Когда стоит бежать к логопеду?

Назад
Когда стоит бежать к логопеду?
- {{rating.rating | number}} +

Малыш заговорил, но вы замечаете, что он не запоминает новые слова, его речь не совсем понятна, появились запинки. Нормально ли это для возраста вашего ребенка или нужно срочно вести его к специалистам?

Родители 2-летней Катюши всегда со вниманием относились к здоровью своей малышки. Когда они с дочкой в очередной раз отправились на плановый осмотр в детскую поликлинику, то услышали совершенно неожиданный диагноз – «задержка речевого развития». Врач объяснила, что Катя знает недостаточное для ее возраста количество слов, пропускает слоги в словах и строит слишком простые предложения, не более чем из двух–трех слов. И это при том, что родители всегда хорошо понимали, о чем говорит их девочка, и им и в голову не могло прийти, что у нее есть
какоето отставание в развитии!

Ну а что делать тем папам и мамам, которые сами замечают отклонения в речевом развитии своего ребенка, к каким специалистам им обращаться за помощью?

Обязательно отведите ребенка на консультации к
✽ психоневрологу,
✽ невропатологу,
✽ логопеду.
Специалисты познакомятся с историей болезней вашего малыша и побеседуют с ним самим. Вам зададут нужные вопросы о его развитии и посоветуют, как поступать дальше. Возможно, малышу назначат дополнительные обследования, медикаментозное лечение, массаж, его могут направить в логопедический детский сад или центр реабилитации.

Беспокоиться стоит, если...

1-3 года

✽ В течение длительного времени ребенок не подражает новым словам. Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех–пяти слов.

✽ Слова сильно искажены, невнятны.

✽ Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

✽ Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: «Аня хочет нет» вместо: «Я не хочу».

3 года

✽ Ребенок не говорит о себе в первом лице, то есть не пользуется местоимением «я».

✽ Когда малыш говорит, кончик языка высовывается между зубами или у крохи чрезмерно текут слюнки.

✽ Игры ребенка сводятся преимущественно к разрушительным действиям. Он не понимает слово «нельзя», его сложно организовать.

4-5 лет

✽ У ребенка ограничен бытовой словарь. Он не может назвать предметы одним обобщающим словом: игрушки, одежда, овощи, мебель и т. д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака – пес, веселый – радостный, смотреть – глядеть и т. д.; подобрать к слову антоним: холодный – горячий, большой – маленький и т. д.

✽ Ребенок не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

✽ Ребенок говорит на «своем» языке, и ему безразлично, понимают его окружающие или нет.

5–6 лет

✽ Ребенок неправильно произносит звуки, слова проговаривает неполностью, невнятно, он не может сформулировать мысль, рассуждать, рассказывать о чем-нибудь. Нарушен грамматический строй речи.

✽ Возникают специфические ошибки на письме – пропуск букв в словах, недописывание слов, замена одних букв другими, зеркальное написание букв.

Задержка развития речи
Это довольно распространенное нарушение речи у детей 2–3 лет (особенно у мальчиков) может быть вызвано наследственными причинами, общей ослабленностью организма, особенностями воспитания или может отражать индивидуальный темп развития. Как правило, ребенок с таким диагнозом через полгода–год догоняет в своем развитии сверстников. Опасения это нарушение может вызывать в том случае, если беременность и роды проходили с осложнениями. Если к 3–4 годам речь малыша остается бедной и неразборчивой, то встает вопрос о постановке диагноза «алалия».

ЧТО ДЕЛАТЬ? Приложите все усилия, чтобы развитие речи малыша не стояло на месте. Играйте с ним, вместе читайте книги, слушайте музыку, обеспечьте ему новые впечатления и, конечно, укрепляйте его здоровье. Запишите его в детский клуб или группу раннего развития. Полезны артикуляционная гимнастика (упражнения перед зеркалом: улыбнуться, показав зубки-заборчик; вытянуть губки вперед трубочкой; высунуть язычок вперед, как змея, и спрятать обратно; приоткрыть рот и дотянуться кончиком языка до верхних резцов; поцокать, как лошадка), формирование выдоха (задувать свечку, играть с мыльными пузырями, дуть на перышко, ватку) и развитие мелкой моторики рук.

Алалия
Ребенок произносит пару десятков слов и самые простые фразы, несмотря на то что жестами может изобразить все что угодно, а его сверстники уже воодушевленно рассказывают наизусть стихотворения. Ни уговоры, ни угрозы, ни тщательно проводимые занятия не приносят ощутимых плодов.
Если малышу уже больше 3 лет, а его словарный запас очень мал, слоги в словах пропускаются или меняются местами, фразами он почти не говорит, скорее всего, врачи поставят ему диагноз «алалия». При моторной алалии малыш хорошо понимает обращенную к нему речь, но самостоятельная речь формируется медленно. При сенсорной алалии нарушается понимание речи, несмотря на то что слух сохранен. Причина нарушения – поражение речевых зон коры головного мозга.

