Нарушение речи: нам поможет логопед

Назад
Нарушение речи: нам поможет логопед
- {{rating.rating | number}} +

Любое нарушение речи у ребенка - алалия, заикание, дизартрия, или просто недоразвитие речевого аппарата - требуют вмешательства настоящего профессионала. Но как понять, что перед вами действительно хороший логопед? Рассказывает Наталья Ильина, логопед-дефектолог.

Вы уже решили, что крохе требуются занятия с логопедом. В первую очередь определитесь, готовы ли вы сами регулярно водить ребенка на занятия, или вам удобнее, чтобы логопед приходил к вам домой.

Где можно найти такого специалиста?

В первую очередь обратитесь в детскую поликлинику. Также логопеды работают:

  • в различных государственных и коммерческих центрах, где проводятся развивающие занятия с детьми;
  • в детском саду, школе;
  • сами по себе и занимаются частной практикой.

Так каким же должен быть логопед, как найти хорошего специалиста среди множества предложений?

Образование, стаж работы

  • Желательно, чтобы у логопеда было высшее педагогическое образование.
    Выпускник логопедических курсов, конечно, тоже может быть очень хорошим специалистом, но с меньшей вероятностью, чем тот, кто получил полноценное образование – закончил институт.
  • Возраст и опыт работы... не всегда имеют существенное значение.
    Молодой логопед может работать с большим рвением и интересом, чем умудренный опытом и повидавший многое в своей практике корифей. Многие мамы утверждают, что их малышу больше нравятся занятия с молодым специалистом. Так что возраст не может быть единственным критерием при выборе логопеда.

Компетентность

Это, пожалуй, один из самых важных пунктов. Уровень профессионализма логопеда оценивает аттестационная комиссия, присуждая ему ту или иную квалификационную категорию и решая, соответствует ли он занимаемой должности. Хороший логопед владеет достаточным количеством знаний, умеет применять методики, творчески подходит к своей работе.

Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?

Один в поле не воин

Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный медико-педагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и педагогов можно добиться наибольших успехов.

Гарантии — нужны ли?

Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается скорректировать лишь частично.

Сомнительные методы

Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какие-нибудь экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование чудо-аппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о «новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.

Мнение ребенка

Для многих мам самое главное, чтобы малышу нравились занятия. Присмотритесь, не превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, заметен ли результат. Если же кроха самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, значит, этот специалист вам и нужен.

  • Если малыш кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
    Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку.
  • Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.

Вежливость, тактичность

Хороший логопед умеет найти общий язык и со своим учеником, и с его родителями. Всегда приятно, когда логопед:

  • вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего не понимаете»;
  • не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
  • не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.

Аккуратность и пунктуальность

Обратите внимание, насколько опрятен специалист.

  • Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
  • Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением протирает их спиртом.
  • Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
  • Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они сделаны из непищевой пластмассы и могут быть неполезны.
  • Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять расценки на свои услуги.

Ответственность сторон

Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под рукой.

Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к занятию.

В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на организационные моменты.
Прежде чем судить о работе логопеда, вспомните, что половина успеха от занятий зависит от вас самих!
Если логопед оставляет ребенку домашние задания (упражнения для развития речи) и просит ежедневно их выполнять, не подумайте, что он хочет свалить свою работу на вас!
Выполнение домашних заданий – одно из необходимейших условий, которые должны соблюдаться. Выработанный на занятии новый навык быстро забывается, и его нужно постоянно закреплять. Если вы сами не справляетесь, не хватает времени или ребенок вас не слушается, то не ждите мгновенного результата от занятий.
Для получения максимально быстрого результата придется заниматься с логопедом ежедневно, если это может позволить график работы специалиста и семейный бюджет.

  • У каждого «работодателя» свои ценности. Кому-то приятно, когда логопед дорого одет, приезжает на своем автомобиле, выглядит так, словно только что вышел из салона красоты, воркует с малышом и создает вокруг себя ауру благополучия. Другая мама предпочтет, чтобы с ребенком занималась женщина среднего возраста, требовательная и строгая. Для третьей мамы основной критерий – большой опыт и множество регалий, для четвертой – низкая стоимость занятий.
  • У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль работы – вам нужно только найти друг друга. Но, безусловно, самым важным остается конечный результат занятий по развитию речи ребенка. Желаем успехов!

Как понять, что перед вми действительно хороший логопед?

  • Такого логопеда вам могут рекомендовать другие родители, потому что занятия с их малышами были успешными.
  • Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
  • Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи любому педагогу.
  • После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком дома самим.
  • Занятия должны приносить результат. Чем легче нарушение речи у ребенка, тем быстрее оно исправляется. При тяжелых случаях нарушения речи (алалия, заикание, дизартрия) научитесь отмечать даже самые маленькие изменения. Если вам кажется, что результатов от занятий нет, не спешите делать выводы о компетентности специалиста. Поприсутствуйте на занятиях и обратите внимание на то, есть ли контакт между педагогом и ребенком, насколько малыш вовлечен в игру, выполняет ли просьбы педагога, используются ли на занятии разнообразные игры и пособия. Если взрослый, не добившись выполнения задания, сразу переходит к следующему или выполняет все задания за ребенка, проводит занятия на однообразном материале, применяет физическую силу или угрожает ребенку, то такое времяпрепровождение не будет полезным.

 

  • Автор: Наталья Ильина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться