Сказка "Золотая рыбка"

Назад
- {{rating.rating | number}} +

Сказка психолога Екатерины Мосиной

Жила-была золотая рыбка со своим золотым мужем и золотцем–сыночком по имени Юрок. Домик их находился на дне синего моря. Перед входом была лужайка, украшенная разноцветными ракушками, которые папа собирал по всему дну. Папа служил садовником при дворе Морского царя, он был очень занят на работе, и ему редко удавалось побыть с семьей. Воспитание сыночка полностью ложилось на мамины хрупкие плавники. А это дело нелегкое!
Малыша трудно было увидеть сидящим на одном месте больше минуты. Даже за едой он по любому поводу выскакивал из-за стола. Он раскачивался на стуле, часто проливая на себя компот. Каждый день Юрок выплывал из дома и носился по всей подводной поляне, заглядывая в разные потайные уголки, поднимая кучи песка. Соседи жаловались Золотой рыбке на его поведение. Дядюшка Краб рассказал, как Юрок стремительно промчался мимо кучи с водорослями, приготовленными для новой перины: водоросли разлетелись в разные стороны и смешались с песком. А однажды малыш загляделся на медузу, но не смотрел, куда плывет, и сильно ушиб несколько маленьких рыбешек, попавшихся ему на пути. Юрок задавал множество вопросов Старой Тортиле, но никогда не выслушивал до конца ее ответов: он стрелой мчался на площадку, где играл молодняк. Но игра со сверстниками не ладилась. Рыбки не хотели с ним играть, потому что Юрок часто затевал драку, не соблюдал правил игры и все делал только так, как ему – Юрку – нужно.
Малыш жаловался маме, что его все прогоняют, обижают. Маме было жалко Юрка. Она хотела, чтобы сын не жаловался, а задумывался, почему с ним не играют. Она перепробовала кучу приемов: наказывала, ругалась, была ласковой. Но ничего не помогало. Юрок не обращал внимания на ее слова. Нельзя сказать, что рыбёнок не любил маму. Нет, он тоже расстраивался, но очень быстро забывал, за что был наказан, и все повторялось снова.
Один раз, когда папа вернулся с работы, Юрок мирно пускал пузыри в своей кроватке, а расстроенная мама сидела за столом.
– Что, опять соседи жалуются на нашего шустрика? – догадался папа. – Во дворце появилась опытная няня, которая занимается с царевичами. Я уже поговорил с ней о Юрке, и она может подсказать тебе, как справиться с нашим сыном.
– О, мой золотой, это мудрое решение! – обрадовалась Золотая рыбка.
На следующий день пришла няня – очень красивая рыба Тетра.
– Здравствуйте! – поздоровалась няня и обратилась к малышу: – Я слышала о тебе, но даже представить себе не могла, какой ты на самом деле красавчик, как ярко сияют твои бока. Право, такого симпатичного рыбёнка, я давно не видела.
Юрок был несколько смущен, так много хорошего он о себе не слышал. А Тетра продолжала:
– К сожалению, я знаю, что маме очень тяжело с тобою сладить. Именно для того, чтобы помочь вам обоим, я и приплыла. Этот подарок для тебя, Юрок! – и Тетра протянула малышу красивую ракушку. На ракушке было написано «Распорядок дня».
– Спасибо, тетушка Тетра! Какая красивая ракушка! У папы в саду такой нет.
– Эта ракушка должна находиться дома, на ней записаны все дела на день, – поправила мальчика няня. – Смотри, сейчас 10 часов – это время для игры.
– Ура! – обрадовался Юрок. – У меня есть игрушечный кит, много маленьких камушков, еще рыба-акула и веселая черепаха, а еще…
Но няня его остановила.
– Это очень здорово, что у тебя так много игрушек! Но нам лучше поиграть во что-нибудь одно. Выберу я!
– Может, кита?
– Нет! Давай сначала поиграем в разноцветные камушки. Повторяй за мной! Берем зеленый, рядом кладем красный, за ним – синий.
Малыш с точностью повторил задание.
– А теперь выложи цепочку с таким же чередованием, – предложила няня.
– Какая-то неинтересная игра, – пожаловался заскучавший рыбёнок. – Может, лучше в кита?
– Немного позже! Нужно доделать задание.
Юрку было тяжело: камушки не хотели вставать как нужно. Да еще вместо синего камушка появился желтый и перепутал всю цепочку. Но он выполнил задание.
– Молодец! – похвалила няня и погладила малыша по голове.
– А теперь в кита! – обрадовался Юрок.
– Интересно, ты можешь сам показать кита? Ну, как он плавает, кувыркается? – поинтересовалась Тетра.
– Могу! – радостно запрыгал малыш.
– Только пойдем в садик. – Тетра позвала маму и предложила поиграть с рыбёнком в кита.
– Вы будете давать задания, а Юрок их выполнять. «Кит, а кит!» – позвала Тетра.
– Где?– испугался Юрок.
– Да нигде! Ты – кит!
– Точно! – обрадовался малыш. А потом, понизив голос, сказал: – Слушаю тебя, маленькая рыбка!
– А теперь покажи, как киты кувыркаются, – предложила Тетра.
Юрок начал кувыркаться.
– Плыви влево! – поддержала мама. – Вправо! Вверх! Вниз!
Было весело. Но и такая игра могла наскучить малышу. И Тетра сама остановила ее и предложила новую.
– Посмотри, Юрок, это твой игрушечный кит. А вот маленькие рыбки. Я хочу разыграть с тобой сценку, – предложила няня.– Сценку о том, как может вести себя наш китенок.
Тетра расставила рыбок на дорожке перед домом, взяла китенка и сделала вид, будто игрушка плывет. Потом китенок в руках няни поднял голову вверх и промурлыкал: «Какая красивая медуза!» А рыбки полетели в разные стороны, ведь китенок не увидел их.
– Теперь возьми маленьких рыбок и скажи за них что-нибудь китенку.
– Тише ты, больно же, я все маме расскажу!
– Прекрасно, – сказала Тетра. – А теперь разыграем сценку, как поступит воспитанный китенок…
Малыш с удовольствием изображал рыбок, китенка. Поучительная игра продолжалась до обеда. А после обеда, соблюдая расписание, следовало лечь поспать. Няня рассказала малышу сказку, и он уснул.
– О, я Вам очень благодарна! – зашептала мама.
– Благодарить пока не за что, – ответила Тетра, – к сожалению, мне пора. Пожалуйста, придерживайтесь распорядка, следите, чтобы Юрок не уставал. А если он начнет беситься – посадите его рядом, обнимите и расскажите сказку. Главное, чтобы Ваш тон был успокаивающим и ласковым. Юрок обязательно станет лучше. Не сразу, но станет. Я буду заходить к Вам. А сейчас меня ждут царевичи! Прощайте! Золотая рыбка может исполнить любое желание, даже свое собственное.

