не испугать малыша. Кроме того, иногда в течение дня можно ставить диски с записями приятных мелодий, звуками природы. Огромную роль играет и пение колыбельных песен перед сном. Мамин голос, ее дыхание, биение сердца успокаивают кроху, и даже спустя много лет подросший уже ребенок будет помнить, как именно пела мама.

В шесть месяцев можно начинать делать упражнения для тренировки пальчиков. Для современных родителей уже не секрет, что уровень развития речи зависит от развития мелкой моторики, то есть выполнения мелких движений кистями и пальцами рук. Несколько раз в день нужно массировать кисти и пальчики малыша, играть в сороку-белобоку, ладушки, козу рогатую и т.д.

7-9 месяцев


В этот период малыш начинает лепетать. Теперь произносимые им звуки напоминают первые слоги: «ма», «па», «на», «ба» и др. Вскоре лепет становится эмоционально окрашенным, теперь по его интонациям взрослые могут отличить удовольствие или неодобрение ребенка. Малыш реагирует на обращенную к нему речь, различает «своих» и «чужих».

Можно начинать читать первые книжки, лучше воспринимаются короткие стишки, потешки, считалочки. Интересно, что в более позднем возрасте ребенок будет помнить и сможет воспроизвести эти четверостишия, все зависит от того, сколь много времени взрослые занимаются с малышом. Стихи можно читать во время кормления, игры и даже на прогулке.
Очень важно предлагать ребенку новые игрушки – фигурки животных. В процессе такой игры ребенку нужно показать, например, кошечку и продемонстрировать, как она «говорит»: «Это кошечка. Мяу-мяу». А затем отложить игрушку и попросить малыша показать кошечку. Для первых занятий можно приобрести несколько игрушек, например, собаку, корову, мышку. Вообще очень важно постоянно общаться с малышом и комментировать свои действия. Во время еды, когда подносите ложку ко рту ребенка, говорите «ам», если какой-то предмет падает на пол – «бах», если, держась за поручни кроватки, ребенок начинает пританцовывать под музыку, можно хлопать в ладоши, в такт мелодии петь «ля-ля-ля» и т.д. Речь, обращенная к ребенку должна быть простой и четкой, не перегружайте предложения лишними, еще не доступными малышу, описаниями. Но при этом очень важно называть предметы, их цвета, форму. Попросите ребенка дать вам корову и при этом говорите: «Дай!». Предлагая игрушку ребенку, говорите: «На! Возьми!». Хвалить за каждый успех нужно обязательно!

10-12 месяцев


В этом возрасте малыш хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого, активно общается, в том числе при помощи жестов, может выполнять простые просьбы. В речи ребенка появляются первые слова. Как правило, малыш не может произнести слово целиком и называет его по первым слогам или ударным слогам: например, «коляска» - «ка», «собака» - «ба» или «аф-аф» (в данном случае по звукам, которые воспроизводит собака), «банка» - «ба» и т.д. Сложными для ребенка еще долгое время будут оставаться звуки «ц», «ч», «щ», они заменяются звуками «ть» - например, слово «цветочек», произносится примерно как «тете».

Очень полезно рассматривать картинки в книжке и называть нарисованных персонажей. По просьбе взрослого ребенок может показать, например, яблоко, пирамидку, мальчика, барашка. В процессе игры не забывайте спрашивать, как «говорит» курочка или козочка, где у девочки глазки, у мышки носик и т.д.

В игровом арсенале ребенка должен появиться игровой центр, например, ферма с животными. Свинка, корова, барашек и др. животные живут в своих домиках. По просьбе взрослого ребенок нажимает на кнопку, соответствующую названному животному, дверка или окошко открывается, животное издает характерные звуки («хрю-хрю», «мууу», «бе-бе») и играет музыка.

Ребенок уже может просить вас дать ему тот или иной предмет. Возможно, сразу трудно понять, что именно хочет малыш, ведь любимую книжку он может называть не этим словом, а например, тем, которое означает запомнившегося ему нарисованного в книге персонажа: «мууу». Это значит, что в книге нарисована корова, и именно это книжка требуется в данный момент. А может быть, по книжке вы пели ему песенку, и тогда именно звуки этой мелодии будут обозначать саму книжку.

Вообще старайтесь больше говорить с ребенком, при этом научитесь ждать, пока кроха ответит вам, не торопите его, дайте время подумать.

Пришло время познакомиться со словом «нельзя». Использовать это слово нужно четко по назначению, в том случае, если, например, малыш тянет за провода или пробует на вкус грязные формочки в песочнице и т.д. Слово «нельзя» нужно произносить с соответствующей интонацией, но спокойно, так, чтобы ребенок понимал опасность действий, и сопровождать жестом – взрослый при этом может пригрозить указательным пальцем.

В конце хочется напомнить всем родителям, что нервная обстановка в семье, ссоры, крики отражаются на ребенке самым неблагоприятным образом и могут замедлять его развитие, в том числе речевое. Общаться с малышом нужно спокойным голосом, радоваться успехам, хвалить за каждое новое достижение, вместе играть и смеяться, и тогда в обстановке любви и радости кроха вырастет здоровым и счастливым.

  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

13 комментариев к записи

Меня забавляет то, что дочка, которой уже 2.4, никак не хочет говорить. Но при этом ухитряется объясняться так (звукоподражаниями, жестами, мимикой), что в принципе, все понятно!

А нам уже 2.6 и мы тоже не хотим говорить, и тоже жесты,мимика, все понятно без слов!!!