Тяжесть алалии может быть различной. В одних случаях ребенок в 5–6 лет начинает хорошо говорить, то есть речь идет о сравнительно небольшом отставании, в других – при отсутствии специального обучения он остается немым до 12–13 лет и позже овладевает только очень бедной речью.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обратитесь к детскому неврологу и логопеду. Целесообразно сделать электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Как правило, детки-алалики посещают логопедическую группу детского сада. Настойчивая работа по преодолению этого нарушения длится вплоть до школы, а иногда и дольше. Знайте, что запоздание в развитии речи тормозит формирование интеллекта и влияет на характер ребенка, поэтому малышу необходимы регулярные логопедические занятия и игры на развитие внимания, памяти, мышления, моторики рук.

К сожалению, при тяжелом нарушении речи дети идут не в массовую, а в специализированную речевую школу.

Дизартрия
Ребенок в 4,5 года говорит много, но звуки произносит искаженно. Мама укоряет его за то, что он совсем не старается красиво говорить, и ей кажется очень странным, что язычок малыша выглядит вялым, у ребенка время от времени изо рта текут слюнки, хотя время для роста зубов уже позади.

Нарушение произношения может быть вызвано недостаточностью нервных импульсов, проходящих из речевых зон коры головного мозга в органы артикуляции. Это нарушение несложно распознать: изза слабости мышц ребенок с трудом пережевывает жесткую пищу, заметно чрезмерное слюнотечение, а говорит он невнятно, словно у него «каша во рту».

Такое нарушение речи называется дизартрия, и самостоятельно оно не проходит.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если вы заметили признаки дизартрии, в первую очередь обратитесь к детскому невропатологу. Вам могут посоветовать с 5 лет идти в логопедическую группу детского сада, но лучше начинать занятия уже с 4 лет. Приготовьтесь к кропотливой работе – под руководством логопеда вам потребуется ежедневно заниматься с ребенком. Может помочь логопедический массаж. Труды обязательно будут вознаграждены!

Дислалия
Одно из самых распространенных нарушений речи – дислалия: ребенок не выговаривает тот или иной звук, искажает его или заменяет другим, например, вместо «л» или «р» использует более простой для произнесения «в». При этом такой ребенок уже в пятилетнем возрасте может уметь читать и начинает осваивать письмо, любит рисо
вать, конструировать и узнавать чтото новое.
На этапе становления речи любой ребенок искажает звуки, и тогда мы говорим о физиологической, возрастной дислалии, при которой обязательно настает момент, когда малыш самостоятельно или при минимальной помощи овладевает умением выговаривать звуки родного языка. Многие дети овладевают правильным звукопроизношением к 4–5 годам, позже всех появляются «л» и «р». У некоторых детей несовершенство произношения звуков не исчезает, а приобретает стойкий характер, и тогда мы говорим о собственно дислалии.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Бывает достаточно показать перед зеркалом и объяснить, как должны быть расположены губы и язычок, чтобы произнести тот или иной звук (например, что для произнесения звука «л» язычок должен упираться в верхние зубки), и ребенок без труда овладевает правильным произношением. Если «упрямый» звук уже прочно обосновался в речи, потребуется помощь логопеда. Специалист покажет, какие выполнять упражнения, чтобы укрепить мышцы губ, щек и языка. Затем вызовет правильный звук и поможет закрепить его в слогах, словах и фразах. Постановка звука и его автоматизация (введение в связную речь) в среднем длится от одного месяца до полугода. Дислалию следует устранить в дошкольном возрасте, так как у ребят с нарушенным звукопроизношением могут возникнуть трудности при письме.

Заикание
Одно из самых коварных нарушений речи – заикание. Проявляется оно в виде запинок, повторения и растяжения слогов и звуков, зачастую первый слог в слове повторялся неоднократно. Причем все сопровождается мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Волнение и стремление говорить без запинок приводит к усилению заикания. При этом речь у ребенка развивается бурно, каждый день может появляться несколько новых слов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период бурного формирования фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства.

ЧТО ДЕЛАТЬ?Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру: такие запинки не пройдут сами, особенно, если ребенок старается скрыть их.

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если что-то произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы оставить ребенка дома минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (в первые два месяца после возникновения запинок) заикании специальные занятия не проводятся, но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Если заикание длится уже достаточно долго, целесообразно отвести малыша в детский сад для заикающихся детей.

Речевое нарушение не исчезнет самостоятельно, без специально организованной работы

КАК ОБСЛЕДОВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА
1 Обследование звукопроизношения

Вниматель но прислушайтесь, достаточно ли четко ребе нок выговаривает согласные звуки: ш, ж, с, з, ч, щ, л, р и другие. Родители не всегда замечают ошибки в речи своего малыша, поэтому вам сто ит прислушаться к мнению окружающих: вра чей, воспитателей, друзей.