Вопросы для малыша

  • 1 На кого похожа маленькая рыбка Юрок?
  • 2 Хорошо ли в начале сказки поступал Юрок?
  • 3 Почему никто не хотел играть с рыбёнком?
  • 4 Кто и как помог маме с Юрком?
  • 5 Как можно исправить поведение Юрка с дядюшкой Крабом? Расскажи.
  • 6 Какое самое заветное желание Золотой рыбки?

Гиперактивность – результат минимальной мозговой дисфункции. Она может быть вызвана осложненным течением беременности, тяжелыми родами, а также серьезными заболеваниями малыша в первые месяцы жизни. Важно учитывать, что это все-таки заболевание, поэтому требуется как психологическая, так и медикаментозная терапия. Гиперактивность еще называют синдромом дефицита внимания. Она проявляется в двигательной расторможенности ребенка и неспособности сосредоточить внимание на какой-либо одной деятельности. Ребенок хватается то за одно, то за другое, не доводит начатое им дело до конца, не слушает обращенной к нему речи, отвечает невпопад, не понимает последствий своего поведения. Но при этом сам может страдать из-за своих поступков.

Правильная тактика
В психотерапевтической сказке «Золотая рыбка» рассмотрены приемы, которые помогают корректировать внутреннее состояние и поведение гиперактивного малыша. Тактика воспитания и обучения такого ребенка строится на определенных, причем довольно строгих, принципах.
Очень важно соблюдать режим дня, чтобы не допускать переутомления и перевозбуждения малыша. Если же он перевозбудился – нужно отвлечь его спокойной беседой, но не нравоучительной, а в форме диалога.
Необходимо развивать у ребенка способность осмысливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями, а также учить его правильно воспринимать чувства и эмоции других людей. Для этого можно при помощи перчаточных кукол проигрывать ситуации, которые вызывают у него психологические затруднения: сначала показать неправильное поведение главного героя, а затем продемонстрировать правильную модель поведения.
Посещение детского сада для гиперактивного малыша неприемлемо, ему лучше иметь одного-двух постоянных друзей, но и такое общение нужно контролировать и дозировать. Внимание такого ребенка нужно переключать с одного вида деятельности на другой, но стараться, чтобы небольшое задание он все-таки довел до конца. Подойдут игры, развивающие усидчивость, сдержанность.
Кричать и ругаться бесполезно, а наказывать малыша следует только за самые серьезные провинности. Ключ к успеху – ваше ласковое и терпеливое отношение.

Автор: Екатерина Мосина
 

  • Источник: Сказкотерапия
  • Дата:

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

спасибо

Пожалуйста. Всегда рада быть полезным автором и специалистом. С уважением Екатерина Мосина.