Моему сынишке через две недели будет три и он не хочет говорить, хотя все понимает, объясняется звуками, мимикой и отдельными словами. Но полноценно разговаривать не хочет. Ему идти в детский сад в сентябре, я не знаю как он будет объяснятся с воспитателем и детками.

В садике он быстро научится говорить.Наши малыши знают, что мама их поймет и без слов, а когда ребенок оказывается среди сверсников и чужих людей, где не поймут его "бе-е и му-у" , тога ему приходится изъяснятся яснее,. Вот увидете, к новому году будет шпарить по нашему

я сама в 3 заговорила, прям в день рождения. Сразу предложениями большими и понеслась....Мама хотела остановить, а я ей:-не пелебивай, я есё не всё сказала и дальше....))) Мне сейчас 30 и отклонений в развитии не было и речь хорошая(мне просто логопед говорила что такое без последствий не проходит)

я очень долго ждала, когда МОЙ крепыш заговорит, и это не происходило. На мои вопросы будешь говорить, он мотал головой "нет", и знаками пояснял , что просто не хочет!!!!!! пришло время, когда нам впервые в жизни пришлось расстаться на неделю, а это,если учесть то, что мы максимум расставались только на 1,5 часа максимум,для нас двоих было ОЧЕНЬ МНОГО!!!! и О,ЧУДО,когда я приехала,он не только говорил слова,но и выражался предложениями,причем сложными))) МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ ТАКОВА,когда ваш маленький человечек захочет,он вам такое выдаст,НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ,ЕСЛИ ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ И НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ PS это произошло,когда нам было 3 года и 3 месяца))

Да у меня со старшей дочкой тоже такое было,просто не хочет говорить и все тут-мы ее конечно понимали.Ну тут мы пошли в ясли нам было 2,4 и к трем годам и по сей день мы только ее и слушаем,даже самим некогда поговорить.Посему заговорят все,вот почему не хотят-вопрос?

К сожалению наш ребёнок родился с незаросшими ушками. И в первые 1.2 года не слышал. "Спасибо" нашим ЛОРам местным которые только глушили болезнь и ОГРОМНОЕ спасибо ЛОРам г Ижевск детской республиканской клиники. Сейчас парню 5.5 лет и он отстаёт в развитии речи. Думали что задержка связана с тем что сам парень такой (отсталый) теперь я убедился что всё же роль развития слуха с САМОГО рождения очень влияет на развитие речи в дальнейшем.Спаибо за коментарий. Леонид. г.Чайковский Пермсого края.

Работаю детским психологом и уже который год удивляюсь, насколько многие родители не умеют создать игровые ситуации, требующие общения! Милые мамы и папы, купите проводной игрушечный телефон на батарейках (продается в каждом втором детском магазине). Такой телефон устанавливают между двумя комнатами. Дверь между ними обязательно должна быть закрытой и не стеклянной!!! Ребенок и взрослый не должны видеть друг друга!!!
А далее фантазируйте ситуацию, требующую общения:
1) вы - доктор, у ребенка заболела кукла, нужно вызвать врача (малыш должен позвонить и объяснить, у кого что болит). Далее вы приходите и "лечите" куклу со своими комментариями. Через пару дней меняетесь ролями с ребенком...
2) ребенок в комнате высаживает кукол на диван, у одной из "дочек" день рождения. Вас приглашают на праздник ПО ТЕЛЕФОНУ: договариваетесь, когда, где и прочее...
Приходите с "подарком", по вашим подсказкам просите угадать, что там...
Короче, уважаемые родители, Дети "не хотят" говорить, учиться, соблюдать нормы поведения... у тех родителей, которые сами этоу лень провоцируют. Не идите на поводу у своих карапузов. Приучайте их мозг к труду через игру (или в школе ваш малыш будет "плестись" в хвосте класса).

спасибо за советы)))

Согласна,очень дельный совет!

Простите, но как играть в подобные игры с ребенком в возрасте 1год 8 мес или даже двух лет??????? и вообще если ребенок еще не играет в куклы)

У меня и сын и дочь как-то сами начали говорить, никаких специальных занятий ни я, ни другие близкие с ними не проводили)) конечно, нужно общаться с малышом с рождения, конечно, нужно показывать картинки, и хвалить да нужно! Мне кажется, нужно слушать ребенка и пытаться понять, что он хочет сказать или показать. Когда это удается, ребенок очень радуется и именно это стимулирует его речевое развитие, у него появляется желание сказать что-то для того, чтобы его ПОНЯЛИ. Моей дочери сейчас два года и месяц почти, она начала говорить (то есть произносить первые слова) примерно в 1,8, что касается "речи животных" - барашек "бе", собачка "ав-ав" и того раньше, в полтора года точно, но думаю раньше... У нас были книжки с картинками хорошими, она любила их разглядывать, и даже во время кормления (она отвлечется, я ей ложку в рот), что возможно не совсем верно, но кормить-то как-то надо)))) В общем между делом как-то все произошло, очень полюбила "муху-цокотуху" уже после года, сначала картинки, а теперь она знает ее почти наизусть. Еще она хорошо поет песенки из мультиков самых разных и наших и диснеевских. Кстати о мультиках - диалоги мультяшных персонажей тоже очень хорошо стимулируют развитие речи, помогают запомнить слова и произносить их правильно (если мультик просмотрен раз 10 то волей-неволей некоторые слова запоминаются). Мультики - это, конечно, вопрос о вреде телевизора, но поверьте, в умеренном количестве - это очень полезно. А еще очень полезно все, что связано с лепкой, рисованием и шнуровкой. Развитие мелкой моторики творит чудеса, так что покупать нужно полезные игрушки, а не дребедень.