Сказкотерапия для детей

Назад
Сказкотерапия для детей
- {{rating.rating | number}} +

Детям обязательно необходимо читать сказки. Не только для развлечения, но, в первую очередь, для воспитания и развития мышления ребенка. Исходя из возрастных и психологических особенностей малыша, с помощью сказок можно решить многие проблемы. Узнаем о «сказочных» приемах, помогающих справиться с трудностями в жизни ребенка.

Когда лечат сказками?

Оказывается, очень многим детям родители не читают сказки. И это неправильно. В сказках дети находят себя. Сказка вселяет надежду, заставляет фантазировать и мечтать. Чем дольше ребенок верит в волшебников, в Деда Мороза, в то, что Бабу-Ягу или Змея Горыныча можно победить, тем ярче, радостнее и оптимистичнее будет его жизнь. Возраст от четырех до девяти лет – оптимальный для лечения сказками. До четырех лет еще не до конца сформирован образ «Я», поэтому эмоции мало дифференцированы – они либо положительные, либо отрицательные. Ребенок практически не осознает их, к тому же еще не сформирована ролевая игра, она носит манипулятивный характер – малыш просто что-то делает с предметами, но не вживается в роль. А вот дети старше девяти лет теряют игровые интересы, поэтому и лечить их надо по-другому – не сказками.

Какой я герой?

В любой сказке есть сюжет, четкая последовательность событий, главные и второстепенные герои. Сказка, как и любое другое произведение, влияет на человека через механизм идентификации. Ребенок отождествляет себя с одним из героев (как правило, с главным и положительным), поэтому все его переживания, размышления пропускает через себя, сочувствует ему, испытывает такие же эмоции, как если бы все происходило с ним. Если ребенок не может отождествить себя с каким-либо героем, то к этой сказке он не испытывает интереса. Например, «Репка» интересна только для маленьких – просто как некое внешне захватывающее действо. Но уже после нескольких прочтений эта сказка не вызывает никаких эмоций. Ведь трудно отождествить себя с репкой, внучкой или Жучкой – их переживания в сказке не отражены.

А вот «Красную Шапочку» или «Буратино» дети заставляют родителей перечитывать и действительно их любят. В сказке четко определены роли действующих лиц. Причем это не просто сказочные роли. С каждой из них можно провести параллель в жизни. Волк или Карабас Барабас – это злодеи, несущие в себе угрозу. Соответственно, поняв цели и намерения Карабаса Барабаса, ребенок сможет понять чувства и образ мыслей того, кого он боится, например «бандитов», «плохих дядек». Отождествляя себя с Буратино, малыш ощущает и собственную смелость, уверенность в себе и способность дать отпор даже очень страшному «дядьке».

Для активных детей

Такие сказки, как «Колобок» и «Теремок» слишком просты для того, чтобы решить эмоциональную проблему. Их психологический смысл и польза для ребенка – подготовить малыша к восприятию более сложных произведений. Ребенок учится последовательному восприятию событий. Это как бы подготовка его памяти и внимания. Недаром во всех таких сказках содержится большое количество повторов: повторяется какая-то фраза («как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам»), одно и то же событие – с разными героями.

Но такие сказки могут оказаться полезными для детей постарше (четырех–шести лет), у которых наблюдается гиперактивность, неустойчивость внимания, их действия нецеленаправленны, импульсивны. Данные проявления у ребенка при чтении таких сказок могут значительно уменьшиться: игры и бытовая деятельность станут более упорядоченными. А для того чтобы проработать эмоциональные проблемы, нужны более сложные сказки. Подойдут сказки о Буратино, Чиполлино, Карлсоне, русские народные сказки с Бабой-Ягой и Змеем Горынычем. Недостаточно просто читать ребенку, он должен попробовать себя в разных ролях. «Побывав» на месте Бабы-Яги, он будет меньше бояться, она станет более понятной. Можно рисовать героев, описывать словами, комментировать все происходящее в сказке.

Прогоняем страхи

Многие родители задаются вопросом, надо ли читать ребенку сказки, в которых встречаются «страшные» подробности или эпизоды с описанием насилия, – боятся, не спровоцируют ли они ненужные детские страхи.
Общеизвестно, что даже дети, выросшие в самой тепличной обстановке, не лишены обычных человеческих эмоций, в том числе и негативных, и волшебные истории позволяют малышам освободиться от страхов. Сказки утверждают, что зло и злодеи будут побеждены. Они доводят до ребенка – в понятной форме – идею о том, что борьба с несправедливостью неизбежна, но бояться не надо. В сказках поднимаются разные темы – чувство неполноценности, страха и тревоги, агрессия, лидерство и подчинение, жадность, трудности в общении. Если ребенок боится темноты, прекрасно подойдет сказка про Питера Пэна. Ребенок увидит, что ночь – это не таинственное время суток, когда ты закрываешь глаза, а вокруг неизвестно что происходит. Это красивое, романтичное время: светлячки горят, луна светит, сказочные мальчики играют и не боятся.

Можно придумывать сказки под конкретную проблему – «Про Петю и злую воспитательницу», «Про Машу и ее вредную подружку». Это могут делать как психолог, так и родители. Просто важно, чтобы родители исходили не из соображений морали, нравственности и каких-то высоких ценностей, а из того, какие эмоции испытывает ребенок. Кто может взять на себя роль врача-сказочника – родители или психологи? Это зависит от глубины проблемы. Если это какие-то конфликты с друзьями, родителями, воспитателями, можно «проиграть» ситуацию и самим. А если ребенок проявляет жестокость (например к животным), у него невроз, ночной энурез, он очень замкнут, есть какие-то навязчивые желания, очень сильные страхи – в этом случае, конечно, нужно обязательно обратиться к психологу.

  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться