Сказка "Песчаный вулкан"

Назад
- {{rating.rating | number}} +

Психотерапевтическая сказка Екатерины Мосиной

В жаркой Африке, в домике у реки жила дружная семья бегемотиков. Папу звали Василием. Утром он уходил занять самое лучшее место в реке, чтобы весь день нежиться на мелководье, а если станет очень жарко, чтобы можно было поглубже зарыться в ил. Вечером папа шел на пастбище поужинать и домой приходил только отдохнуть после тяжелого рабочего дня.

Маму звали Эльвира. Это была большая, но стройная среди бегемотов молодая мама. Утром она собирала мужу скромный завтрак, потом мыла посуду, наводила порядок в доме и между делом растила маленького сына.
Сева, так звали малыша, был славным, он очень любил своих родителей и новые игрушки, которые часто появлялись дома. Еще Сева любил гулять. Когда малыш шагал вместе с мамой на прогулку, он с гордым видом вез за собой небольшую тележку с игрушками. Остановившись на берегу, Сева доставал кораблик, мячик, совочки для песка, ведерко и меленку и, сев на теплый песок, начинал играть: копал ямки, делал куличи. Он всегда играл один и очень не любил, когда другие малыши интересовались его игрушками.

– Мама, этот поросенок мешает мне копать! – жаловался Сева на детеныша бородавочника. – А эта лошадка хотела взять у меня мяч! Маме не нравилось, что Севу кто-то беспокоит, и она сразу же приходила сыночку на выручку, громко рыча.
– Играйте в свои игрушки, не приставайте к моему мальчику! – говорила Эльвира, а потом начинала хвалить Севу: – Ты очень бережливый, хозяйственный, никому не даешь своих игрушек. Весь в меня, мой бегемотик!

И зверята на берегу прозвали Севу жадиной. С каждым днем желающих поиграть с Севой становилось все меньше, а скоро малыши вообще перестали тревожить бережливого бегемотика. Хотя мама ошибалась, говоря, что Сева был бережливым. Бегемотик часто терял совочки и формочки, иногда ломал игрушки. Нет, Сева просто жадничал! Это была своеобразная игра – не дать другому то, что ему очень хочется получить.
Прошла неделя, дела шли своим чередом. Днем Сева сидел на берегу, строил башню, но никто не подходил и ничего не просил. Сева загрустил. Он увидел, как весело жеребенок с теленком гоняют что-то, очень похожее на мячик, и подумал: «А у меня есть настоящий мячик, но мне грустно!» Недалеко, в тени дерева поросенок рыл канал, а потом запускал в плавание щепку и радостно прыгал вокруг.

– У меня есть красивый корабль, но мне скучно… – пробормотал бегемотик, отвернувшись. Вечером за ужином мама и папа заметили, что с малышом что-то не так.

– Почему ты такой грустный, сынок? Опять кораблик поломался? – спросил папа.
– Наверное, наш мальчик перегрелся на солнышке и заболел, – вслух подумала мама.
– Нет, мама, я здоров…. Просто у меня совсем нет друзей.
– Как?! У такого молодца нет друзей? – удивился папа. – Пожалуй, завтра я посмотрю за тобой у реки, – сказал он.
– И дома похозяйничай, – предложила мама.
– А что, давай! – согласился папа.

И вот наступило утро. Мама ушла на пляж, а Сева с папой занялись хозяйством. Конечно, каша у папы получилась не такой вкусной, как у мамы, зато он разрешил сыну помыть тарелки, пока сам выколачивал половичок на дворе. И вот папа с Севой отправились к реке. Папа взял с собой корзиночку, а чтобы идти было легче, поставил ее на тележку бегемотика. На берегу шумно резвились детишки, Сева сел на свое место и стал копать лопаткой песок.

– Ну, малыш, веселее! – сказал папа. – Давай помогу! – и он начал насыпать песчаный холм.
– Папа, а что ты делаешь?
– Увидишь! Помогай, – ответил папа.
Тут к ним подошел поросенок.
– Здравствуйте! А можно с вами? – неуверенно спросил он.
– Давай, присоединяйся, гора должна быть большая! – подбодрил поросенка папа.
Вскоре все дети на берегу участвовали в игре, и песчаная гора росла на глазах. Все Севины совочки расхватали другие ребята.
– А у меня нет лопатки, – маленький бегемотик Сева чуть ли не плакал.
– Вот, держи, малыш, – сказал папа и отдал ему свой совочек.
– Спасибо! – поблагодарил Сева.

Потом на вершине горы сделали углубление, и папа отправил малышей за водой. Все стали носить воду из реки и выливать ее в ямку.
– Кратер вулкана полон! – торжественно произнес папа. С этими словами он взял палочку и ковырнул краешек горы. Вода ринулась на свободу, ручеек устремился к реке. Игру повторяли несколько раз, всем было весело.
– Сева, подойди, малыш, – позвал папа. - Вот тебе конфеты, угости тех, кто с тобой играл, и не забудь себя. Сева взял конфеты и позвал поросенка.

– Вот, угощайся, – сказал он.
– Спасибо, я очень люблю эти желтенькие конфетки! – поблагодарил поросенок.
Бегемотик раздавал конфетки и видел, как радуются малыши. И он тоже вдруг почувствовал большую радость от того, что сам делает приятное для других. На сердце у Севы стало легко и хорошо. Никто из детишек за время игры не назвал его жадиной.

На следующее утро на прогулку с малышом пошла мама. Севу встретил радостный поросенок, и вместе они стали играть в песке.
– Сева, подойди ко мне, – позвала мама. – Вот, возьми яблоко, а то до обеда еще далеко.
– А у тебя не найдется еще одного яблока для моего друга поросенка? – спросил Сева.
– Конечно, угости друга, – и мама протянула Севе второе яблоко.
С этого дня у Севы появилось много новых товарищей, они дружно играли в игрушки, которые каждый из них приносил из дома, менялись ими. А когда кто-то из малышей начинал жадничать, Сева объяснял ему, что играть всем вместе гораздо приятнее и интереснее.
А еще Сева вместе с папой придумали новую африканскую традицию – пикник на берегу по субботам, когда каждая семья приносила лакомство к общему столу.

 


Вопросы для малыша

  • Что любил делать Сева и как он вел себя на прогулке?
  • Как прозвали бегемотика другие малыши? Почему?
  • Был ли Сева бережливым?
  • Почему бегемотик Сева вдруг загрустил?
  • Какую игру затеял папа вместе с малышами?
  • Почему Сева почувствовал себя снова радостным и счастливым? Что он понял?
  • Чем хороша была новая африканская традиция?

В сложной ситуации лучше нравоучений со стороны родителей работает осуждение другими детьми проявлений жадности. Кроха получит урок от своих же товарищей: жадничать неразумно и совершенно невыгодно – никто не захочет играть и дружить с «жадиной-говядиной».

Правильная тактика

  • Если другой ребенок заинтересовался игрушками вашего малыша, придумайте для них такую игру, в которую можно поиграть сообща и пользоваться игрушкой вместе или по очереди. Хорошим приемом может стать «равноценный обмен», который устроит обоих малышей.
  • Обязательно хвалите малыша, когда он сам проявляет заботу о других детях. Например, сам предлагает совочек ребенку, который забыл свои игрушки дома.
  • Нельзя заставлять ребенка делиться самой любимой игрушкой. Ее лучше не брать на прогулку. Чтобы избежать неприяностей, договоритесь, что она будет «ждать» его дома, раз она так для него ценна.
  • С 4–5 лет обязательно предлагайте внести свои игрушки в общую игру, угостить друзей на площадке. Учить ребенка следует так. Угостите своего малыша одновременно с другими. В следующий раз используйте схему: «Вот две конфеты. Одну возьми себе, а другую дай Ване!» Выполнив поручение, ребенок испытает радость от того, что сделал приятное другому. При этом сам кроха не останется ущемленным.
  • Если вы идете в гости в дом, где есть малыш, и приготовили ему в подарок новую игрушку, которой нет у вашего ребенка, то это может вызвать сильное огорчение у крохи. И здесь нет никакой жадности. Просто ребенку хочется иметь такую же. Выходом может послужить покупка такой же игрушки, которая останется у вас дома. Малыш не только испытает радость от вручения подарка, но и с удовольствием проведет инструктаж по его использованию.

Жадность не свойственна природе крохи и не рождается с ним

Как правило, до 3–3,5 лет ребенок с трудом делится своими вещами. Выпустив игрушку из рук, кроха переживает ее потерю. Именно это переживание впоследствии может закрепиться как личностная черта – жадность. Малыш в первую очередь удовлетворяет свои собственные потребности и встать на позицию другого пока не умеет. Родителям нужно помочь малышу научиться взаимодействию с другими детьми, считаться с их мнением. Правильная позиция и действия взрослых помогут малышу справиться с переживанием потери без напряжения.
 

  • Источник: Сказкотерапия
  • Дата:

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться