Коррекция дислексии и дисграфии: практические советы

Назад
Помощь при дислексии и дисграфии
- {{rating.rating | number}} +

Почему письмо и чтение не всем даются легко, и что с этим делать

 

Помните строчку из стихотворения – «Как хорошо уметь читать»… Крепко же мы в это верим, если сегодня раннее обучение чтению приняло такие масштабы. Однако есть дети, которые и в младшем школьном возрасте еле-еле овладевают чтением и письмом. И не потому что ленятся – а потому что объективно не могут.

 

 

Трудности перевода


При дислексии ребенок, несмотря на все старания, не может в полной мере овладеть навыками чтения – иногда даже на уровне слияния слогов. Бывает, что пытается угадать слово по первым буквам, не дочитывает окончания, заглатывает, пропускает буквы или заменяет их другими.

При дисграфии ребенок делает на письме специфические ошибки, не связанные с правилами орфографии.

То есть если первоклассник пишет в тетради «карова» – дело житейское, он просто пока не знает этого словарного слова. Ошибки же дисграфика родители часто называют «глупыми»; они идут не от грамматики. Это:

✽ оптические ошибки (ученик путает зрительно похожие буквы – например, прописные «у» и «и», «в» и «д»; пишет буквы в зеркальном отражении – И как N, Я как R);
✽ кинетические, или двигательные ошибки (путает буквы, отличающиеся количеством элементов: прописные «и» и «ш», «п» и «т»);
✽ фонематические ошибки – связанные с несформированностью фонематического слуха (путает, например, звонкие и глухие согласные). Существует еще одно, наименее изученное, нарушение письма, которое проявляется обычно в третьем - четвертом классе, – дизорфография: ребенок знает правила, но не может применять их на практике и пишет безграмотно.

 

Речь и не только


До недавнего времени все эти симптомы считались следствием нарушения речевого развития. Считалось, что если у малыша в детсадовском возрасте был диагноз ОНР (общее недоразвитие речи), значит, с поступлением в школу его проблемы, скорее всего, перерастут в дислексию. Однако не так все просто.

Есть категория детей, у которых никогда не было ОНР, прекрасно развита устная речь, но писать и читать они не могут.

В последние десять лет к изучению и коррекции дислексии и дисграфии подключились детские нейропсихологи. Они утверждают, что основные причины нарушения письма или неспособности научиться читать – это:

✽ недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений: ребенок долго путает право и лево;
✽ недостаточное взаимодействие между правым и левым полушариями: ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, часто «зависает» – уходит в себя;
✽ искаженное речевое развитие: ребенок, который поздно начал говорить, не выговаривает некоторые звуки, тоже в группе риска.

 

Приводит мама малыша к специалисту, жалуется на проблемы с чтением и письмом – а ребенка просьба «дотронься правой рукой до левого уха» приводит в тупик. Естественно, что при письме у такого малыша возникают трудности: ему нелегко удержать в сознании зрительный образ буквы, перенести его на бумагу.

 

Масштаб проблемы

Дислексия – проблема планетарного масштаба. Ею страдают 300 миллионов человек в мире. 5% из них не могут ни адаптироваться в социуме, ни получить профессию.При этом к единому мнению о том, что считать дислексией, специалисты пришли только в 2010 году – на первом всемирном форуме ЮНЕСКО по проблемам дислексии, который проходил в Париже.

Было признано, что это неврологическое нарушение, проявляющееся в нарушениях чтения, письма и орфографии.

В нашей стране принято различать дислексию (как стойкое специфическое нарушение чтения) и дисграфию (трудности овладения письменной речью). Страдающие ими дети имеют сохранные зрение и слух, нормальный интеллект, но при этом они не могут научиться читать и писать. Выявляются подобные расстройства, как только ребенок начинает читать и писать, – по целому ряду специфических ошибок.

 

Как выбрать школу для малыша с проблемами речи?

Выпускникам логопедических детских садов безопаснее всего идти в школу, где обучают по традиционной программе, проверенной-перепроверенной. Не потому, что новаторские программы чем-то плохи, они просто не подходят деткам с особенностями речевого развития: им будет тяжело учиться.

Но, пожалуй, самый неблагоприятный вариант, даже для беспроблемного ребенка – когда учитель берет куски из разных программ и компилирует их по своему усмотрению.

Поэтому, записывая малыша в школу, обязательно заранее поинтересуйтесь, по какой программе его там будут учить.

 

Осторожно: перегрузка!

По данным Института возрастной физиологии РАО, возглавляемого академиком РАО Марьяной Безруких, в первый класс приходят до 20% детей с пограничным психическим нездоровьем, а к концу первого класса их становится 60–70%. И это только первый класс!

Вот почему была разработана нормативная база для первоклашек: задания задавать до Нового года нельзя, во втором полугодии ребенок должен тратить на приготовление домашней работы не больше часа в день, отметки в первом классе не ставятся вообще. Но хотя законы у нас очень правильные, они все время нарушаются на местах.

 

Приобретенные нарушения

В последние годы появился довольно большой контингент детей с такими нарушениями письма и чтения, которые нельзя назвать собственно дислексией и дисграфией: эти дети изначально были абсолютно благополучны. Но они приобрели нарушения (так называемая неосложненная дислексия) вследствие… неправильного обучения.

Это то, что взрослые сотворили своими руками: к ним пришел благополучный, хорошо развивающийся ребенок – и они сделали все, чтобы он стал дисграфиком.

А помогли им неадекватные методы обучения, слишком усложненные и «навороченные» программы обучения, школьные перегрузки. Это еще раз говорит о том, что выбирать для малыша развивающий центр или школу нужно осторожно и тщательно.

 

Создаем основу

 

✽ Как ни странно, профилактику подобных проблем хорошо бы начинать еще во время беременности: прогулки по 3–4 часа в день и правильное питание сведут к минимуму риск внутриутробной гипоксии (кстати, число гипоксий у детей сегодня увеличилось). Важно и грамотное отношение к родам.

Конечно, не обязательно все дети с родовой патологией получают впоследствии проблемы с речью, чтением и письмом, но лучше не рисковать.

Кесарево сечение без медпоказаний, исключительно по желанию матери, – тоже риск. Во время естественных родов ребенок «заводит» все механизмы, проходя по родовым путям; каждый позвонок «включается в работу». «Кесарята» этого не получают – поэтому и отличаются от малышей, появившихся на свет естественным путем.

✽ Очень важный период – с рождения до года, когда закладывается фундамент будущего развития. Год взрослого человека и грудничка по насыщенности не сравнить: малыш за первые 12 месяцев стремительно развивается; к году он утраивает свой вес, вырастает на 20–25 см. Подобными темпами растет и его мозг. Каким вырастет ребенок – живым и любознательным или вялым и сонливым – во многом зависит от того, как он провел первый год своей жизни. Это значит, что до того, как малышу исполнится год, родителям следует сделать очень много.

✽ Желательно, при отсутствии противопоказаний, провести малышу курс массажа.

✽ Очень полезна пальчиковая гимнастика. Используйте любую возможность для общения с ребенком: укладываем спать – поиграли с пальчиками, проснулся – снова поиграли, хоть в ту же «сороку-ворону».

✽ Особенно значимый этап – ползание. Во время ползания запускается очень важная функция – межполушарное взаимодействие. Так что если ваш малыш миновал этап ползания, а сразу встал и пошел, не спешите радоваться. Не сдерживая искусственно его желание ходить, придумывайте игры, которые заставят малыша встать на коленки; встаньте рядом, ползайте наперегонки, чередуйте ходьбу с ползанием. Можно придумать много разных упражнений или взять их из книг и журналов. Все это в будущем поможет малышу избежать проблем при обучении чтению либо (если они все же появятся) снизить их проявления.

 

Успеть до школы
С дошкольником необходимо говорить четко и правильно. Почаще играйте с ним в игры на различение звуков («Что это шумит? Как кошка мяукает?», «Хлопни в ладоши, когда я скажу звук «с»). Полезны игры, в которых надо говорить, называть, а особенно – использовать мяч: «Съедобное - несъедобное», «Я знаю пять имен мальчиков…»; всевозможные раскраски и наклейки.

Только не надо играть по расписанию, заставлять заниматься: «А ну-ка брось свои машинки и иди, найди пять отличий!». Так можно только отбить у ребенка охоту развиваться.

Более того: научно доказано, что чем больше вы давите на ребенка, тем хуже он усваивает информацию. Он может просто уйти в себя и отказаться воспринимать информацию на слух.

 

Как помочь ребенку

 

Становление чтения и письма – процесс непростой и длительный. Его успешность зависит от многих факторов. Но начинаются и чтение, и письмо всегда с мотива, побуждения: «Сейчас я буду читать (писать)». Этот уровень, как и контроль, регуляция деятельности, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Так вот, есть дети, у которых явные проблемы с самоконтролем: они плохо воспринимают запреты, с трудом вписываются в игры с правилами, в школе могут встать посреди урока и пойти по своим надобностям; у них нет четких границ в поведении. Скорее всего, границ у таких детей не будет и на письме.

Чтобы помочь ребенку с уже имеющимися дислексией и дисграфией, нужно понять причину «неполадок».

Скажем, есть три ученика с одинаковыми характерными ошибками в тетради. Один – из «речевых» деток: у него нарушен фонематический слух, он с трудом различает на слух «гора» и «кора». У другого малыша проблема с пространственными представлениями: перерисовывает картинку – и «зеркалит», правое оказывается слева. А у третьего – трудности с самоконтролем. Только правильно определив причину, можно рассчитывать на успешное лечение дислексии. А выявлять причину должны специалисты – логопед и нейропсихолог; они же составляют и программу коррекции.

 

Корректурная проба 

 

Хорошо зарекомендовало себя упражнение – корректурная проба. Каждый день в течение 5 минут (не больше!) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы. Начинаем с одной гласной, затем расширяем репертуар. Задания могут постепенно усложняться: например – обведи все «а» в кружочек, а все «б» подчеркни. (Материал для зачеркивания вы выбираетесь, ориентируясь на проблемы ребенка.) Первые результаты дадут о себе знать уже через 2–2,5 месяца.

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Комплекс упражнений из программы способствует развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи, устранению дислексии.

Продолжительность занятий: 10–15 минут.
Периодичность: ежедневно.
Время занятий: утро, день.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений: 45–60 дней.

 

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

Кулак – ребро – ладонь


Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.

 

Лезгинка

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

 

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

Ухо – нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

Змейка

Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

Горизонтальная восьмерка

Первая, вторая недели занятий
✽ Упереться языком во рту в зубы. Расслабить язык. Повторить 10 раз.
✽ Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.
✽ Удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

Третья, четвертая, пятая, шестая недели занятий
✽ Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.

Седьмая, восьмая недели занятий
✽ Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

А как не надо?

Многие мамы пытаются справиться с проблемой «количественными способами»: диктуют детям бесконечные диктанты, заставляют читать огромные тексты. Едва ли такие героические усилия приведут к положительному результату. Не стоит также просить ребенка искать ошибки в тексте, напичканном неверно написанными словами: ребенок непременно запомнит неправильный вариант.

  • Автор: Людмила Потапчук, Наталья Свободина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

4 комментария к записи

На личном опыте уже 3 года убеждаюсь- многое из статьи - правда.Ребенок идет уже в 4 класс, только вот ни учителю ни школьному психологу до наших проблем дела нет.В середине 2-го класса, "залезла" в интернет, стала искать упражнения по коррекции, сама придумывать, исследовать "под микроскопом" все ошибки в тетрадях и ошибки при чтении. Сдвиги есть. Но учительница даже "палец о палец не ударила" чтобы помочь. "По-больше пишите, по-больше читайте", а конкретные упражнения подсказать- нет.Стаж работы 20 лет, ее наши проблемы не интересуют.

Наш опыт борьбы с дисграфией и дислексией стала записывать в ДНЕВНИК. Может кому-то будет полезен.
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704/
В Англии и других странах есть КУЧА литературы, много методов КАК бороться с ними (дисграфией и дислексией). И есть книги, которые написаны самими дислексиками или их мамами. А у нас попробуй найди еще ТАКИЕ книги.
Если даже специалисты: учителя, логопеды, репетиторы не очень понимают ЧТО и КАК делать в ТАКОЙ ситуации. Потомучто в институтах эти темы подробно не преподавались. А детям ТАКИЕ диагнозы редко "ставят"-
т.е. дают справку в школу, разве что у ребенка есть,(читала в интернете, мамы пишут) КУЧА диагнозов от неврапатолога и психолога.
А потом, оказывается, эта справка - повод не помогать ребенку усваивать знания, а повод избавится от "неудобного глупого" ученика.

Метод Дейвиса всем дислектикам в помощь. Дает результат на порядок лучше, чем многократное перечитывание и переписывание.

почему последнее время столько детей с логопедическими проблемами?