2 Обследование слоговой структуры слова

Пред ложите ребенку произнести такие слова и словосочетания: милиционер, регулировщик, игрушечный, сковорода, аквариум, слепили снеговика, велосипедист, учительница, под мухомором, фотографироваться. Насколько точно он их выговаривает? При нарушениях слоговой структуры ребенок может пропустить некоторые слоги, добавить лишние или поменять их места ми. Если ребенок допускает ошибки во многих словах, стоит обратиться к логопеду.


3 Обследование фонематического восприятия

Важно не только проверить, как ребенок про износит звуки, но и как он воспринимает их на слух, когда говорят окружающие. Некоторые звуки сходны по звучанию или артикуляции, и их можно спутать. Предложите ребенку повторить вслед за вами пары слогов: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

Проверьте, различает ли ребенок слова, близ кие по звучанию, но разные по смыслу: жук – сук, том – дом – ком – сом, тень – день, мишка – миска, коза – коса, зуб – суп, лужа – лыжа. Попросите найти предметы, в названии кото рых есть звуки р, с, к и другие.


4 Обследование лексического запаса и грамматического строя речи


Один – много

Называйте один предмет, а ребенку предложите называть этот предмет во множественном числе. Например: гнездо – гнёзда, много гнёзд, яблоко – яблоки, много яблок; звезда – звезды, ухо – уши, глаз – глаза, пень – пни и т. д.

Наоборот

Предложите ребенку подобрать сло во с противоположным значением, например, черный – белый, большой – маленький, день – ночь, чистый, далеко, высоко, пустой, молодой, прямой, высокий, веселый, острый, тяжелый и т. п.

Детеныши животных

Предложите назвать детенышей коровы, лошади, свиньи, курицы, овцы, козы, собаки, кошки, лисы, волка, медведя и т. д.


Большой – маленький

Называйте предмет, а ребенка попросите называть маленький предмет, ласково: тарелка – тарелочка, стул – стульчик, стол – столик, огурец, пуговица и т. д.
 

Чей хвост?

Подберите картинки с изображением животных, закройте листком бумаги или ладонью животное, оставив на виду лишь его хвост. Спросите у ребенка, чей это хвост. Для начала обязательно приведите пример: лисий, кошачий, лошадиный и т. д.


Хорошо ли ребенок понимает и называет предлоги?

Перемещайте предмет, например карандаш, и попросите ребенка говорить, где он находится и откуда вы его достаете: на столе (со стола), под книгой (из-под книги), над головой, в коробке (из коробки), между книгой и тетрадью.

Прежде чем грамотно спланировать логопедическое обследование ребенка, врач проводит диагностику. Она должна включать в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. Все эти сведения вносятся в речевую карту.

5 Обследование навыков связной речи

Попросите ребенка рассказать, что изображено на картинке. Пусть он сам выберет любую картинку и вам ее не показывает. После того как рассказ будет завершен, посмотрите на картинку и сделайте вывод: все ли изображенное было перечислено, насколько подробно, насколько точно совпадают услышанное и увиденное вами.

Прочитайте ребенку небольшой рассказ, задайте по несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать текст. При нормальном развитии ребенок сможет последовательно передать смысл текста и достаточное количество подробностей.

6 Обследование навыков ориентировки в окружающей действительности

Ребенок в 6–7 лет должен иметь четкие представления о себе и своей семье, о детском саде, своем доме и т. д. и быть готовым ответить на вопросы: Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как зовут твоих родителей? Как ты едешь в детский сад? Сколько у тебя братьев и сестер? Какая сегодня погода? Как ты одет? Какую одежду носят летом, зимой? Что ты сегодня утром ел? Какие звери живут в лесу?

7 Обследование письменной речи

Современные дети идут в первый класс, умея считать, решать простые примеры и задачи, читать и даже немного писать. Спеша научить ребенка чтению и письму, родители иногда забывают, что для успешного освоения этих умений требуется определенный уровень восприятия, пространственновременных представлений, образного мышления. Насколько хорошо сформированы эти процессы, после проведения диагностики вам может сказать специалист – детский психолог, дефектолог или логопед. И не стоит настаивать на своем, ребенок может потерять интерес к учебе.

На этапе освоения письменной речи некоторые ошибки встречаются почти у всех детей – это тенденция к зеркальному (словно задом наперед) написанию букв; пропуск буквы и слогов; неразборчивость почерка; замена букв на другие, например, «п» и «т», «б» и «д», «о» и «а», и другие ошибки. Если, несмотря на ваши напоминания и объяснения, такие ошибки не пропадают в течение длительного времени, то стоит уделить ребенку более пристальное внимание.

  • Автор: Наталья Ильина, логопед-дефектолог
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Привет девченки. После родов так поправилась, что только не пробывала, ничего не помогало. А тут нашла сайт... расчитывает твои параметры и состовляет персональную диету! Сбросила уже 7,5 кг. Очень довольна - xudetka.blogspot.com